Книга Константина Крылова "Поведение" составлена на основе лекций, прочитанных им в 96-97 гг.
Он описывает четыре основные цивилизационные модели через преобладающее в каждой из них людское поведение.
Западная цивилизационная модель в своём развитии двигалась по принципу "всё меньше запретов, всё больше того, что можно". Но движение это не бесконечно, и наиболее комфортной жизнь в западной цивилизационной модели была тогда, когда свобод становилось больше, но остатки старых запретов ещё работали.
Уже тогда, в 90-е годы, Крылов предсказывал, что западную цивилизацию ожидает кризис, в котором создадутся новые запреты (которые потом придётся преодолевать заново).
Вполне вероятно, что это сейчас и происходит. По крайней мере, это фундаментально объясняет, почему столь многие люди Запада безропотно приняли совершенно новую -- и для Запада беспрецедентную -- систему запретов. Они этого ждали. Подсознательно ждали, что кто-то придёт и отберёт у них свободы. Без повода просто взять и отказаться от свобод как-то странно и не комильфо. А им дали повод отказаться. Very good reason: "спасайте жизни". Они ухватились за него. И сбросили свободы, как ношу, которую устали нести. Теперь будет новая ноша!
Крыловская модель объясняет и то, почему в России ("цивилизация Севера") преобладает скептическое отношение населения к внедряемой новой системе запретов. За вычетом, кстати, тех людей, которые представляли себя поборниками западных свобод. В России же в целом не было этой проблемы -- "слишком многих свобод" -- соответственно, не было и внутренней потребности, чтобы нас от них избавили.
Объясняет она также и то, почему "цивилизации Юга" -- например, власть, становящаяся сейчас в Афганистане, -- живут так, будто новой нормальности вовсе не существует: южная модель архаична, и индивидуальные свободы для неё никогда не были значимы.
Наконец, и цивилизационная модель Востока, по Крылову, в эту картину вписывается: Восток весьма охотно устанавливает запреты, но исполнение их определяется лицемерием и скрытностью. Достаточно посмотреть на Китай, чтобы понять, как это работает.
Наконец, Крылов даёт точное и весьма актуальное определение нормальности:
"Никто, как правило, не думает, что все люди будут вести себя по отношению к нему высокоморально. Но все ожидают, что поведение других по крайней мере _разумно_. Оно может быть хорошим, плохим, но не бессмысленным... Итак, нормальное поведение -- это поведение, соответствующее ожидаемому. В таком случае, норма -- это совокупность общественных ожиданий по поводу поведения людей в той или иной сфере деятельности".
Если мы примем это определение, то становится очень наглядно, что на наших глазах меняется норма: с точки зрения прежней нормы, "поведение людей в той или иной сфере деятельности" сейчас выглядит отчаянно бессмысленным.