По информации телеграм-канала
Новый Век, готовится выход указа президента о полном запрете использования зарубежной электроники на объектах критической инфраструктуры. Что, несомненно, дело благое как в части обеспечения суверенитета, так и в части стимулирования отечественного производителя сделать наконец что-нибудь применимое в простом программистском быту, а не в показе на выставках под гордо реющим флагом.
Импортозамещение в электронике, в соответствии с правительственными цифрами, у нас идет бодрее бодрого. Стоило на государственном уровне ограничить закупки иностранной техники – и продажи собственной взлетели аж на 30%, а к 24 году увеличатся чуть ли не в три раза в стоимостном выражении. Ну как на таком фоне президенту не форсировать ситуацию и не выйти с полным запретом.
Но если посмотреть не на средние по больнице министерские цифры, а на конкретные кейсы, то выглядит дело так, что сильно мы торопимся. Вот, скажем, таможня тут решила обзавестись на скромную сумму в треть миллиарда серверами. Ну, и в рамках госполитики – чтоб на отечественных процессорах. Тут же немедленно выяснилось, что тендер по ТЗ провести нельзя. Таможенники хотят процессоры на 2,2 ГГц, а их у нас нету. Поэтому сделали прекрасное: для зарубежных поставщиков минимальное требование к частоте – 2,2 ГГц, а для российских – 1,4.
Для понимания: энергосберегающий процессор в смартфоне не базе типа Cortex – это 1,8 ГГц. Специально медленный такой, чтоб батарейка не разряжалась.
Но дальше ещё интереснее. Таможенным серверам, помимо частоты, нужны ещё кой-какие характеристики: «количество потоков каждого установленного процессора — не менее 28 штук, количество ядер каждого установленного процессора — не менее 14 штук, количество установленных процессоров — не менее двух штук, аппаратная поддержка виртуализации».
В России, согласно анализу экспертов C-News, есть ровно два процессора, которые этим требованиям удовлетворяют: Эльбрус-16С и Байкал-S. Засада в том, что удовлетворение требованиям у них пока в проекте: Эльбрус существует в виде инженерных образцов, Байкал – вообще в разработке, первые тестовые образцы к концу года, может быть, появятся.
Эльбрус зато в этом году уже запланирован в серию. Т.е. весь тендер под Эльбрус ложится сразу как под единственного поставщика. И тут ещё одна засада. Дело в том, что архитектура набора команд процессора х86-64, которая требуется по таможенному ТЗ, да и вообще требуется, если кто собирается с общеупотребительным софтом работать, у Эльбруса поддерживается «в режиме динамической трансляции». То есть хрен его знает, как, будет ли работать и какие заплатки нужны, чтобы работала стабильно.
В общем, запретить указом-то можно, конечно. И даже духоподъемно. Вопрос, где незапрещённое потом брать и, что важнее, как с этим незапрещённым работать.