Президенту Республики Татарстан Р.Н. Минниханову
от представителей общественности РТ
Открытое обращение
«О необходимости оказания помощи традиционным религиозным конфессиям»
Уважаемый Рустам Нургалеевич!
Мы, представители религиозной общественности Республики Татарстан – православной и мусульманской – выражаем крайнюю обеспокоенность бедственным положением религиозных общин, сложившимся к настоящему времени во вверенном Вам регионе.
13 Апреля 2020 г. Правительство Республики Татарстан своим постановлением № 280 фактически запретило посещение церквей и мечетей верующими, выпустив это распоряжение на Страстной неделе в канун православной Пасхи и мусульманского поста Рамадан. И Пасха с последующими православными праздниками и пост Рамадан с праздником Ураза байрам у мусульман прошли при закрытых дверях церквей и мечетей.
При этом меры в этом отношении, предпринятые в нашем регионе, являются беспрецедентными – практически нигде, даже в городах-лидерах по заболеваемости коронавирусом – Москве и Санкт-Петербурге, не было столь строгих ограничений посещения храмов и мечетей. Об этом можно судить, например, по прямым трансляциям со служб на православных ресурсах. На всех видео прихожане в храмах присутствуют – на социальной дистанции и со средствами защиты, но храмы в России – не пусты, как у нас в Республике Татарстан.
Учитывая складывающуюся весьма бедственную обстановку в культовых учреждениях в связи с ситуацией запрета доступа в них верующих, мы вынуждены обратиться к Вам с данным открытым письмом.
Уважаемый Рустам Нургалеевич! Вам, очевидно, известно, что богослужения в православных храмах идут обычным порядком всё это время, хоть и без прихожан. Думается, Вы знаете также, что проведение богослужений требует определённых затрат. В православной традиции, например, без свечей, просфор и многого другого церковная служба невозможна, необходимо также платить певчим на хорах. А ещё, все культовые объекты требуют отопления и электричества, уборки, охраны и так далее, не говоря уже о ремонте, обустройстве и различных строительно-восстановительных делах. И, в конце концов, самим священнослужителям и их семьям необходимо на что-то существовать, питаться, одеваться, передвигаться, детей своих кормить и содержать. В дни от Пасхи до Троицы пожертвования традиционно составляют половину годовых поступлений православных приходов.
Таким образом, запрет посещения храмов прихожанами в эти дни может поставить служителей культа, по сути, на грань обнищания. Причём, это касается и православных, и мусульман. Известно, что за редчайшими исключениями священство наших традиционных конфессий и без того находится в нижних ступенях общества по доходам и достатку.
Духовные заведения – часть нашего общества, они занимаются важнейшим служением людям, несут в мир духовность и нравственность, но, подчас, брошены администрацией на произвол судьбы. Особенно тяжело приходится сельским приходам.
Может ли в складывающихся условиях в обществе региональная власть бросить на произвол судьбы народных батюшек и хазратов, в целом священство, неотделимое от своего народа? Тех, чьи молитвы даже на дому и без прихожан за их судьбы и за родное отечество – не утихают. Уверены, что и Вы, уважаемый Рустам Нургалеевич, это прекрасно понимаете, не может!
Да, очевидно, что перечисленные проблемы в разной степени коснулись всех регионов, и пока нет информации о специальных мерах помощи администраций религиозным конфессиям где-либо. Но почему нашей республике не оказаться в этом благом деле первой? Показать всем регионам пример небольшой относительно других затрат, но так необходимой сейчас помощи действующим церквям и мечетям, пусть не прямой, поскольку религии отделены от государства. Это послужит примером реальных дел по укреплению межконфессиональной дружбы и укреплению доверия верующих и священства к действующей власти.
Мы убедительно просим Вас оказать помощь нашим традиционным религиозным конфессиям – церквям, мечетям и их священнослужителям.
Считаем также, что возможна и логична инициатива обращения администрации к руководителям компаний и предприятий, другим представителям бизнеса для оказания помощи церквям и мечетям и их священнослужителям в это нелёгкое время.
По понятным причинам, ни митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, ни муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин к Вам с подобной просьбой не обратятся. Но наши организации, зная ситуацию изнутри, выражая чаяние народа, который, надеемся, уже вскоре вернётся в свои родные храмы и мечети, желая застать их во благом убранстве, а священство – в добром здравии, убедительно просим Вас оказать данную помощь.
Просим также рассмотреть вопрос ослабления жёстких мер посещения церквей, мечетей и кладбищ в дни Святой Троицы и предшествующую Троицкую родительскую субботу. Ведь даже в Москве уже рассматривается вопрос о снятии запретов на посещение храмов и мечетей после недавнего обращения к градоначальнику Сергею Собянину со стороны митрополита Иллариона (Алфеева).
Желаем Вам и Вашим близким доброго здоровья и надеемся на понимание.
А.В. Фокин, председатель совета ветеранов кряшенского движения
Ф.Н. Камалов, председатель исполкома совета старейшин Республики Татарстан
М.Ю. Щеглов, председатель Общества Русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения «Русского Собрания»