Ставшую притчей во языцех склонность издания «Ведомости» к организации коммерческих публикаций как за, так и против какого-либо бизнеса, связывают с фигурой нового собственника газеты – иностранного гражданина Демьяна Кудрявцева. Предприниматель, считающий себя также творческой личностью, стал воплощением монетизации деловой журналистики. Похоже, Кудрявцев приобрел «Ведомости» явно с расчетом заработать, но по придуманным им схемам, в основе которых лежат коммерческие отношения с бизнесом, о котором пишет издание.
С приходом Кудрявцева «Ведомости» стали практиковать очевидные информационные кампании, посвященные тем или иным предпринимательским структурам. Например, замечено, что если уж «Ведомости» взялись за тему российской сети гипермаркета «Ашан», то критика и разоблачения этой структуры будут продолжаться из номера в номер. А если в прицеле издания оказался столичный киноцентр «Соловей», то инвестору его реновации приходится с содроганием открывать каждый номер «Ведомостей», где может появиться продолжение негативных публикаций.
Спору нет: без критики не может быть деловой публицистики. Но сериалы «Ведомостей», посвященные информационным ударам по одним и тем же объектам их творческого интереса слишком откровенно указывают на заданность, а то и на заказанность таких редакционных проектов.
Как говорят, именно Кудрявцев установил новые правила работы издания с отечественным бизнесом, а также расценки на негативные и позитивные публикации. Наиболее кассовыми проектами «Ведомостей» стали информационные атаки на коммерческие компании, которые побуждают владельцев бизнесов договариваться с изданием о блокировании негативных потоков со страниц издания.
По слухам, широко используются в «Ведомостях» и схемы работы по заказам конкурентов, когда на определенных условиях издание берет на себя обязательство торпедировать указанную компанию. В результате такого подхода «Ведомости» теряют репутацию и перестают быть объективным деловым изданием, которому доверял бизнес.
Но владельца издания, похоже, не заботит такая проблема и перспективы этого своего очередного актива. Его относят к числу тех предпринимателей, которые привыкли выжимать из коротких проектов максимум выгоды, поэтому будущее «Ведомостей» нынешнего их собственника вряд ли волнует. Слово в защиту «Ведомостей» от такого владельца должно замолвить профессиональное сообщество, которому по силам обуздать заигравшегося в коммерцию издателя.