Последние опросы общественного мнения регулярно фиксируют снижение популярности партии «Справедливая Россия». Не самой последней из числа причин для этого является работа как фракции партии эсеров в Государственной Думе (в которой осталось на настоящий момент всего 23 депутата), так и ее отдельных представителей. Маленькая фракция в нижней палате российского парламента еще и наносит ущерб партийным финансам: по сравнению с предыдущим созывом государственное финансирование партии сократилось почти вдвое. Да и частные пожертвования не спешат идти в партию, которая в ходе избирательной кампании этого года фактически проигнорировала выборы губернаторов в 16 регионах, не выдвинув ни одного кандидата. Особенно удручающе все выглядит былых амбициозных намерений руководителей «Справедливой России» превратить ее во «вторую партию власти» стране.
Ни для кого не секрет, что сегодня партия «Справедливая Россия» переживает не лучшие времена. Популярность эсеров неуклонно снижается, как и размер их фракции в Госдуме. Сейчас это всего 23 депутата, что на треть меньше, чем на дебютных для СР выборах 12 лет назад. В следующем после думских выборов 2017 году финансирование партии из бюджета сократилось более чем вдвое. Объемы пожертвований от частных спонсоров тают еще быстрее. На выборах 8 сентября, когда губернаторов выбирали 16 российских регионов, справедливороссы не выдвинули ни одного кандидата. Одним словом, 12 лет спустя о роли «второй партии власти», которая была целью создания СР, остается только мечтать. Причин такого партийного кризиса много, и не все они – следствие ошибок руководства СР. Однако самую очевидную из них игнорировать просто нельзя – в партии набралось слишком много «случайных» людей, использующих партийный ресурс или депутатский мандат для решения личных вопросов, не особо задумываясь об имиджевых и других последствиях для организации в целом.
Самый вопиющий пример – депутат Госдумы Дмитрий Ионин, попавший в парламент два года назад он получил вакантный мандат Александра Буркова, возглавившего Томскую область. Никакой полезной работой 34-летний парламентарий с тех пор не отметился, зато приобрел широкую и весьма печальную известность благодаря сумасбродным пьяным выходкам. До попадания в Думу Ионин вел ожесточенную борьбу за контроль над фирмами из сферы ЖКХ в родной Свердловской области вместе со своими друзьями из ОПС «Уралмаш». Даже не верится, что дед Дмитрия – известный советский художник Давид Ионин, интеллигентный и уважаемый человек. Если бы он узнал, в каком контексте употребляется его фамилия в связи с проделками внука, наверняка сгорел бы со стыда. Когда в 2002 году 17-летний Ионин начинал свою политическую карьеру помощником депутата Свердловской облдумы Банзаракцы Чойнозова, ничто не предвещало беды. В 19 лет он стал замгендиректора ООО «Центр проектных решений» в Екатеринбурге, где местному бизнесмену и депутату областного заксобрания от КПРФ Андрею Ахтямову принадлежал 51%. Вместе с новым покровителем Ахтямовым Ионин участвовал в корпоративном споре вокруг ОАО «Уралинвестэнерго», который в СМИ называли попыткой «рейдерского захвата». В 20 лет Ионин каким-то образом окончил факультет международных отношений Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
В 2006 году вундеркинд Ионин делает первые шаги в бизнесе – становится соучредителем ООО «Верх-Исетский РЭМП», которое впоследствии закрылось, оставив лишь долги по налогам. В 2008 году Ионин переписал на себя и перерегистрировал в Екатеринбурге московское ООО «Сервис Лэнд». Бывший владелец фирмы Алексей Аралушкин пытался оспорить факт продажи фирмы Ионину, но не смог обосновать своей позиции в суде. Во второй половине 2000-х Ионин вступил в ЛДПР, что теперь упорно отрицает. Тогда свердловскими жириновцами руководил дальний родственник Дмитрия Владимир Таскаев, который взял юное дарование под свое крыло и всячески способствовал его продвижению по партийной лестнице. Однако в 2009 году Ионин, не сдав партбилет, к удивлению своих однопартийцев выдвинулся в депутаты Думы Нижнесергинского поселения от «Справедливой России». Получив мандат, Ионин начал выступать с жесткой критикой Таскаева. Разочарованный Таскаев мог легко вывести на чистую воду двуличного родственника, начавшего рассказывать всем, что его заявление о вступлении в ЛДПР – фальшивка, но решил не выносить сор из избы. В Нижнесергинской Думе 24-летний Ионин возглавил комитет по вопросам законодательства и местного самоуправления. Основным направлением бизнеса в этом муниципалитете является лесопереработка, контролируемая структурами ОПС «Уралмаш», с которым у Ионина легко получилось найти общий язык. В «Справедливой России» карьера Ионина пошла в гору. Он стал членом избиркома Свердловской области с правом решающего голоса, а также возглавил важнейший партийный проект «Справедливое ЖКХ». О том, как именно Ионин представляет себе справедливость в сфере ЖКХ, жителям области еще только предстояло узнать.
Однопартийцы говорили, что продвижению Ионина способствовал все тот же Андрей Ахтямов, наладивший дружеские отношения с лидером местных справедливороссов Александром Бурковым, который впоследствии отдаст Ионину мандат депутата Госдумы. В декабре 2011 года Ионин избрался депутатом Свердловской облдумы. В 2013 году у него обострились отношения с коллегами по партии, так как он лоббировал включение в партсписок своих друзей Евгения Тарасевича, Александра Горовца и Николая Новикова. В итоге Ионин своего добился, однако все его друзья выборы проиграли. Тогда однопартийцы впервые начали открыто упрекать его в том, что он ставит личные интересы выше общественных. В 2011-2012 годах Ионин пытался рейдерским путем захватить УК «Чкаловская», однако собственнику Игорю Тюкину удалось отстоять актив. В сентябре 2011 года Ионин неожиданно появился в числе соучредителей ЗАО УК «Солнечный дом». Тогда управляющая компания ООО «Солнечный дом» из Арамиля проходила процедуру банкротства, и предприимчивый Ионин решил под шумок прибрать весь жилфонд к рукам, создав компанию с таким же названием, чтобы жители ничего не заметили. Однако бдительность граждан он недооценил. Жильцы заметили и присутствие Ионина в списках учредителей, и тот факт, что, будучи депутатом, заниматься бизнесом по закону он права не имел. Вот так «Справедливое ЖКХ» по Ионину и выглядело. Арамильцы массового направляли обращения в прокуратуру с требованием лишить Ионина мандата. «Я не считаю, что если это даже мой однопартиец, то я должна каким-то образом его покрывать. Депутат, владея определенной властью, попросту лоббирует свои собственные коммерческие интересы», - заявляла лидер арамильского отделения «Справедливой России» Марина Чердынцева. Впоследствии Чердынцеву отстранили, на ее должность поставили лояльного Ионину Виталия Стародубцева.
В 2014 году Ионин активно защищал гендиректора УЖК «Новоуральская» Ирину Ислентьеву, которую местная администрация намеревалась отправить в отставку. По одной из версий, у Ионина к гендиректору был романтический интерес. По другой, куда более вероятной, Ионин следил, чтобы контроль над УЖК не утратили его друзья и покровители из ОПС «Уралмаш». Коллеги Ионина вспоминают, что дружбы с главарями ОПС, в частности, Игорем Сычевым, он не только не скрывал, но даже ей гордился. В 2015 г. Ионин боролся с передачей коммунальных сетей в Камышлове ООО «Универсал-строй». Срыв договора был выгоден давнему конкуренту компании – ООО «Теплогарант», связанным с депутатом-банкротом из «Справедливой России» Геннадием Ушаковым, активно использовавшим в своих схемах структуры все того же «Уралмаша». В 2017 году Ионин баллотировался в губернаторы Свердловской области, но, судя по всему, выступал в роли подставного кандидата-спойлера, так как кампании по факту не вел, ограничиваясь загрузкой видеороликов на свой канал и расклейкой листовок. На что в итоге был потрачен избирательный фонд в 1,4 миллиона рублей – непонятно. Тем не менее, на выборах известному в области Ионину прочили как минимум второе место, однако даже его он в итоге занять не смог. Накануне выдвижения в губернаторы Ионин был избит, но путался в показаниях и датах, так и не сумев толком объяснить, что с ним случилось. По его словам, на него напали «шестеро бандитов в спортивных костюмах», однако в результате он отделался лишь легким сотрясением мозга и небольшим рассечением. Полицейские склонялись к версии, что Ионин, будучи мертвецки пьяным, просто затеял драку на улице со случайными прохожими.
Спустя два года Ионин попал в заголовки очередной пьяной выходкой, устроив пальбу из автомата в одном из дворов города Камышлова, куда приехал «разобраться с обманутыми дольщиками». Перепуганные жильцы вызвали полицию, которой парламентарий сразу сообщил о своей депутатской неприкосновенности. Инцидент привел однопартийцев Ионина в шок, однако никаких санкций против него в итоге принято не было. Сегодня мы можем наблюдать, куда завел «Справедливую Россию» расчет на таких людей, как Ионин. За свою не самую продолжительную политическую карьеру он в разное время прибивался к представителям разных партий, неизменно преследуя сугубо личные, корыстные интересы. Самим же партиям, имевшим неосторожность с ним связаться, остается лишь расхлебывать последствия его громких эскапад. Присутствие таких людей в Думе не красит и весь российский парламент, независимо от фракционной принадлежности. Поэтому чем раньше коллеги Ионина поставят вопрос о лишении его депутатского мандата и обеспечиваемой им неприкосновенности, тем меньше он успеет натворить.