В прошедшем августе русские люди следили с гневом и возмущением за похождениями казахского блогера Куата Ахметова и его «языкового патруля».
Напомню, Ахметов создал видеоканал на ютубе, где выкладывал ролики о том, как его банда, так называемый «языковой патруль», терроризировала русских жителей Казахстана, вынуждая их просить прощения за то, что они недостаточно хорошо знают и не всегда используют казахский язык.
В пандан пришлась и история, случившаяся в соседней Киргизии, где мерзавец ударил продавщицу за то, что она говорила с ним на русском языке. Тут вспомнили и русского мальчика, которого в той же Киргизии унижали и оскорбляли за то, что он русский и православный. Ближайшие соседи, бывшие кочевые народы, которым товарищ Сталин учредил в 1930-е годы оседлую государственность, унижают и оскорбляютрусских и находят в этом удовольствие.
В конечном счёте дружными жалобами в сети канал Куата Ахметова на ютубе был заблокирован, а казахские власти начали уголовное преследование блогера. Впрочем, чисто символическое – ему дали убежать заграницу и теперь он кантуется где-то между Грузией и Украиной. То есть ему дали уйти.
Тут характерно сопоставление с другим казахским блогером, Еремеком Тайчибековым, который получил от казахской Фемиды семь лет строгого режима за критику русофобской политики казахских властей. Я неоднократно пересекался с Еремеком в интернете, мы комментировали друг друга, дискутировали, так как он не лишён ностальгии по СССР, от которой я совершенно свободен. И я стопроцентно уверен, что это чистейший и честнейший человек, идеалист, искренне недоумевающий, почему его родина должна идти не вместе с Россией, а против России, зачем нужно дерусифицировать казахскую культуру и алфавит, почему казахские власти ущемляют русских, например, при приёме на работу.
«А за Россию я потому, что Россия это моя Родина, а Казахстан, где я живу, в моём понимании -- исторически неотъемлемая часть России». Мне кажется, что человек, который так говорит, заслуживает со стороны России, как минимум, сочувствия. Однако наши власти почему-то больше всего боятся расстроить казахских русофобов и за Еремека ни разу не вступились, хотя его, конечно, надо тем или иным способом вызволять из плена и показывать, что люди, которые искренне относятся к России с таким дружелюбием – это наши люди, которых мы не оставим.
Почему в Казахстане так озлобленно и напористо играют в Украину? В значительной степени по тем же причинам, что и на Украине. Значительная часть территории Казахстана представляет собой территории Южной Сибири, земли уральских казаков, которые были переданы в состав Казахской ССР коммунистами. Тогда ещё дальше замахивались – пару лет в составе Казахской республики пробыл даже Оренбург.
Казахскому руководству -- и при Назарбаеве, и сейчас -- было важно доказать, что это всё природные казахские земли, природней некуда. Для этого на север, в Астану, которая теперь именуется Нурсултан, была перенесена столица. Для этого русских гнобили так, чтобы они пореже вспоминали о том, что они русские. Молодые русские, как правило, стараются перебраться из Казахстана в Россию и строить жизнь уже здесь.
Несколько лет назад власти Казахстана приняли решение о латинизации казахского алфавита. Это обрекает несколько поколений казахов на функциональную неграмотность. Это обнуляет огромную литературу на казахском языке, созданную в советский и постсоветский период и превращает казахов в, по сути, бесписьменную нацию. И это, разумеется, готовит почву для дискриминации оставшихся в Казахстане русских. Но всё это не очень беспокоит казахстанские элиты – главное любой ценой уйти подальше от России и от русской культуры и двинуть коней на Запад.
Какой смысл, правда, в этом движении на Запад не очень понятно, поскольку Казахстан со всех сторон окружен не-Западом – Россия, Китай, теперь на юге Талибан, а по другую сторону Каспия – Великий Туран из Турции и Азербайджана. То есть никакого практического смысла эта кокетливая вестернизация не имеет. Только чисто украинский – показать, что Казастан не-Россия.
Нельзя сказать, что казахская русофобия и подавление русских проходят незамеченными в России. Время от времени появлялись даже авантюрные планы, вроде надежд покойного Эдуарда Лимонова поднять в Северном Казахстане восстание и устроить там «Другую Россию». Поэтому казахские чиновники и спецуслужбы относятся к обсуждению этого вопроса с большой нервозностью, а единственное решение вопроса «северных территорий» видят в ещё большей дерусификации страны.
На самом деле, в исторической перспективе решений этого вопроса возможно только два. Один – это решение вопроса по-тайчибековски. То есть Казахстан возвращается в состав России, казахи пользуются привилегиями весьма влиятельного народа – они окажутся вторыми по численности в стране. Второй – это решение вопроса по-лимоновски, то есть русские придут за землями, которые считают своими. Причём будет совершенно не важно, сколько к этому моменту останется там русских, хоть всех выгоните – политика будет проводиться на основе осознаваемого морального права.
И вот чем больше Казахстан дерусифцируется, чем больше он превращается в не-Россию и анти-Россию, чем больше там сажают таких, как Еремек Тайчибеков и чем больше разгуливают таких, как Куат Ахметов, тем дальше дело идет к «лимоновскому» сценарию, то есть к тому, что будущая политика России будет ориентирована не на воссоединение Казахстана, а на его раздел с заботой только о геополитических интересах России и этнических интересах русских.
На что же рассчитывают при этом казахстанские, киргизские и прочие русофобские элиты? Конечно они больше всего рассчитывают на то, что никакой сильной России в будущем не будет, а будет, наоборот, развал России по образцу развала Советского Союза на следующем историческом повороте. И тогда коллективный Куат Ахметов спляшет ор теке на нашей могиле.
Возможно ли такое? В принципе, ничего невозможного тут нет. Тем более, что в самой России достаточно сил, направленных на то, чтобы избавить её от русских и от русского языка, так что рядом с ними блогер Куат просто жалкий дилетант.
Вот в Карелии, в городе Петрозаводске, основанном русскими в 1703 году и названном сперва Шуйским заводом, а затем в честь царя Петра, власти решили заменить адресные указатели на русском языке на двуязычные. Проспект Ленина теперь подписан как «Leninan prospektu». При русских эта улица была Бородинской, в честь Бородинской битвы.
Поскольку единого литературного карельского языка не существует, организаторы акций для переименования улиц в русском городе выбрали один из диалектов – ливвиковский. Но если единого языка нет, то единая письменность у него уже есть, на основе… ну конечно же латиницы, чтобы подальше от постылых русских. Именно из-за этого алфавитного эксперимента карельский язык является единственным языком республиканской титульной народности в нашей сверхолерантной и убермногонациональной стране, который не смог получить статуса республиканского госязыка – для этого всё-таки надо иметь письменность на основе кириллицы.
Провокация с табличками является, собственно, попыткой навязать явочным порядком государственный статус карельского языка, несмотря на законодательные ограничения. То есть это ещё один шаг к декириллизации русского культурного пространства.
Кому и зачем это нужно?
Напомню, что русские составляют в республике Карелия – 82% населения, а с русскими записанными не-русскими, то есть украинцами и белорусами, 88%.
А карелы – это один из самых дружественных к русским этносов. Карельские воины прославились в битвах за Русь. В 1187 году карелы совершили в интересах Великого Новгорода поход на Швецию и совершенно уничтожили старую шведскую столицу Сигтуну.
В России никогда не было никакой проблемы карельского сепаратизма. Напротив, карельское и русское воспринималось заедино. Например крепость в нынешнем Приозерске, которую шведы пытались обозвать Кексгольмом, по-русски именовалась Корела. Никто никогда не принуждал карелов отказываться от своего языка, но никто и не запрещал им говорить по-русски и русифицироваться.
Карельская автономия была создана искусственным выделением части Олонецкой губернии. Олонецкая земля -- это издревле русская земля, часть сперва Великого Новгорода, потом Великой России. Здесь всюду рассеяно множество памятников русского деревянного зодчества, прежде всего церквей. Здесь и Валаам, и Кижи, и Кондопога – правда знаменитую деревянную церковь в Кондопоге как-то вовремя сожгли в 2018 году...
Так откуда же взялся спрос на карельский сепаратизм? Это уродливое явление является производным от финского сепаратизма. После того как Россия отделила от Швеции Финляндию, чтобы лишить шведов пушечного мяса, и было создано Великое Княжество Финляндское, там начали оформляться своя нация, свой национализм и, конечно, свои имперские притязания – в данном случае притязания на русскую Карелию и русских карел.
Карелы должны были стать частью финского этноса, и в этом направлении пошла их обработка, сперва неофициально - финнами, а затем и официально - при большевиках, когда была учреждена Карельская автономная республика.
В ходе войны Сталина с Финляндией была создана Карело-Финская ССР, с которой в проектах Вождя Народов должна была «воссоединиться» оккупированная Финляндия. По счастью, этого не произошло, а в 1956 году Хрущёв, чтобы сделать приятное финнам, упразднил «шестнадцатую республику», превратив её в автономию в составе РСФСР. Это было, что называется, чудо Божие – в 1991 году Карело-Финская ССР отделилась бы от СССР вместе с остальными, а потом быстро запрыгнула бы в Финляндию.
Представьте, что Мурманск сейчас оказался бы анклавом, в который не на самолёте можно было бы попасть только с Шенгенской визой? Нравится такая перспектива? То-то же…
Карельский сепаратизм изображать очень трудно, поскольку, прежде всего, нет той массы карел, которые чувствуют себя не-русскими и могут быть настроены анти-русски. Если молодые карелы и учат какой-то язык, то чаще всего это финский, поскольку в Финляндии сытно и интересно, а колбасный сепаратизмы у нас в провинции ещё не вполне изжит.
Но с помощью больших вливаний западных структур, охотно дающих гранты на развитие в России любой нерусскости, и с помощью наших идиотничающих чиновников-многонационалов можно изображать такой сепаратизм достаточно успешно, с тем чтобы дотянуть до кризисных времён, когда быть «нерусскими» станет выгодно, выгодно из тех самых колбасных соображений: авось возьмут в какую-нибудь «цивилизованную страну».
Весьма характерно, кто именно сейчас возглавляет Общество карельского языка. Это глава финляндской архиепископии Константинопольского Патриархата Лев (Макконен). Того самого Константинопольского патриархата, который по американской методичке устроил церковный раскол на Украине, где теперь у русской церкви захватывают храмы и избивают священников...
Конечно, демографически ситуацию в Карелии уже никак и никому переломить не удастся. 88% русских, 7% карелов, абсолютное большинство из которых тоже, конечно, никаких сепаратистских наклонностей не имеют и считают себя русскими карелами. Но при помощи табличечной политики вполне можно сформировать у русских ощущение, что они здесь чужие, что они здесь «пришлые», что они на эту землю не имеют никакого права, -- и это, конечно, абсолютная ложь.
Вообще надо понимать, что нет вообще никакой непроходимой границы между русскими и финно-угорскими народами. Значительная часть русских на севере, включая, к примеру, моих предков по отцу, - потомки славянизированных и русифицированных финно-угров. На это, кстати, очень любят упирать украинские русофобы, зыркающие татарскими глазами и воображающие себя при этом «чистопородными славянами». То есть любой финно-угорский народ в России находится в переходном состоянии превращения в русских. И в этом нет абсолютно ничего плохого. И этому ни в коем случае нельзя мешать.
Но этому мешают. Мешает, в частности, наша нелепая система «нацреспублик», некогда искусственно вырезанных большевиками территориальных образований, весь смысл которых в том, чтобы быть искусственно и любой ценой нерусскими. Из 27 автономий России в двенадцати русские составляют абсолютное большинство населения. В Карелии наивысший из всех автономий процент русских, за исключением Еврейской автономной области.
Но так как субъект федерации называется республика Карелия, то чиновники вынуждены поддерживать осмысленность её существования. Искать карел под кроватью, изображать нерусскость в совершенно русской среде. Такова неумолимая логика бюрократиии. Это ведь только Россия не может быть русской, это ведь только Вологодская область с её 93% русских обязана быть «многонациональной» -- Карелия обязана быть «карельской», то есть не-Русской. Хакассия с её 80% русских обязана быть «хакасской». Даже Еврейская Автономная Область обязана быть «еврейской», о чём нам сообщают вывески на вокзале Биробиджана. Но Еврейская Автономная область, по счастью, не граничит с Израилем. А вот Карелия граничит с Финляндией, где есть полно экстремистских партий и групп, мечтающих о Великой Финляндии и уверенных, что карелы – это оккупированные русскими финны.
Вообще, надо понимать, что в современном мире нет никаких «маленьких гордых независимых народов», чью уникальность и самобытность надо уважать. Есть либо народы, которые ассимилируются с нашим этносом, либо народы, которые будут ассимилироваться с каким-то другим этносом с имперскими притязаниями. От того, что вы станете дерусифицировать карел – никаких самостоятельных карел не появится. Они просто будут ассимилированы финнами. И на это будет работать колбасно-шенгенский фактор.
Чиновники, развешивающие на улицах русского города Петрозаводска латиноязычные таблички, это не ревнители национальной культуры и не распильщики. Это преступники. Причём они даже не сепаратисты – они пособники иностранного империализма, в данном случае – финского империализма. И если к ним придут компетентные органы – я не удивлюсь, а если не придут – значит, эти органы плохо выполняют свою работу, а все лозунги из серии «мы – единая Россия» являются филькиной грамотой.
Я не случайно начал разговор с казахского блогера Куата Ахметова и его «языковых патрулей». Анекдотичные таблички «Leninan prospektu» на улицах города Петрозаводска – это начало пути в пропасть, на дне которой нас ждет Куат Ахметов и его русофобский языковой патруль.