20 сентября в столице Грузии закончился свой маленький Майдан. В течение трех месяцев представители некого «молодежного движения «Стыдно» в Тбилиси пикетировали задние парламента.
Количество протестующих на момент окончания акции составляло порядка сотни человек.
Началом акции протеста послужили события 20 июня 2019 года, когда во время первого заседания неправительственной организации «Межпарламентская ассамблея православия» депутату российской Госдумы Сергею Гаврилову предложили занять место спикера грузинского парламента. Появление российского парламентария в знаковом кресле вызвало многотысячные протестные акции.
В итоге россиян из здания грузинского парламента пришлось под охраной срочно эвакуировать в гостиницу, а потом и на Родину. По дороге к отелю русских депутатов протестующие облили водой. Антироссийские акции протеста привели к достаточно жестким столкновениям с полицией.
Вскоре в отместку за инцидент Президент России Владимир Путин поручил вывезти из закавказского государства всех россиян, в том числе туристов, и приостановил прямые полеты российских авиакомпаний в Грузию. Это нанесло весьма ощутимый удар по доходам «Солнечной Иверии», формирующимися в значительной степени именно от туризма.
Массовые акции, в конце концов, прекратились, но в течение трех месяцев «Молодежное движение «Стыдно» и члены оппозиционной партии «Единое национальное движение» продолжали пикетировать грузинский парламент. Целью ставилось «положить конец единоличному правлению экс-премьер-министра Грузии олигарха Бидзины Иванишвили мирным путем».
Закончив 20 сентября прямые протесты, представители движения «Стыдно» заявили, что намерены продолжить борьбу. Был распространен манифест с планом дальнейших действий.
Организаторы протестов в вышеупомянутом манифесте заявили: «Создадим армию эльфов, которые победят армию троллей Иванишвили. Мы победим Иванишвили на международной арене! Мы победим Иванишвили в Грузии».
В период июньских событий Грузия ненадолго привлекла к себе внимание российских СМИ. Потом о ней вновь забыли. После знаковой «августовской войны» 2008 года, и до нынешнего летнего инцидента, закавказская соседка крайне редко попадала в российские новостные ленты, причем только по фактам негативных инцидентов. То российского дельтапланериста грузины толпой изобьют, то «молодой, горячий» туристический проводник американскую семейную пару прирежет.
Но как бы то ни было, география вещь упрямая. Рядом с Россией находится государство с четырехмиллионным населением. С этим государством недавно была вполне реальная война, а ее «холодный» вариант, как показали события 20 июня, продолжается и поныне.
Иметь в южном российском «подбрюшье» государство-врага и не вести никакой работы по оздоровлению ситуации, по поиску выходов из конфронтационного состояния, - это, как минимум неразумно. Тем более, что Грузия, - и по религии, и по общей истории, и, чего греха таить, по экономическим связям, - России далеко не чужда.
Почивать на военных лаврах может быть и комфортно, но за этот комфорт в будущем, возможно, придется заплатить весьма дорого. Уже вызревает целый комплекс геополитических проблем, многие из которых с трудом можно предсказать и проанализировать.
Годы не ведения системной политико-экономической работы в отношении Грузии привели к опасному для России и все более усугубляющемуся отдалению южного соседа по всем направлениям: от экономики и политики, до бытовой культуры.
Новая генерация молодых грузин контактирует с «Русским миром» уже косвенно, представление о России и русских формируется старшими поколениями и становится все более абстрактным.
Анализ событий 20 июня показывает, что межгосударственный кризис и протесты были спланированы заранее. Явно прослеживалась рука опытного режиссера, ход событий была уже стандартным для «цветных революций». Правда эффект от «минимайдана» был не особо большой, массовости особо не наблюдалось, «сакральные жертвы» отсутствовали.
Однако кто гарантирует, что в будущем события не пойдут по иному, более серьезному сценарию?
Современные техники социально-психологических манипуляций в любой момент могут привести к результатам аналогичным украинскому Майдану.
Горючего социального материала в закавказской стране вполне достаточно. Грузия остается очень бедной страной, значительная часть населения живет в нищете. Пока, несмотря на войну 2008 года, большая часть населения, памятуя о «счастливом сожительстве в СССР» вполне пророссийски настроена.
Но так было и на Украине до февраля 2014 года. Никто не верил и не представлял, что отношения двух близких и крайне родственных народов дойдут до полномасштабной войны.
Между грузинами и русскими война уже была, проблема Абхазии и Южной Осетии остается «больной темой» для всех грузин. На таком фундаменте массовые антироссийские выступления в Грузии, при достаточном желании внешних курирующих ситуацию сил, вполне реальны.
Достаточно будет обильно профинансировать «организационное ядро» и Грузия вспыхнет. А детонирующим событием может послужить все что угодно. И «сакральные жертвы» неизбежно появятся.
Пока «молодые оппозиционные активисты» три месяца мирно пикетировали грузинский парламент. Но они могут перейти и более решительным действиям.
К примеру, кто гарантирует, что не произойдет захват российского посольства, подобный классическому тегеранскому инциденту 1979 года? Для подобной акции, достаточно относительно немногочисленной хорошо подготовленной и мотивированной группы «гражданских активистов».
Взорвав подобный социальный детонатор, можно буквально за часы дестабилизировать всю Грузию, в дальнейшем деструктивная энергия «активной части населения» будет неизбежно канализирована в направлении Южной Осетии и Абхазии. Со всеми вытекающими последствиями.
Признаки подобных сценариев уже можно наблюдать. На границе Южной Осетии и Грузии в начале сентября обстановка стала резко накаляться. Идет наращивание силовиков с двух сторон, раздаются взаимные обвинения в нарушении границ.
Признание 26 августа 2008 года Россией независимости Южной Осетии и Абхазии – кроме как «долгосрочной геополитической диверсией» назвать нельзя. Эти два «государства» могут таковыми именоваться только в кавычках, никаких преференций от их существования Россия не имеет, а вот проблем, данные «государственные образования», приносят очень и очень много.
Помимо того, что Южная Осетия и Абхазия являются «финансовыми черными дырами», куда проваливаются деньги из российского бюджета, статус данных «государств» практически лишил Россию возможностей реально работать в направлении деконфронтации отношений с Грузией.
После августа 2008 Россия полностью передала контроль над геополитической ситуацией во внешние заокеанские руки. Простая мысль, что Саакашвили приходят и уходят, а Грузия соседом России была и будет, и рядом с ней надо будет как-то жить, до тогдашнего российского руководства не дошла.
Враждебная и контролируемая извне Грузия в будущем вполне может стать основой для деконструкции Юга России, с возникновением в итоге цепи из «обретших свободу» северокавказских «квази-государств», типа «независимой Ичкерии», или, если угодно, Абхазии и Южной Осетии. И такой, «геоапокалиптический» сценарий исключать нельзя.
Вопрос о реактивации масштабного кризиса на Северном Кавказе, как и азербайджано-армянского конфликта, выходит за рамки данной статьи, хотя наверняка сценарии региональной дестабилизации будут иметь многовекторный и скоординированный характер.
Если говорить собственно о Грузии, то возникает резонный вопрос: «С какой целью данную страну «кураторы» могут ввергнуть в дестабилизацию»?
Наиболее очевидный ответ: ради создания на границах России масштабной «зоны нестабильности», пример которой мы уже наблюдаем в Донбассе. Косвенными целями новой «территории хаоса» будут так же являться Иран и Турция.
На данном этапе Грузия - классическое «несостоявшееся государство», стабильность и само существования которого поддерживается извне ради определенных целей. Пока она поддерживается (в том числе и финансово) и позиционируется, как «остров демократии в авторитарном окружении».Но по факту «плацдарм демократии», является территорией-разделителем, «санитарным кордоном» между тоталитарными Турцией, Ираном, и Россией, и частично делающее подконтрольным авторитарный Азербайджан.
Но все может измениться. «Стабильная демократическая страна» может перестать быть таковой.
- пишет в «Вашингтон Пост» профессиональные политтехнолог Девид Крамер*.
Сбросить Грузию как ненужный балласт с борта «демократического корабля» могут по банальным финансовым соображениям. В какой-то момент Западу осознает, что поддерживать Грузию, в частности стабильность ее валюты, ему уже не под силу.
Тогда из «витрины демократии» быстро сделают «геополитического камикадзе» для атаки на Россию и, косвенно, ее турецко-иранских квазисоюзников.А есть еще более масштабный геополитический актор: Китай. Не секрет, что Китаем и Европой многие годы прорабатывается идущий через Грузию южный вариант «Нового шелкового пути» призванный экономически связать Европу и Тихоокеанский регион.
Дестабилизации России перечеркнет северный вариант «Нового шелкового пути». Дестабилизация Грузии поставит крест на южном варианте.
В итоге, по планам «тайных злых сил» возникнет «трансевразийская полоса хаоса от Белого моря до Персидского залива», перекрывающая взаимодействие глобальных Тихоокеанской и Европейской экономико-политических конгломераций.
ПРИМЕЧАНИЕ
* Дэвид Крамер (David Kramer) старший научный сотрудник программы Вацлава Гавела по правам человека и дипломатии и директор европейской и евразийской программ в Школе международной и публичной политики имени Стивена Грина (Steven J. Green School of International & Public Affairs) при Флоридском международном университет