Крымская рапсодия: по чьим нотам играем?

 
Дикий запад. Здесь солнце садится в море, а степь -- бурый, выжженный под палящим летним солнцем ковёр -- то вспыхивает голубыми и жёлтыми искрами упрямых цветов, то вздрагивает от птичьих засад вдоль пыльной дороги.

Самый западный мыс Крыма -- тот, который напоминает нос, Тарханкут -- всегда пугал мореплавателей скалами и опасными рифами. Если вы ищете здесь красоту Южного берега с пышной растительностью, ботаническими садами и живописными берегами, вы её не найдёте. Зато вас встретят широкие песчаные пляжи, по праву называющиеся дикими, подводные песчаные косы с хрустально-бирюзовой водой, крабы и кефаль, а также те самые опасные скалы и гроты, где снимался фильм «Пираты двадцатого века» и где сегодня дайверы находят своё счастье.

 

 

Тарханкут – угол, освобождённый от налогов. Именно так переводится название с крымско-татарского языка, восходящее к юридическим отношениям местных жителей с татаро-монголами. По мнению нынешних крымчан, не только Тарханкут, но и весь полуостров был не так давно местом весьма «свободных отношений» с государством.

 

«Если бы Россия не пришла в 2014 году, у меня бы сегодня было три таких гостиницы, - рассказывает постояльцам Ирина, хозяйка гостевого дома в посёлке Оленевка недалеко от Евпатории. – Всё шло так хорошо, можно было заниматься разным бизнесом, ни в чём себе не отказывая».

Ирина, женщина лет 55, сильная, работящая, знающая свои права и обязанности, жалуется на новые законы: «Стало всё сложно. Можно, конечно, и сейчас найти ходы-выходы, но лучше не рисковать. При Украине было всё проще. Я занималась скупкой земли для них, с большой земли, оформлением, документами, принимала у себя... Да кого я только не принимала! А теперь сидишь ровно в своей гостинице, почти ни во что больше носа не сунуть...»


«Я голосовала на референдуме за Россию, - говорит Ольга, чья семья лет пятьдесят назад переехала в Крым с Западной Украины. – Под прицелом? Да ты что... Никого чужого здесь не было. Мои родные из Львовской области перестали с нами разговаривать, обвинили в продажности. Интересно, что они знали про нашу жизнь? Они несли бинты и лекарства в больницу, чтобы их там полечили? Они жили без воды по пять дней? Может, мы и продались, но за те годы, что мы стали Россией, посмотри, сколько всего изменилось. Дороги, дома, всякие отели понастроили, туризм стал деньги приносить не только частникам, бесплатная медицина, в больницах всё есть, пенсии другие, а аэропорт? Не то что какой-то сарай посреди степи... Да, всё равно нелегко, цены растут на всё, но работа появилась у людей! И знаешь, что самое важное? Мы чувствуем, что не брошены, как раньше, на произвол судьбы...»


Вопрос воды, о котором упомянула Ольга, стоит всё равно остро и сейчас, хотя отключений стало в разы меньше. «Они нас шантажируют, - считает её невестка, - заблокировали канал, вынуждают идти к ним с протянутой рукой. Это так они хотят вернуть Крым? Да кроме ненависти Украина ничего больше не вызывает».


Воду и электроэнергию как рычаги давления на полуостров Украина начала использовать практически сразу, после референдума 2014 года. Был в одностороннем порядке перекрыт Северо-Крымский канал, по которому поступала вода из Херсонской области, что обеспечивало до 90% потребностей жителей. Через год, в 2015-м, были полностью прекращены поставки электроэнергии, что привело к веерным отключениям электричества на полуострове. Не говоря об ущербе, который заявлен официально Госсоветом Крыма на 1,5 триллиона рублей, но может быть гораздо больше, СК РФ в августе возбудил уголовное дело по статье «Экоцид»


Месяцем ранее Москва обратилась в Европейский суд по правам человека с межгосударственной жалобой против Украины на основании ст.33 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

Стоящие недвижно ветряные генераторы вдоль дороги в Сакском районе тоже напоминают о том, что право человека на чистый воздух и в этом случае зависит от геополитики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Судя по всему, борьба ЕС за экологию – это тоже своего рода политический демарш: из-за санкций (отсутствие поставок запчастей) Крым вынужден не пользоваться энергией степных ветров для улучшения климата планеты, а по старинке жечь ископаемое топливо.


Ольга, как и другие крымчане, остерегается пока избавляться от ёмкостей, в которых запасается водой, хотя и наполняет их теперь нечасто. Технологические компании предлагают посмотреть в сторону израильского опыта опреснения морской воды, другие ратуют за создание крупных резервуаров по типу подмосковных водохранилищ.

 

«Вода в Крыму – стратегический вопрос, - считает Николай, сотрудник компании Черноморскнефтегаз, - больше, чем нефть, больше, чем газ. Нас взяли за горло, бьют по самому больному, а никому в мире до этого дела нет. И как нам не голосовать за Россию, которая делает все, чтобы вода была.»


Николай просматривает последние новости, пытаясь найти поддержку, обнаружить возмущение Евросоюза или международных организаций по поводу «водного давление и шантажа». 

«Вот, посмотри, «Голос Америки» (признан в РФ иностранным агентом. -- прим. ред.) пишет: иск России в ЕСПЧ на водную блокаду Крыма Украиной – пропагандистский ход. Как они могут? А ЕС почему молчит?» 


 

ЕС не молчит. Буквально на днях на полях саммита «Крымская платформа» президент Европейского Совета Шарль Мишель, приехавший в Киев как представитель ЕС, отметил, что "шаги России, направленные на милитаризацию Крымского полуострова, вопиющие нарушения прав человека, которые там происходят", вызывают обеспокоенность ЕС: "Такие действия несут угрозу доверию и миру. Наша цель сделать так, чтобы аннексия Крыма никогда не была легитимизирована". 


Стоит ли напоминать, как возмущались в Брюсселе, ООН и международных неправительственных организациях типа «Amnesty International” действиями Израиля по блокаде Газы после серии терактов и запусков ракет членами радикальных групп? Израиль пытался перекрыть поставки оружия через тоннели, при этом ни воду, ни электроэнергию, ни даже мобильную связь палестинцам не отключал.


«Аннексия Крыма» и «постоянная угроза со стороны России» используются руководством в Киеве как звонкие монеты торга, которые всегда в цене. Даже истории с коррупцией и нашумевшее дело с сыном Байдена в главной роли в расчёт Брюсселем не принимаются, а новым руководством в Вашингтоне и подавно. Украина остаётся главным получателем экономической помощи от ЕС на постсоветском пространстве, которая с 2014 года превысила 16 млрд евро. Разумеется, это не всё. Ласковый телёнок, как говорится, двух маток сосёт: за тот же период, с 2014 года, Киев получил из-за океана только военной помощи почти на 2.5 млрд долларов. Так что, как говорится, даже если реального врага нет, его стоит выдумать. На кону большие деньги. Жители «оккупированного» Крыма в расчёт не принимаются. Никого не интересует, есть у них вода или нет, несмотря на то, что это самое что ни на есть фундаментальное право человека, так же как не интересует ответ на вопрос, хотят они обратно в состав Украины или не хотят.


 

«Мы вообще между небом и землёй, - ворчит женщина в татарском платке, продающая на пляже кукурузу и разные сладости отдыхающим. – Мы не чувствуем себя в России, да и Украины уже нет... Что вы от нас хотите? Чтобы мы ещё кредитные карточки принимали? Придумали тоже... Раньше даже никто таких глупых вопросов не задавал, а теперь вон, понаехали... С Украиной-то попроще было.»


Ситуация с крымскими татарами сегодня тоже представляется Киевом как нарушение Россией прав человека. На открытии форума «Крымская платформа» певица Джамала исполнила песню «1944», которая получила признание на Евровидении. Снятие с себя исторической ответственности за воплощение на местах различных решений Политбюро и депортацию крымских татар как военными, так и жителями Крыма различных национальностей, даёт Украине право считать себя сейчас защитницей «притесняемой группы населения».

 

Впрочем, как и в истории с Ириной, хозяйкой гостиницы, стоит задать вопрос: кому это выгодно или, точнее, – кому невыгодно сегодняшнее прекращение юридической вакханалии?

 

«Что это за постоянно встречающиеся недостроенные дома в степи?» - задаю вопрос своим друзьям-крымчанам.

«А это самозахват, самострой, - отвечает Ольга. – При Украине крымские татары просто приходили и начинали здесь строить. Потом как-то всё официально оформляли. Ну а с Россией так не получается – вот и стоят эти полуразрушенные стены, ждут не пойми чего... Нет, я ничего не хочу сказать, в конце 80-х, в 90-х они начали возвращаться на родину... а куда? Их прежние дома разрушены или в чужих руках... Сегодня многим можно бесплатно получить землю – до второго поколения депортированных, но хотят все. И все Россию ругают... Конечно, при Украине было вольготнее, особенно тем, кто кланом живёт, у кого деньги есть... Все пути были открыты.»


В то же время лидер национально-культурной автономии крымских татар РК Эйваз Умеров отреагировал на слова Зеленского о возврате полуострова:

«За короткий период нахождения в составе независимой Украины она не смогла оставить на территории полуострова никаких значимых архитектурных, инфраструктурных или иных своих отпечатков. Украина как государство не смогла сродниться с крымчанами в целом и с крымскими татарами в отдельности».

 

На европейских телеканалах постоянно транслируются программы о крымских татарах, бегущих из Крыма в поисках безопасности, раскрытия национального потенциала и справедливости. «Почему бы не поехать в Крым и не поговорить с теми, кто не бежит? – спросил один из журналистов пан-европейского СМИ. - Ведь получается как-то однобоко... Мы цитируем только украинские источники.»

«Крым – аннексированная территория, ехать туда нельзя. А что там могут говорить люди, находясь под дулом пистолета российских репрессий? Референдум тоже так проходил. Или ты подвергаешь сомнению европейские ценности и общую позицию по Крыму, желая давать фейки в эфир?»

Журналист намёк понял, рот закрыл и тихо начал рассматривать картины Крыма, такого разного, такого красивого, такого непонятного и такого притягательного для каждого, кто желает не только заполучить геополитическую, стратегическую точку в Чёрном море, но и в этом случае использовать на все сто рычаги давления на Россию.


Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram