Превратился ли Азербайджан в один из крупнейших мировых каналов наркотрафика?
На прошлой неделе из Азербайджана одна за другой пришли две новости, которые должны серьезно встревожить не только эту республику, но и Грузию, Украину, а также Россию.
Азербайджанские силовики задержали в общей сложности почти полторы тонны героина, который преступники из Ирана пытались переправить на черный рынок стран бывшего СССР. Радости в этих сообщениях мало, поскольку, очевидно, что выявлена лишь мизерная часть наркотиков, доставляемых по одному и тому же отработанному каналу.
Столь внушительные объемы позволяют предположить, что Азербайджан для наркоторговцев стал, похоже, зоной минимального риска, трафик поставлен на системную основу. Понятно же, что наркоторговцы отправят крупную и дорогостоящую партию своего товара по тому или иному по маршруту только в том случае, если этот маршрут заранее «обкатают» на гораздо меньших по объему поставках и сумеют договориться с курирующими его силовиками. Очевидно, что в этом случае следы пособничества наркотрафику могут вести, что называется, на самый «верх».
Кто же контролирует в силу своих должностных обязанностей границу республики? Ведет ли этот человек достаточно аскетичный образ жизни, чтобы у сослуживцев и высшего руководства не возникало к нему никаких вопросов?
Приведем лишь несколько фактов из деятельности начальника Государственной пограничной службы генерал-полковника Эльчина Гулиева. Как можно судить даже по сведениям, взятых из открытых источников, «главный по границе», по сути, выстроил чуть ли не родственные связи с высшими чиновниками республики и ее ключевыми силовиками, а по тяге к роскоши вполне может соперничать с сильными мира сего.
...В конце недели СМИ
сообщили о задержании на Астаринском таможенном посту 933 кг сильнодействующего наркотика, который находился в ящиках в груженой фруктами «фуре». А несколькими днями ранее аналогичная новость была
опубликована на сайте государственной таможенной службы Азербайджана: тогда речь шла о 304 кг героина, а нашли наркотик в грузовике с кожгалантереей. Общую стоимость арестованного груза на черном рынке эксперты оценивают в 70 млн долларов, и на первый взгляд, по смертельному бизнесу нанесен весьма серьезный удар. Но не всё так просто.
Оба случая объединены одной и, видимо, давно отработанной схемой. Получателями груза значатся компании, зарегистрированные на Украине, в Одесской области –
ООО «Байрамлар» и
ООО «Карсик Украина». Учредителями и директорами фирм значатся выходцы из Турции и Азербайджана – Байрам Энгин и Теймур Алиев. То есть связь получателей грузов с республикой, через которую провозился криминальный груз, налицо.
Основным видом деятельности обоих контор по документам значится «Розничная торговля фруктами и овощами», и каждая из них регулярно получает грузы в Одесском и Черноморском (бывшем Ильичёвском) морских портах. То есть, по всем признакам, это – лишь две из множества фирм, зарегистрированных специально для обслуживания наркотрафика.
В целом, маршрут вырисовывается такой: Афганистан – Иран – Азербайджан – Грузия – Украина – Россия. И на каждом из отрезков этого «наркопути» есть обстоятельства, позволяющие использовать его с минимальными рисками. Так, граница между Афганистаном и Ираном контролируется, по сути, боевиками, для которых производство героина и наркоторговля – основой вид заработка. Из Ирана через Азербайджан груз на «фурах» доставляется в грузинские порты Батуми и Поти, откуда морским путем поступает в Одессу, где его встречают «продавцы фруктов». Ну, а потом, надо полагать, основная часть смертоносного груза переправляется на воюющий восток Украины, где никому нет дела до таможенных формальностей, и уже оттуда, через прозрачную восточную границу Донбасса – в Россию.
На всем этом пути только две страны могли бы поставить реальные заслоны смертельному грузу – Грузия и Азербайджан. Причем главным защитным редутом должен был стать именно Азербайджан, ведь именно через его южную границу наркотик попадает на постсоветское пространство. Однако, похоже, не стал. Риски потерять груз в Азербайджане для наркоторговцев, которые, как показали недавние события, перевозят свой товар многотонными фурами, судя по всему, минимальны. Иначе они просто бы не стали этого делать, разбив груз на гораздо меньшие партии.
Генерал-полковник Эльчин Гулиев – глава Государственной пограничной службы Азербайджана – славится своей влиятельностью, любовью к роскоши и показным жестам. Не так давно вся республика обсуждала шикарный подарок, который Гулиев сделал своей дочери, вышедшей замуж за внука вице-премьера Азербайджана, председателя Госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Али Гасанова. Подарком стало бриллиантовое колье престижного ювелирного дома Graff. В интернете называли вес драгоценных камней почти 25 карат, стоимость которого эксперты оценивают в 5-6 млн. долларов. Для сравнения: нынешний президент США Дональд Трамп в 2004 году подарил своей жене Мелании кольцо от того же Graff с бриллиантом в 12 карат «всего» за 1 млн долларов. Если верить этой информации, то можно сделать вывод, что миллиардер Трамп в подмётки не годится генералу Гулиеву, получающему должностной оклад в размере примерно 3500 долларов в месяц (после сентябрьского 40-процентного повышения). Не трудно подсчитать, что честным трудом на колье для дочери генералу пришлось бы зарабатывать более 100 лет!
Стоит заметить, что упомянутая свадьба была уже вторым «династическим» браком, заключенным в семье Гулиева. В 2012 году в прессе сообщалось о свадьбе еще одной дочери генерала и сына министра МЧС республики Кямаледдина Гейдарова – тоже генерал-полковника. Таким образом, силовые структуры республики превращаются, по сути, в один большой семейный клан. А в таких тепличных условиях грешно, согласитесь, жить на одну зарплату.
На этом фоне совершенно не удивляет время от времени проскакивающая в СМИ
информация о том, что служба в погранвойсках Азербайджана давно поставлена на коммерческую основу. Не на контрактную, подчеркнем, а именно на коммерческую. Чтобы попасть на «хорошее» место службы, «срочнику» предлагают заплатить от 1000 до 2000 манат (600 – 1200 долл. США в зависимости от места). Иначе – неспокойные заставы на границах с Грузией, или того хуже, с Арменией.
В итоге на охрану границ направляются, в основном, ребята из неимущих семей – немотивированные и плохо подготовленные.
Но даже если каждый «срочник» погранвойск принесёт в конверте 1000 долларов, на колье Graff этого может не хватить. Поэтому есть все основания полагать, чем обусловлена прозрачность азербайджанских границ для «героиновых фур».
Наркомафиозный спрут, щупальца которого проникли практически во все силовые структуры Азербайджана, судя по всему, надёжно прикрывает канал поставки смертельного груза. Ну, а задержанные на прошлой неделе полторы тонны – это, возможно, лишь досадное недоразумение: как в фильмах Тарантино, «что-то пошло не так». Возможно, между самими наркоторговцами начался передел рынка, и одни «сдали» других. А может, и сами руководители силовых структур Азербайджана решили пустить «дымовую завесу», призванную создать видимость эффективной работы. Чтобы при случае можно было пустить пыль в глаза тем же российским коллегам: смотрите, дескать, мы же работаем!
Что интересно, буквально за несколько дней до задержания рекордного по объемам наркотического груза, 25 ноября с.г., Эльчин Гулиев провел служебное совещание с участием руководства Государственной пограничной службы, должностных лиц пограничного контроля и пограничных контрольно-пропускных пунктов ГПС - в связи с «текущей ситуацией на контрольно-пропускных пунктах на госгранице». По информации
азербайджанских СМИ, генерал-полковник призвал своих подчиненных усилить «борьбу с нарушением правил этики и прав граждан на КПП на госгранице, с коррупцией и служебными нарушениями». А также рассказал о принимаемых им мерах: только за текущий год за нарушения от службы на КПП, по его словам, были отстранены 55 военнослужащих, в том числе от должности был освобожден начальник КПП «Шыхлы». Можно ли назвать случайными эти совпадения «демонстрации эффективности работы»?
Так или иначе, высшему руководству республики пора всерьез задуматься, насколько непрозрачна граница Азербайджана, и каким последствиям это может привести.