Ана́басис (др.-греч. ἀνάβασις — «восхождение») — первоначально, военный поход из низменной местности в более возвышенную, например, с берега моря внутрь страны. В современном смысле — длительный поход воинских частей по недружественной территории.
Кандидатом в президенты стал бывший вице-президент в период правления Барака Обамы – Джо Байден. Кандидатом в вице-президенты – чернокожая сенатор с индийскими корнями Камала Харрис. Трамп сохранил своего вице-президента Майка Пенса – с ним он пойдет на новый срок.
Обычно принято хвалить США за четкость работы демократических механизмов. Однако предстоящие выборы будут не столько борьбой за голоса избирателей, сколько соревнованием административного ресурса. Через эту призму и следует рассматривать всё происходящее.
Напомню, что президент США выбирается коллегией выборщиков. Каждый штат имеет столько выборщиков, сколько у него депутатов в Конгрессе США: 2 сенатора + члены палаты представителей, чья численность зависит от населения штата. Чем больше штат, тем больше у него представителей в нижней палате Конгресса. Поэтому Калифорния имеет 55 выборщиков, а малонаселенная Аляска – всего 3. Кандидат, занявший первое место в штате, получает все голоса выборщиков.
Поэтому важно не получить большинство в целом по стране, а взять под контроль ключевые штаты. В 2016 году Дональд Трамп проиграл Хиллари Клинтон по голосам избирателей (46,1% против 48,2%), но выиграл по голосам выборщиков 304 против 227.
Американская политическая элита резко оппозиционна националистической политике Дональда Трампа, и потому речь не идет о выигрыше всенародного голосования – речь идет всего лишь о правильном подсчете голосов с целью получить нужный результат в коллегии выборщиков.
С этой целью демократы продвигают голосование по почте. Принцип «не важно, как голосуют, важно как подсчитают» здесь господствует полностью. Считать будут демократические чиновники и уж они подсчитают как надо. Ведь часть писем с бюллетенями могут элементарно не дойти до избирательных комиссий или оказаться на помойке. Дело осложняется тем, что в США нет внутренних паспортов, поэтому учет избирателей крайне усложнен и запутан. Это просто рай для подтасовки выборов.
Постоянным подтасовкам на общенациональном уровне препятствует лишь то обстоятельство, что в США нет единой президентской избирательной кампании. Есть 50 разных президентских избирательных кампаний – по числу штатов.
Поэтому для демократов важно сломать системы, контролирующие подсчет голосов, взять под полный контроль административный ресурс.
Главное препятствие – правоохранительная система США. Несмотря на то, что спецслужбы (ФБР, ЦРУ и прочее «разведывательное сообщество») явно против Трампа, на его стороне полиция и Министерство юстиции во главе с генпрокурором Барром.
Недавние беспорядки под лозунгом «черные жизни важны» нанесли удар именно по полиции как центру трампизма. К ужасу рукопожатой общественности, Трампа поддерживает даже профсоюз полицейских Нью-Йорка. Этот штат, напомню, считается одним из самых либеральных в США, здесь две трети избирателей стабильно голосует за Демократическую партию.
Поэтому по полиции наносится удар, звучат призывы лишить полицию финансирования, сократить её численность, в идеале – вообще упразднить. Тогда улицы окажутся под контролем чернокожих боевиков и защитить честный подсчет голосов станет некому.
Контроль Демократической партии над системой подсчета голосов и голосование по почте делает совершенно неважными реальные результаты голосования на выборах президента. Их все равно подсчитают правильно.
Дональд Трамп, скорее всего, гораздо популярнее, чем показывают опросы. Это объясняется тем, что сторонников Трампа принято шельмовать, а в ряде социальных сред быть трампистом немыслимо. Например, голливудский актер-республиканец в современных условиях невозможен. Поэтому для Трампа крайне важно создать ситуацию, при которой его противники не смогут использовать на полную мощь административный ресурс и подтасовать выборы. На съезде республиканцев Трамп открыто предупредил, что голосование по почте может привести к фальсификации результатов голосования в пользу Байдена.
Байден находится в маразме и часто говорит откровенно бредовые вещи. Например, одного из критиков он назвал «лживым собаколицым пони-солдатом». Что означает эта фраза, неизвестно никому.
Однако возможный президент-маразматик крайне удобен для стоящих за ним сил – бывшего президента Обамы и спецслужб. Понятно, что такой человек будет выполнять все, что ему прикажут под угрозой моментальной потери президентского кресла.
В истории США уже было «регентское президентство» в эпоху позднего Вудро Вильсона. Президент перенес инсульт. Государством управляла жена, угадывавшая желания главы государства по его морганию. И хорошо управляла.
Поэтому в условиях регентства особое значение обретает фигура вице-президента, конституционного наследника первого лица. Все обратили внимание на то, что Камала Харрис – чернокожая, индианка. Ах да, и женщина. Гораздо важнее, однако, что она была генеральным прокурором калифорнии и зарекомендовала себя как суровый борец с преступностью. Это еще один жест демократов в сторону правоохранительной системы США. Дескать, не бойтесь нас, мы свои, правоохранительные, «черные жизни важны» только для вида.
Итак, на предстоящих президентских выборах в США будет противостояние не только двух партий, но и двух коалиций административного ресурса. Трамп популярен и имеет шансы на переизбрание, ведь ему противостоит находящийся в маразме Байден, не выходящий из подвала собственного дома. Блестящий оратор, Трамп имеет шансы победить Байдена и на дебатах (если таковые состояться, ибо аппарат Байдена, конечно, попытается не допустить своего лидера к открытой дискуссии, в ходе которой он может нести околесицу).
Но с точки зрения аппаратных коалиций, положение Трампа гораздо хуже. На стороне Байдена - всемогущие спецслужбы, «король черных людей» Барак Обама, Голливуд. На стороне Трампа – лишь полиция и Минюст. С оговорками – армия. Но позиция генералов в точности не известна, в последние месяцы они старались дистанцироваться от Трампа, демонстрируя нейтралитет.
Против сторонников Трампа (вроде его бывшего советника Стивена Бэннона) заводят уголовные дела. Его аппаратная коалиция слаба и это главная угроза. Трамп может победить по голосам настоящих избирателей, но проиграть по итогам «правильного» подсчета, ведь его соперники считают, что в борьбе с Трампом все средства хороши.
Поэтому, главный вопрос – устоят ли американские демократические институты в ходе нынешних выборов. Или же мы увидим обвинения в подтасовках голосования после поражения Трампа или даже попытку «оранжевой революции» в случае победы действующего президента.
Пока же наблюдать за выборами в США чрезвычайно интересно – кризис позволяет выявить реальные механизмы управления американским обществом. На поверхность всплывает глубинное государство, истинные правители США – союз спецслужб с крупными собственниками.
Удастся ли Трампу на равных конкурировать с ними, или же его сметут – мы увидим в ближайшие месяцы. Пока же Трампу предстоит анабазис – передвижение по враждебной территории, где, казалось бы, все грозит поражением и все против него. Другое дело, что Трамп хороший полководец и умеет выпутываться из безнадежных ситуаций. История покажет.