Провенанс: работа из собрания Игоря Качурина

11 июля сего 2020 года на аукционе продана была работа Ивана Клюна (1873-1943), соратника Малевича, «Многоцветная супрематическая композиция», картон, гуашь, 47х37. За 850.000 рублей. Провенанс: работа из собрания Игоря Качурина. Подлинность этой работы подтверждается экспертизами А. Арзамасцева, Е. Любавской, Е. Жуковой и внучки художника Светланы Клюн-Соловейчик.


Что же это за чудо-собрание Игоря Качурина, одно упоминание, о котором, должно заставить покупателя легко и радостно расстаться с деньгами? И что это за «эксперты» со своими бумагами? Попробуем разобраться.

Не так давно одна из картин К. Малевича была продана за 85 млн. длр. Удивительно, но все вместе взятые картины великих русских реалистов 19 века столько не стоят! Ирония рынка искусства или закономерность?

Вопрос, который не дает спать нынешним коллекционерам: кому и когда пришло в голову покупать эти «детские» картинки? Эти «квадратики, кубики» и проч. геометрию? Кто смог разглядеть в супрематизме «Лицо нового искусства! Первый шаг чистого творчества в искусстве», как писал К. Малевич? Как можно было предугадать, что это искусство станет самым дорогим из всей живописи, созданной когда -либо в России?


Одним из самых известных, но далеко не первым покупателем русского авангарда был Георгий Дионисович Костаки (1913 — 1990), живший в СССР коллекционер греческого происхождения. Невероятная энергия фанатичного собирателя сделала Костаки самым популярным покупателем русского авангарда в СССР того времени. А спрос, как известно, рождает предложение. Все предприимчивые художники Москвы и Ленинграда бросились наперегонки рисовать подделки «под Малевичей» для Грека. А какой коллекционер не ошибался и не покупал фальшаки? Эти подделки 50-60-ых годов, изготовленные специально для Костаки, до сих пор в количестве бродят по рынку. А продавцы этих фальшивок обычно убеждают, что «в то время это никто не подделывал». Еще как подделывали. Только, как правило, эти подделки изготавливались «слепыми» ремесленниками. Профанам кажется, что нет ничего проще, чем нарисовать «квадратики и кубики». Якобы и ребенок может. Однако, идеи Малевича и Кандинского остаются для них недоступными. Потому большинство подделок легко определяется «умеющим видеть» глазом.

Г.Д. Костаки заслужил памятник уже за то, что сохранил много бесценных шедевров для потомства. При этом Костаки был педантичным человеком: он вел дневник, где подробно отмечал у кого, что и за сколько он приобрел. Вот цитата из воспоминаний Г. Костаки, опубликованных в книге П. Робертса (Roberts P. Georg Costakis. A russian life in art. Ottawa, Canada. 1994. P. 63).


«Однажды вечером Игорь Качурин позвонил мне и спросил: "Георгий Денисович, вы дома? Я хочу зайти к вам на чашечку чая". "С огромным удовольствием", — ответил я ему. Когда он пришел, он держал в руках картину, завернутую в газету. Он присел, распаковал ее, и поставил около стены. "Вот, я нашел это для тебя и принес тебе в качестве подарка. Ты собираешь всякого рода хлам, поэтому подумал, что она может тебя заинтересовать». Я быстро взглянул на работу, и у меня замерло сердце. Это была "Зеленая полоса" О.В. Розановой — мой друг, непонятно как, непонятно где, может, даже случайно, просматривая коллекции, заметил данную картину и вспомнил, что его дорогой Георгий Денисович любил кубы, квадраты и другой подобный "мусор", и он взял это произведение, принес ко мне и подарил. Сегодня данная работа является жемчужиной моей коллекции. Это чудо датировалось 1917 годом».

Слезы катятся от умиления, когда это читаешь. И только недавно было доподлинно установлено, что «друг» Качурин подарил «дорогому другу» Костаки… наскоро изготовленную фальшивку.


В конце прошлого года вышла статья «Великий неизвестный» об Игоре Васильевиче Качурине (1921-1989), подписанная «Друг семьи библиофила, коллекционера, просветителя». Т.е. автор статьи пожелал остаться неизвестным, видимо, в надежде тоже стать великим. А может быть в названии статьи автор намекает, неизвестно был ли Качурин великим? Как в анекдоте о неуловимом Джо. Из этой статьи мы узнаем, что «Первые уроки истории авангарда Георгию Костаки преподал сосед по Баковке, архивист, знаток старых книг и потомственный собиратель Игорь Качурин».


Различные источники в интернете утверждают, что И. В. Качурин одновременно был полковником КГБ, фельдъегерем, шифровальщиком ГРУ, причем трудился по совместительству в Государственном музее истории религии и атеизма, в библиотеке МАРХИ (Московский Архитектурный Институт) и в Академии наук. Скорее всего документы у «потомственного собирателя» были из многих организаций.


Упомянутая статья о Качурине появилась не просто так, а в связи со скандалом с подделками в коллекции авангарда музея «Ростовский кремль». (ГМЗРК). В газете «Ростовская старина» 12 (181) от 03.2018, Сергей Сазонов пишет: «В Ростовском музее Игорь Качурин появился в середине 1950-х годов под видом «эксперта» и «сотрудника Музея истории религии и атеизма АН СССР». Он лично проводил ревизию фонда Ростовского музея и формировал список художественных произведений, предназначенных к «списанию». Культурные ценности, вошедшие в этот «Список Качурина», спас профессионализм зам. начальника Управления музеев Министерства культуры В. Игнатьевой».


Однако не всё удалось спасти от «просветителя» Качурина: почти десять тысяч редких и ценных книг (список сохранился) «библиофил» Качурин уволок из Ростовского музея в неизвестном направлении.В Музее истории религии (в названии музея теперь нет «атеизма») этих книг тоже не обнаружено. Более того, сегодня установлено, что «знаток старых книг» Игорь Качурин, пользуясь подложными документами, ловко «списывал» десятки книг из фондов многих провинциальных музеев нашей необъятной Родины. Хлестаков, Чичиков, Бендер… Наш «великий неизвестный» Качурин тоже ждет своего биографа.


Традиционный авантюрный русский сюжет: обаятельный и дерзкий жулик мотается по огромной России, посещает провинциальные музеи и «списывает» ценности, выдавая себя за большого начальника из КГБ, ГРУ, АН и пр. Гарантированный бестселлер и, после экранизации, блокбастер!

Увы, собрание картин Ростовского музея тоже пострадало от «просветителя», что было документально установлено лишь недавно. Качурин проводил «ревизию» Ростовского музея не один, с ним был его подельник Владимир Алексеевич Мороз (1929 г.р.-?) - художник и, разумеется, тоже коллекционер икон и русского авангарда. «В пятнадцать лет сам зарабатывал ретушированием фотографий, как правило, с «удостоверений личности» — паспортов, военных или профсоюзных билетов. Заказчики были требовательны: убитый должен быть живым». Мороз прямо на месте изготовил для «ревизора» Качурина копии трех картин из собрания ГМЗРК.Копии «Самовара» К.Малевича и «Беспредметной композиции» Л.Поповой Качурин подменил на музейные оригиналы и эти ворованные оригиналы продал. Третью Качурин не успел подменить и подарил Костаки копию «Зеленой полосы» Розановой, под видом оригинала. К слову сказать, все три копии были довольно грубыми подделками. Подлинный «Самовар» сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а «Беспредметная композиция» в Музее современного искусства в Салониках. Подлинник «Зеленой полосы» О. Розановой, к счастью, остался в Ростовском музее.


В настоящий момент эта пресловутая копия «Зеленой полосы» опять всплыла на рынке и весьма сомнительные личности пытаются убедить потенциальных покупателей, что эта «Зеленая полоса» и есть подлинник.

Пример того, что значит действительно понимать и разбираться в искусстве приводит в той же «Ростовской старине» 12 (181) Сергей Сазонов: «В 1991 г. выходит русское издание книги А.Б. Накова «Русский авангард». В ней автор публикует «Зеленую полосу» из собрания Г.Д. Костаки, но, в отличие от предыдущих изданий, делает при этом важную оговорку: «копия». А. Б. Наков сообщил мне, что пришел к этому выводу самостоятельно…»


Мой товарищ, увы, недавно безвременно ушедший, Евгений Георгиевич Тарло, пользуясь своими связями сенатора, пытался установить подлинную биографию Качурина. И кое-что выяснил для будущего бестселлера. Например, потрясающая история, поистине шекспировского накала, о последних годах жизни И. Качурина:

В начале 70 -ых годов в Третьяковской галерее появились три новые сотрудницы - экскурсоводы. Они были молоды и хороши собой. В скором времени все три грации вышли замуж за заслуженных седоволосых коллекционеров, у которых эти браки были далеко не первыми. Известно, что любви все возрасты…, а юная жена создает желаемую иллюзию новой жизни и молодости. Одним из этих счастливчиков был Яков Евсеевич Рубинштейн (1900 — 1983) крупнейший коллекционер в той же области – русского авангарда, другим - был его сын от первого брака, а третьим - наш герой и «просветитель» Игорь Качурин.


Качурин бросается с энтузиазмом посвящать свою новую жену Ирину во все коллекционерские премудрости и не только... Но! В один прекрасный день Качурин знакомит свою юную супругу с Альберто Сандретти (1933-2019) - итальянским бизнесменом и, разумеется, коллекционером.Начинается их многолетняя тесная дружба. Сандретти охотно покупает картины у своего «дорогого друга» Игоря Качурина. Но вдруг, в другой, не менее прекрасный день Сандретти узнает, что большинство картин, которые он покупал у Качурина - подделки. Темпераментный венецианец требует возврата денег, а в ответ получает лишь заверения в искренней любви и дружбе. И тогда Сандретти в ярости наносит Качурину страшный удар: он признается, что является настоящим отцом горячо любимой дочери Качурина от его верной жены Ирины.  Банальная история любви и предательства. Качурин не смог пережить такого удара, он погрузился в депрессию, перестал принимать жизненно важные лекарства и вскоре умер. Сандретти позже официально признал свое отцовство, надо отдать ему должное. Их с Ириной Качуриной дочь в настоящее время проживает в Лондоне.


Обманщик всегда очень тяжело переживает, оказавшись жертвой обмана. Он считает, что только ему можно «разводить лохов» и бесится, оказавшись «лохом» сам. Тем не менее жертвой обмана может стать каждый.

После смерти Качурина, его весьма сомнительное собрание картин русского авангарда унаследовала его вдова Ирина Борисовна Качурина. Можно уверенно сказать, что ученица превзошла все ожидания учителя, наладив широкую продажу «качуринских шедевров».


Ирина Борисовна Качурина (1948 г.р.) по сей день самостоятельно руководит своим нелегким бизнесом. Подруги приводят (уверен, бескорыстно) потенциальных покупателей.Например, Евгений Георгиевич Тарло упоминал не раз, что его бывшую жену – Н.Г. Тарло – привела к Качуриной Полина Лобачевская – выдающийся куратор и галеристка нашего сурового времени. Клиента обрабатывают на высоком уровне. Сначала ему втюхивают историю о «великом неизвестном» И. В. Качурине - я сам ее прослушал на первой встрече с Ириной Борисовной.С чистой слезой на голубом глазу, она расписывает, что не только Георгию Костаки «преподал первые уроки» ее незабываемый возлюбленный муж: наш «просветитель» давал советы Сталину по вопросам репараций и трофейных ценностей, Хрущеву – по проблемам нонконформизма и бульдозеров, Брежнева консультировал о цирковом искусстве и даже юного Путина, как оказалось, Качурин регулярно водил по музеям.

Затем «разогретому» клиенту Ирина Борисовна с трепетом предлагает картину «из собрания Игоря Качурина». Буквально отрывает от сердца. Малевич всего за полмиллиона долларов? Почему так дешево? Ах, вот какая оказия: у Ирины Борисовны дочь в Англии, срочно нужно на приданное, выходит замуж по жуткой и страстной любви за лорда -пэра -принца, а эти пэры, знаете ли, такие меркантильные…


Подлинность работ как правило подтверждается бумагами, за подписью важных и солидных «экспертов». По странному стечению обстоятельств эти «эксперты» - близкие друзья Ирины Борисовны:

-Любавская Е.А., давнишняя подруга Ирины Качуриной, с которой они вместе проработали в Третьяковке 20 лет.

-Патрисия Рейлинг. Ирина Качурина называет ее своей близкой подругой.В 2014 году в Лондоне проходила крупнейшая за последние 30 лет ретроспектива работ К. Малевича.Тогда скандал с подделками разгорелся именно из-за Патриции Рейлинг. Это она написала о работах, которые оказались банальным «новоделом»: «Всех сомневающихся в подлинности заверяю: работы из частных коллекций, приведенные впервые в этом исследовании, прошли ряд тщательных проверок, подтвердивших, что им не менее 60 лет, безо всяких состариваний... Все картины, опубликованные в настоящем исследовании, принадлежат кисти Казимира Малевича».


Хоть Патриция Рейлинг и «эксперт» по творчеству К. Малевича, но почему-то у нее нет ни одной изданной книги, видимо все еще пишет – ждем уж пол века. Кстати, она президент «Международной палаты русского модернизма» более известной как «InCoRM» - славное детище израильских гангстеров.


-А. Арзамасцев– этот «эксперт» известен не своими искусствоведческими исследованиями (их просто не существует), а громкими скандалами с аукционом Tajan в 2016 г. Тогда «эксперт» Арзамасцев гарантировал подлинность произведений русских художников-авангардистов, которые оказались вульгарными подделками. Арзамасцев не прошел мимо хищений в Ростовском музее. В статье «Скандал в Ростовском Кремле» приводится любопытнейшее интервью: «Ситуация, сложившаяся в Ростовском музее, имеет длинную историю, — говорит историк искусства, специализирующийся на начале ХХ века, Александр Арзамасцев. … В сложившейся ситуации, вероятно, следовало бы создать компетентную комиссию, которая смогла бы разработать соответствующую методологию исследования и не прибегать к приемам «художественной самодеятельности», которые так полюбились Ростовскому музею...».

 

А. Аверченко в рассказе «Ихневмоны» (1911 г.), высмеивал «птичий» язык таких «историков искусства»: «В ироническом городе давно уже молятся только старушечья привычка да художественное суеверие, которое жмурится за версту от пропасти».


И Арзамасцев заявляет, что он «эксперт по Л. Лисицкому». Впрочем, как верный продолжатель качуринской школы, он смело может объявить себя и «просветителем», и «экспертом».

Я не раз встречался с Ириной Борисовной Качуриной лично. Однажды разговор зашел об Игоре Топоровском – (в настоящий момент Топоровский арестован «по подозрению в мошенничестве, отмывании денег и торговле краденым») и Качурина стала убеждать меня, что Топоровский честнейший человек, а в его коллекции находятся исключительно подлинники. Оказалось, что Ирина Борисовна плотно входит в международный пул «коллекционеров» русского авангарда. «Великий неизвестный» был бы в восторге от успехов своей вдовы и ученицы, достигшей такого уровня просветления.


Еще один «эксперт» и подруга, о которой Ирина Качурина с восторгом отзывалась – это галеристка и, разумеется, «коллекционер русского авангарда» Л. Гринченко-Эфстасьяди. Я нашел интервью с ней некоего Г. Мельника. Советую прочитать – это песня. На фоне репродукций своих чудовищных «картин» Гринченко заявляет: «…когда у Малевича была выставка в Варшаве в 1927 году, он приехал и покрыл все работы титановыми белилами, чтобы смягчить. … художник он был средний. Он был организатор пространства». Вот оно как было оказывается: приехал Малевич и все работы смягчил белилами малярным валиком, а потом, наверное, и все заборы Варшавы «покрыл» заодно. «Организаторы пространства» всегда так – увидят пространство – и ну давай его организовывать титановыми белилами.


«У меня лично в коллекции 45 картин русского авангарда – Попова, Малевич. У моего мужа, художника Александра Эфстасьядиса … в коллекции было 6 тысяч работ. Он многие работы привез в 1980 годы, когда жил еще в Советском Союзе», - рассказала Гринченко. Вот это размах, ничего не скажешь.

В конце, выдающийся «эксперт» проговаривается, зачем, собственно, она заказала Мельнику эту статью: «Ну не может организация пространства (Малевича) стоить больше полутора миллионов. 500 тысяч, миллион евро – их красная цена». Другими словами, скромнейший «коллекционер» и бессребреник Гринченко-Эфстасьяди не претендует на десятки миллионов долларов - стоимость подлинных работ Малевича – она согласна и на пол-лимона за штуку. Правда у нее их 6 тысяч, а мало будет – так и еще пару тысяч на телегах подвезут.


Вот такие друзья – «эксперты» у нашей дорогой Ирины Борисовны Качуриной. Организаторы пространства! Пространства очень мутного, в котором они пытаются ловить рыбку в виде доверчивых покупателей.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram