Переход к неофеодализму уже начался. О чём открыто говорят на самом верху.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что «в настоящее время существуют четыре «всадника Апокалипсиса», которые угрожают всему миру. Об этом он сказал в рамках выступления на Генассамблее ООН с докладом об итогах работы организации в 2019 году и задачах на этот год.
— считает он. Генсек уточнил, что речь идет о геополитической напряженности, климатических изменениях, глобальном недоверии и злоупотреблении новыми технологиям (1).
В любом случае, переходный период уже начался. И уже понятно, что с глобальными изменениями всерьёз бороться не будут. Придётся тратить огромные средства при непредсказуемом результатом. Другое дело, что к глобальным переменам будут активно приспосабливаться и пытаться использовать их в собственных целях. Не менее активно будут использовать и уже используют имитацию борьбы с глобальными угрозами. Взять то же всемирное экологическое лобби.
Но на некоторые явления периода перехода к неофеодализму приходится реагировать срочно и активно. Это, например, пресловутый китайский коронавирус.
А причём здесь неофеодализм? Всякая по-настоящему фундаментальная смена исторических эпох очень часто сопровождается природными катаклизмами, которые весьма и весьма способствуют изменению уклада жизни людей. Это не только засухи, колебания уровня мирового океана, но и эпидемии. Взять ту же Юстинианову чуму, пришедшую в Европу на заре раннего средневековья. Новая эпидемия чумы, Чёрная смерть, ознаменовала уже закат европейского средневековья.
Эпидемии не только губили людей. Выжившие теряли возможность достигать своих целей (на самых разных уровнях) привычными средствами. Приходилось невольно начинать жить несколько по-новому.
Что вызвало появление современного коронавируса? Возможно, какое-то влияние на развитие и мутацию вирусов могли оказать погодные аномалии. А также колоссальная скученность населения в городах Китая, употребление в пищу определённых видов животных, мутация вирусов на фоне активного применения лекарства очень плотной и многочисленной человеческой популяцией. И всё это на фоне слабого иммунитета у очень многих людей.
Различные конспирологические версии, такие, как авария в секретной лаборатории, осознанное вредительство недовольных властями или американская диверсия весьма трудно проверить и доказать.
Но при этом желающих использовать политико-экономические и социальные последствия вспышки коронавируса налицо. Это те же американцы, отношения с которыми у Китая в последние годы напряженные, другие силы, по той или иной причине стремящиеся вывести различные производства с территории Китая.
В самом Китае также немало надеющихся использовать ситуацию в своих целях. Это и недовольные разного статуса и уровня возможностей, и само китайское государство, которое уже стремится использовать вполне реальную опасность для жизни и здоровья людей в целях усиления государственного контроля за гражданами.
Помимо реальной и несомненной опасности коронавируса масштабы его значимости определяются целенаправленной медийной накачкой.
Поэтому эпидемия болезни может иметь большее социально-экономическое и политическое значение, чем её воздействие на здоровье людей.
Вероятны конкретные социальные последствия для Китая. С одной стороны, экономика Поднебесной может ослабеть, а с другой — появится реальный повод для дальнейшего ужесточения режима и усиления социального контроля. Может ослабеть экономика и других наиболее пораженных коронавирусом стран, таких, как Тайланд. Но последствия эпидемии для политической системы там могут быть иными, чем в Китае.
В коронавирус может не лучшим образом повлиять на состояние мировой экономики как целого (тенденция вполне неофеодальная).
При этом могут существенно выиграть те страны, куда «в случае чего» будет перенесено производство из Китая, переместятся турпотоки из Тайланда. И конечно же, выиграет фармацефтическая и связанные с ней отрасли промышленности и науки.
Но сильная информационная накачка может привести и к длительным социально-психологическим последствиям. Таким, как стремление развить навыки изоляции, изоляции страны, дома, машины, человека от внешней среды. Подобный интерес в «автаркичности» в разных сегментах общественной жизни, опасливое внимание к окружающим, повседневному взаимодействию между людьми может способствовать существенному изменению ментальности людей. А такие перемены обычно и связывают с наступлением очередного неофеодализма.
Тем более, что поводов для осторожности, изоляционизма разного уровня немало и без коронавируса.
Примечания