Особое рвение по службе или лоббизм операторов связи? В чью пользу чиновник хочет забрать частоты?
В этом материале речь пойдет о тот самом 5G, о котором сейчас говорят все, начиная от чиновников, заканчивая городскими сумасшедшими.
Минкомсвязь предлагает передать для развития мобильной связи пятого поколения (5G) частоты 694–790 МГц, которые используют региональные телевещатели. Для этого ведомство даже обновило «Концепцию создания и развития сетей 5G в России». И время очень удобное – аналоговое ТВ может использовать эти частоты до 19 августа 2020 года.
Но есть один затык в виде указа президента России Владимира Путина о том, что для использования диапазона 694–790 МГц нужно будет получить согласие самих телевещателей. Без такого согласия запрещено перераспределять выделенные для эфирного телевещания частоты для каких-либо иных целей.
И замглавы Минкомсвязи, как ему показалось, придумал схему обхода президентского указа. Распределение частот для аналогового телевидения в России работает на основании неизменного с 1995 года «Протокола КГРЧ об условиях использования полос радиочастот, распределенных радиовещательной службе». Но еще в декабре 2018 года решением Государственной комиссии по радиочастотам была предусмотрена возможность ограничивать территории, на которых необходимо продолжение вещание региональных телеканалов.
Олег Иванов при помощи «ручных» Ассоциации Телерадиовещателей и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям составил списки тех телеканалов, которые нужно оставить. Всего в списке 3700 телеканалов. Остальные 1200 частот – уйдут под нож в пользу операторов связи.
При этом замминистру необходимо умело лавировать между политическими и бизнес элитами. Поэтому к спасительным спискам Иванова (а на самом деле карательным) прилагаются так называемся «обращения пользователей частот». И эти обращения, по мнению Олега Иванова, «необходимо учесть». По крайней мере, именно такая трактовка указывается в письме Иванова в адрес Роскомнадзора, на который возложено сформировать конечные списки оставшихся аналоговых телеканалов. Копия письма есть в редакции. Подлинность документа подтвердили несколько источников на рынке.
Что примечательно, если взглянуть на эти списки четко становится понятно, что интересы региональных телеканалов там учтены в последнюю очередь. Ценность регионального телевидения – это местный контент. Именно ради возможности смотреть местные новостные программы в принципе обосновывается существование региональных аналоговых телеканалов. Но чаще всего в списках тех, кому повезет фигурируют телеканалы, которые не производят собственный контент, а просто являются посадочной частотой для федеральных телеканалов. Выходит, не важно какой контент ты производишь на региональном телевидении. Важно, какой телеканал является твоим федеральным партнером. Телеканал ТНТ? Будешь жить! НТВ, ТВЦ или, не дай Бог, телеканал «Мир» - можешь собирать вещички. Не совсем корректный принцип отбора, вам не кажется?
Вообще, в действиях Олега Иванова часто происходят неожиданные маневры. К примеру, 15 мая чиновник направил в от 15 мая, в АНО "Цифровая экономика" и Аналитический центр при правительстве РФ письмо с предложением перераспределить часть средств, выделяемых в рамках федерального проекта "Информационная инфраструктура" нацпрограммы "Цифровая экономика", в том числе "на реализацию мероприятий по распространению в 2020 году обязательных общедоступных телеканалов, входящих в состав второго мультиплекса, в населенных пунктах численностью менее 100 тыс. человек в рамках госпрограммы "Информационное общество".
В частности, изменения могут коснуться разработки и реализации плана по высвобождению частотного спектра для развертывания 5G на территории РФ в городах-миллионниках (470 млн рублей) и создания беспроводной связи для социально значимых объектов в малочисленных населенных пунктах (2 млрд рублей).
Кроме того, Минкомсвязь предлагает перераспределить на иные цели 619 млн рублей, выделяемых для подключения социально значимых объектов к интернету, еще 1 млрд рублей - в части разработки и реализации плана конверсии радиочастотного спектра для 5G, а также 3,3 млрд рублей средств, выделяемых на обеспечение покрытия радиотелефонной связью автомобильных дорог федерального значения.
При этом по оценке экспертов телекоммуникационного рынка, маневр, предложенный Ивановым, практически обнуляет финансирование на 2020 год по созданию и реализации плана конверсии радиочастотного спектра, из чего следует полная остановка работ по развертыванию 5G на территории РФ. Это негативно повлияет на развитие отрасли и приведет к невозможности реализации национальной программы «Цифровая экономика». «Деньги на развитие информационной инфраструктуры надо тратить на развитие информационной инфраструктуры», считают также источники в одном из операторов связи. .
Готовит себе «золотой парашют» для пенсии?
Что движет замглавой Минкомсвязи? Возможно, это многоходовка, и чиновник готовит плацдарм для получения одним из операторов связи частот для коммерческого истользования частот 5G. Это даст оператору неконкурентное преимущество. А может чрезмерная активность чиновника связана с грядущим сокращением количества заместителей у главы Минкомсвязи? Напомним, постановлением №596 правительства Российской Федерации от 28.04.2020 количество заместителей министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сокращается с девяти до восьми. И кто знает, может речь идет именно об Олеге Иванове?