Начало 2020 года показало снижение спроса европейских потребителей на американский сжиженный природный газ (СПГ).
Это отражает явно просматривающуюся тенденцию к общему снижению мирового потребления энергоносителей, как следствие кризисных явлений макроэкономического уровня.
На данный момент российский природный газ, в том числе в виде СПГ, остается дешевле поставляемого из США и имеет явное конкурентное преимущество.
Для сохранения уже достигнутых позиций на европейском газовом рынке и вытеснения с него России США предпринимают целый комплекс мер, в том числе и не вполне соответствующих нормам международного права.
США на данный момент контролируют сухопутное транзитное пространство энергоносителей через подконтрольные сервильные государства: Польшу и Украину. Как минимум одна из причин организации государственного переворота на Украине в 2014 году - получение США контроля над частью, идущих из России в Европу наземных трубопроводных линий энергоносителей.
Строительство подводных трубопроводов «Северный поток – 1», «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» было призвано дать независимость России и «Старой Европе» в сфере поставок природного газа. Одним из главных мотивационных факторов постройки данных линий являлась надежность и долговременность поставок в обходамериканских зон контроля.
Гарантированность, предсказуемость и стабильность является одним из ключевых фактором для европейских потребителей при заключении долгосрочных договоров по поставкам энергоносителей. Идущие из России наземные трубопроводные линии, находясь под фактическим контролем США не могут соответствовать этим качествам.
Поставки российского газа через территорию фактически лишенных государственной самостоятельности сателлитов США любой момент могут быть дестабилизированы вплоть до полного прекращения.
Это может произойти как вследствие форс-мажорных обстоятельств, так и целенаправленно, с целью создания конкурентных преимуществ поставляемому в Европу американскому сжиженному газу. Нарушение и блокировка газовых поставок может производиться и сугубо в политических целях.
Отсутствие должной долгосрочной предсказуемости относится к проложенному по дну Черного моря и открытому в январе 2020 года газопроводу «Турецкий поток», поскольку он на выходном участке проходит через Грецию и Болгарию, степень сервильности которых по отношению к США крайне высока.
Надежность поставок по «Турецкому потоку» весьма проблематична виду зависимости от возможной дестабилизации, - вплоть до разрушения государства как такового, - общественно-политической ситуации в Турции.
Наличие неподконтрольных США газопроводов – фактор выживаемости как России, так и Европейского союза как самостоятельной геополитической силы.
Взятие под контроль или дефункционализация подводных газопроводов – фактор усиления зависимости Европы по отношению к США и превращение последних в мирового, - контроль над поставками из Ближнего Востока для Америки технически достижим, - монополиста на рынке энергоресурсов.
Экспорт углеводородов со стороны США в последние десятилетия во многом основывается на технологиях сланцевой добычи, эффективной лишь в условиях относительно высоких цен на газ и нефть. В сланцевую добычу нефти и газа в последние годы в США были вложены очень большие средства, в том числе и мелких частных инвесторов.
В последнее время в связи с мировой эпидемией короновируса цены на углеводородное сырье резко снизились. Что поставило под вопрос не просто о рентабельности уже созданной сланцевой индустрии, а о ее существовании как таковой. Для США это является проблемой сохранения экономической и социальной стабильности.
Борьба за контроль над европейским энергетическим пространством велась относительно цивилизованными методами вплоть до конца 2019 года.
Введение 21.12.2019 пакета санкций по отношению к строящемуся «Северному потоку –2» по причине «несоответствия экономическим интересам США», показало, что правовые и законодательные нормы в сфере мировой торговли энергоресурсам перестают применяться, заменяясь открытым произволом.
Санкционные ограничения и иные относительно «цивилизованные методы» могут быть заменены более радикальными «геополитическими технологиями». Статус монополиста на европейском рынке энергоресурсов США могут получить через физическое уничтожение идущих из России подводных трубопроводов.
Террор как средство реализации масштабных политико-экономических стратегем – реальность уже сегодняшнего дня. С учетом нарастания кризисных явлений в мире и общих тенденций, подобный «немыслимый» сценарий развития событий можно считать почти неизбежным.
Прецедент уничтожения подводного трубопровода уже был, причем в нем открыто были задействованы американские спецслужбы.
В 1983г. администрация президента США Р. Рейгана стремилась свергнуть просоветское Сандинистское правительство в Никарагуа. В ЦРУ по инициативе начальника отдела Дьюэйна Клэриджа была создана профессиональная диверсионная группа, замаскированная под отдельное формирование движения «контрас» - антисандинистского вооруженного сопротивления.
14 октября1983 г. боевые пловцы из этой группы взорвали подводный трубопровод в порту Пуэрто-Сандино. Впоследствии в результате расследования была доказана прямая причастность США к данному и другому (надводная атака 11 октября 1983 г. с уничтожением 5 нефтехранилищ в порту Коринто) террористическим актам, что было признано ООН.
Выведение из строя на длительный срок подводного трубопровода для развитого в технологическом плане государства не представляет сложности. Точное позиционирование линии прохождения трубопровода достаточно легко производится при комплексном анализе. На месте с кораблей может дополнительно уточняться магнитометрической и иной подводной аппаратурой.
Далее создается автономный или телеуправляемый подводный аппарат способный двигаться вдоль трубы и устанавливать на нее с определенным интервалом взрывные устройства. При синхронном подрыве мин участок трубопровода перфорируется и выходит из строя.
Ремонт или замена поврежденных участков трубопровода, - особенно если атака будет проведена одновременно на достаточно разнесенных друг от друга участках, - будет крайне затруднен ввиду необходимости посылки к местам аварии специальных кораблей с необходимым оборудованием.
Продолжительность ремонтных работ при многочисленных разнесенных повреждениях может составлять длительное время превышающее возможность купирования перебоя в поставках газа за счет наземных резервов.
При повторении атак или постепенном подрыве на разных участках заранее установленных мин функционирование трубопровода прекратиться на длительный срок либо прекратится полностью.
Финансовые затраты на ликвидацию последствий террористических атак могут сделать трубопроводные поставки газа нерентабельным относительно СПГ.
Террористическая дефункционализация подводных трубопроводов доступна странам и с умеренным научно-техническим потенциалом, таким как Польша и Украина.
Возможен «подводный террор» и со стороны независимых и относительно независимых от каких-либо государств организаций и групп, таких как украинские националистические организации, радикальные исламисты и т.п. Террористическое воздействие в этом случае может осуществляться достаточно примитивными методами.
Балтийское море мелководно и определение мест пролегания трубы проблем не представляет даже при минимальном, относительно недорогом и легально доступном наборе оборудования. Собственно террористическая атака может проводится путем опускания на тросе подрывного заряда.
Противодействие подводному террору, особенно в случае применения подводных аппаратов-дронов, будет крайне затруднено.
Если на уровне прибрежных районов еще можно как-то организовать наблюдение и контроль над участками акватории в местах пролегания трубопроводов, то по мере удаления от берега сделать это сложнее.
В отношении потенциальных заказчиков антитрубопроводного террора нельзя все сводить только к экономической мотивации или стремлению США к глобальному лидерству.
В настоящее время происходит диверсификация террора, выход его из под контроля организаций и движений аффилированных с различными государственными и квазигосударственными структурами.
Террор уже может и не иметь прямой направленности, в качестве целей могут ставиться дискредитация определенных государств, правительств, администраций и политических групп или даже непосредственно хаотизация и разрушение мировой экономико-правовой системы как таковой.
Однако в качестве основного следует сделать следующие выводы: