Тува и Россия: из истории взаимоотношений

Русский писатель через несколько часов после приезда в Туву:
— Да это же обычный Казахстан.
Он же через сутки:
— Не-е… Никакой это не Казахстан. Это что-то совсем странное…

1.
Совершая небольшое насилие над покорной исторической наукой, советские ученые относили начало тесных связей Тувы и России к шестнадцатому-семнадцатому столетию, когда территория эта входила в монгольское государство Алтын-ханов, от которых к Белому царю однажды была направлена полномочная делегация. Не буду с советскими учеными спорить. Отмечу только, что до конца восемнадцатого столетия контакты эти заключались преимущественно в отражении русскими казаками набегов воинственных кочевников, отряды которых доходили до Кузнецка и Томска.

Красноярск так и вовсе был однажды захвачен и разорен хемчикскими тувинцами из Западной Тувы, до сих пор славящимися своей бандитской удалью. Еще раньше тувинцы участвовали в завоеваниях Чингисхана.
Субэдэй, правая рука строителя огромной империи, был, по преданию, выходцем из Тувы (в память о чем местный пивзавод выпускал водку с его именем на этикетке).

Монгольские завоеватели оказали значительное влияние на культуру и политические отношения восточных славян. От тех времен сохранился обширный пласт лексики, общей для русского и тувинского языка.

Например, правительство по-тувински — «чазак», что является фонетической вариацией ставшего русским слова «ясак» (налог, которым русские цари облагали покоренные сибирские народы). И действительно, зачем же еще нужна нам власть, кроме как для того, чтобы собирать с нас налоги?

Еще несколько иллюстраций: барсук — морзук; алтын (монета) — алдын (золото); баран — бараан (товар); кабан — хаван; ярлык (ранее — разрешение занять должность, сейчас — этикетка) — чарлык (указ); карга — кырган (старый). Впрочем, о средневековых контактах русских с тюркским миром хорошо известно.

3.
Собственно ТУВА, как некая политико-этно-культурная общность начинает фигурировать в сфере российских интересов после разгрома китайцами (манчжурами) монгольского Джунгарского ханства, сменившего на исторической арене государство Алтын-ханов. Территория эта стала известна под названием Урянхайского края, и в соответствии с российско-китайским договором, отошла к Цинской империи. Небольшая часть тувинцев становится российскими подданными (проживающие ныне в горах Иркутской области «тофалары», а также усинские тувинцы юга Красноярского края).

4.
Почти сразу же начинается проникновение на территорию Урянхая русского населения. Но связан этот процесс не с царским экспансионизмом, а со староверческим эскапизмом, бегством от «неправедной» власти. Последователи «старой церкви» зачастую подвергались в Российской империи притеснениям, от которых они и скрывались в Сибири и на малоосвоенных землях соседнего государства.

Плотность населения в тогдашней Туве была довольно низка, и русские крестьяне начали селиться в местах, подходящих для земледелия (договариваясь с местными властями в индивидуальном порядке). Вскоре появились и русские купцы, затем — золотопромышленники.

Сосуществование русских с местным населением не было полностью бесконфликтным, однако и резким противостоянием назвать его нельзя. Наблюдалась, скорее, тенденция к взаимной самоизоляции и нейтралитету.

5.
Одновременно в Туве проходили процессы укрепления, централизации власти, сосредоточения её в руках этнических тувинцев, постепенно оттеснявших от управления монгольских князей и чиновников. (Китайская администрация находилась далеко, в монгольском городке Улясутае, и в местные дела не слишком вмешивалась).

Фактически этот процесс был завершен усилиями нойона Хайдыпа примерно к началу двадцатого столетия. Хайдып, по сути, и является настоящим отцом тувинской государственности, однако его имя не слишком известно в народе, в честь него не устраивают пышных конференций, его именем не называют улицы. Причуды истории, а возможно — намеренное стирание личности: чем-то неугоден нынешним тувинским властям. Впрочем, это их дело.

Огромные суммы были потрачены Хайдыпом на взятки пекинским властям, огромная энергия — на хитроумные восточные интриги… В итоге он сделал управление бОльшей частью Тувы тувинским.

Хайдып был, пожалуй, одной из наиболее ярких и сильных личностей в политической истории Тувы. Встречавшиеся с ним европейские и русские путешественники отмечали его высокую образованность, аристократизм, управленческий талант.

Однако Хайдып, судя по всему, не совсем ясно представлял себе масштабы и силу северного соседа… После проигрыша России в русско-японской войне отношение нойона к русским поселенцам резко изменилось, фактически — началось их изгнание из некоторых районов. Ситуация обострялась все больше и разрешилась пограничным конфликтом между вооруженными отрядами Хайдыпа и сибирскими казаками. Казаки победили, а Хайдып по приказу китайских властей покончил с собой (за разжигание международной напряженности).

Впрочем, по другой версии, он удалился в Тибет, где в медитативном уединении и закончил свою земную жизнь в этом воплощении.

6.
Власть унаследовал молодой Буян-Бадыргы, приемный сын Хайдыпа. Выходец из небогатой семьи, Буян-Бадыргы получил прекрасное по тем временам образование восточного типа. Однако задачи, стоявшие перед молодым нойоном, были чрезвычайно сложны. Могла ли тибетская образованность помочь в их решении?

В 1911 году в результате Синхайской революции пала династия Цин, и Китайская империя начала стремительно разваливаться (при деятельном участии западных демократий и империй). В Монголии началась «освободительная революция» (главным двигателем которой на завершающем этапе стал легендарный барон Унгерн).

Затронула «революция» и Туву. Около 700 тувинских ополченцев совместно с монголами взяли приступом крепость Кобдо, где располагался основной китайский военный гарнизон этого региона.

7.
Тувинские власти обратились к России с просьбой о покровительстве. Николай IIначертал на прошении нойонов: «согласен». И в 1914 году был объявлен российский протекторат, а в местечке Хем-Белдир (при слиянии рек Бий-Хем и Каа-Хем, дающих начало Енисею) начал расти Белоцарск (ныне — Кызыл, то есть «Красный»). В рекордные сроки (за три года) была построена горная дорога Абакан — Белоцарск, протяженностью около 450 км.

Само название «Белоцарск» говорит за себя — «город Белого Царя» (так в тувинском делопроизводстве именовались русские императоры)… Кызыл был и остается прежде всего административным центром, а также «зоной влияния России» или, шире — Западной цивилизации. Как говорят, «Москва — не Россия, Кызыл — не Тува»…

8.
Интересны условия, на которых тувинские нойоны согласны были войти в сферу влияния России: оставить в неприкосновенности религию, обычаи и образ жизни народа, а также — знаки отличия на головных уборах (специальные цветные шарики, по которым сразу можно было определить статус человека). К сожалению, можно констатировать, что Советская Россия не выполнила ни одно из этих условий. Но все это относится уже к другому времени. Царская администрация не предпринимала никаких усилий по «переводу кочевников на оседлость», обрезанию привычных местному населению косичек или уничтожению дорогих сердцу тувинского чиновника цветных шариков.

9.
Гражданская война между белыми и красными, наверное, вызвала у тувинских властей состояние, на дипломатическом языке называемое обычно «недоумением». Только что вошли в сферу интересов, и вот уже непонятно — в сферу интересов кого? Белые и красные устраивали на территории Тувы свои сражения (Белоцарск был полностью уничтожен), по мере возможностей пытаясь вовлечь в события местное население, как русское, так и тувинское. Русских в это время было уже около десяти тысяч, по большей части — староверы, купцы и бежавшие от призыва на Первую Мировую крестьяне-«пацифисты».

10.
Печальная участь постигла в эти смутные времена немногочисленное китайское население Тувы. Практически все китайцы были уничтожены или изгнаны в самые короткие сроки. Исключение было сделано лишь для некоторых из них, например тех, кто состоял в браке с русскими. Русский информатор рассказывает:

«Дед был еще маленьким, когда все это происходило. Китайцев перед расстрелом согнали в какое-то помещение, и он мог видеть все это сквозь дырку в стене. Прадед был китайцем, а жена у него была русской. И вот она пришла, и когда выяснилось, что он был женат на русской, его одного вывели оттуда и отпустили. Остальных отвели на поле, за дом, и расстреляли».

Ненависть к китайцам во многом была связана с особенностями ведения этим народом бизнеса. И тувинская знать, и простые араты-кочевники подсаживались китайцами на кредитную иглу. Приобрел в долг котел да пару отрезов шелка — а через год за проценты приходится отдавать половину стада… Менталитет кочевника не мог принять идею прогрессирующих процентов… Насколько я знаю, сейчас Тува — один из лидеров по невозврату потребительских кредитов, и причины здесь все те же. Наверное, прежде чем кредитовать население, руководству действующих в республике западных и российских банков не мешало бы ознакомиться с особенностями местного мировоззрения. Впрочем, это их проблемы, и большого сочувствия эти проблемы у меня лично не вызывают.

11.
А в 1919-м на западе Тувы начали изгонять уже русских. Некоторые населенные пункты были уничтожены полностью.
Когда власть слабеет, тех, кто пользовался ее покровительством, ждет в Туве незавидная участь. (Корейцы, никогда не ассоциировавшиеся ни с какими властями, благополучно переживали все политические потрясения. В первой половине двадцатого века они были третьим по численности народом Тувы. Их потомки живут в Туве до сих пор, в советское время к ним присоединились соплеменники из Казахстана и Средней Азии. Ни русские, ни тувинцы не испытывают в отношении корейцев каких-либо негативных чувств).

12.
В 1921 году с согласия Ленина Урянхайский край был провозглашен независимым государством. Так возникла Тувинская Народная Республика (ТНР), просуществовавшая около двух десятков лет, до 1944 года.
В написании Конституции республики активное участие принимали русские поселенцы, в том числе — политический деятель и предприниматель Сафьянов. Независимость нового государства была признана лишь Монголией и Советским Союзом, что не помешало Туве объявить в сороковые годы войну Германии. Мирный договор так и не был заключен и, согласно мнению некоторых юристов, Тува до 2002 года формально продолжала оставаться с этой страной в состоянии войны.

13.
Каким бы зависимым от СССР государством ни была в реальности ТНР, период «самостийности» составляет предмет гордости тувинцев. Именно тогда, впервые в своей истории, большая часть тувинского народа была объединена в рамках одного государственного образования. Анализируя исторические события последних трехсот лет, можно утверждать, что это была одна из главных задач, стоявших перед местными властями.

Как уже говорилось, первая конституция республики составлялась при деятельном участии местной русской элиты. Был достигнут определенный компромисс между стремлениями к независимости и самобытности и направлением на ускоренную модернизацию, которую стремилась проводить Советская Россия. Стратегия Буян-Бадыргы заключалась в совмещении лояльности к снова набиравшему силу северному соседу с сохранением основ традиционной властной вертикали, духовной и политической культуры.

14.
Привнесенную извне форму тувинцы пытались наполнить местным содержанием. Так, была создана Народно-революционная партия, которую парадоксальным образом возглавили местные «феодалы» и чиновники. В учении Маркса искали и находили параллели с учением Будды. Тува объявлялась «народной республикой», было сформировано правительство, куда, кроме чиновников, вошли представители буддистского духовенства. Впрочем, это неудивительно. Образованность в Туве была неразрывно связана с буддисткой церковью. При этом тибетский язык, тибетская образованность имели отношение к духовной жизни общества, монгольское образование — к светской (на монгольском языке издавна велось местное делопроизводство).

15.
В 1920-е годы республика за счет местного бюджета и энтузиазма прихожан строит новые храмы, которые становятся своеобразными «точками роста» для молодого государства, образовательными, медицинскими, а отчасти — и экономическими центрами.

Однако советские власти вовсе не устраивал такой ход развития ТНР, ориентация руководства «на Восток». Особенно опасался Союз возможных связей тувинских властей с набиравшими силу «японскими милитаристами». В двадцатые годы Советский Союз начинает активно распространять среди «народов Востока» свои идеи вместе с новым, европейским (?) типом образования.

Отсюда и такое количество обвинений в шпионаже в пользу Японии. Такое обвинение было типичным для бывшего «феодала»…

16.
Тувинские студенты наряду с другими выходцами из азиатских стран обучаются в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ), где происходит их вербовка советскими спецслужбами. Судя по всему, их сознание подвергалось чрезвычайно мощной проработке…

Один из наиболее успешных, подающих надежды студентов — Салчак Тока — по возвращении из Союза становится во главе «антифеодального переворота». О незаурядности Тока говорит уже тот факт, что его правление продлилось до семидесятых годов, более сорока лет! Помимо этого Тока получил известность как один из первых тувинскоязычных писателей, драматургов, поэтов.

При Тока духовенство и бывшие чполностью иновники оттесняются от власти, подвергаются репрессиям, уничтожаются физически. Десятки храмов и монастырей, как старых, так и выстроенных совсем недавно, подвергаются полному разрушению.

17.
В стране происходит настоящая культурная революция, масштабы которой для Тувы были, пожалуй, еще более значительными, чем последствия сталинской индустриализации для Советской России. Молодые правители Тувы пытались полностью разрушить старый уклад жизни, разорвать преемственность поколений, создать «нового тувинского человека». Очевидцы событий рассказывают о «перегибах» тех лет: костры из философских и религиозных тибетских свитков, принудительное обрезание косичек у мужчин и женщин, расстрелы монахов без суда и следствия.

Как рассказывают информаторы, были даже попытки бороться с семьей, как с пережитком феодализма, попытки напоминающие действия Пол Пота в Кампучии семидесятых: десятки мужчин и женщин принудительно выстраивались в ряд друг напротив друга в произвольном порядке, а затем принуждались к сексуальной близости.

Все это, а особенно — курс на сплошную коллективизацию и обобществление скота — вызвали значительную напряженность в тувинском обществе, а кое-где и вооруженное сопротивление «новшествам». Курс был смягчен, модернизация стала проводиться в более умеренных формах.

18.
За период тридцатых годов при помощи Советского Союза была создана новая система образования, значительно сокращена неграмотность, появилась медицина европейского типа, собственная финансовая система, зачатки промышленности, значительно вырос уровень жизни, при этом скот в значительной мере продолжал оставаться в личном пользовании аратов (скотоводов). Политический режим Тувы этого периода можно смело охарактеризовать, как чрезвычайно жесткую диктатуру.

В это время складываются основы своеобразной системы взаимоотношений русского и тувинского населения, системы которую вполне можно назвать тувинским вариантом апартеида, то есть раздельного сосуществования двух народов на территории одного государственного образования (различия нашли отражение в соответствующих нормативных актах).

Дело в том, что русские в большинстве своем получили гражданство СССР. Они, в отличие от тувинцев, обладали правами советских граждан, социальными гарантиями, в их отношении действовали нормы не местного, а советского законодательства.

Все русскоязычное население, кроме части староверов, было объединено в Комитеты Советских Граждан. При этом, будучи формально гражданами другой страны, русские оказывали самое непосредственное влияние на политическую и экономическую ситуацию в ТНР. Это положение нашло отражение в этнониме, который тувинцами используется в отношении русских до сих пор: хамааты (буквальное значение — «гражданин»).

По свидетельству информаторов, тувинцам категорически запрещалось вслух говорить о каких-либо различиях в положении двух народов. «Даже за простое употребление слова „орус“ (русский) легко можно было схлопотать десятилетний срок».

19.
В 1944 году «по просьбе Малого Хурала» (парламента) ТНР была
присоединена к Советскому Союзу в качестве автономной области в составе Красноярского края. Возможно, поспешное решение советского руководства было связано с реализацией программы по созданию ядерного оружия: на территории республики обнаружили значительные запасы урановых руд. Говорят, многие тувинцы узнали о присоединении лишь после того, как начался обмен местных денег (акша) на советские рубли…

20.
В пятидесятые годы модернизационные процессы снова ускоряются. Кочевников переводят на оседлость — принудительно переселяют в наскоро выстроенные поселки, вводятся советские нормы по количеству допустимого в личном подворье скота. Нормы эти, издевательские и применительно к крестьянам европейской России, совершенно не соответствовали реальным потребностям кочевого хозяйства и, фактически, означали запрет на традиционный образ жизни. Тувинцев ускоренными темпами превращали, если воспользоваться англо-японским термином, в «салариманов», «людей на зарплате».

21.
Одновременно начинается массовый приток русскоязычного населения из Советского Союза. Республика преображается… К концу восьмидесятых внешне она начинает напоминать обычную для России национальную автономию.

Когда Советский Союз распался, стало ясно, что «обычность» Тувы была действительно внешней. Что-то успело пустить глубокие корни, и оно осталось. Но большая часть «советскости» слетела в одночасье. Закрылись предприятия, развалились совхозы, и даже корпуса производственных зданий были разрушены до основания, словно война прокатилась по этой земле.

22.
Уехали десятки тысяч русских, не желавших жить в «Республике Тыва», как официально стал именоваться «обновленный» субъект федерации. По новой конституции основным государственным языком был объявлен тувинский, Тува получала право объявления войны другим государствам, право содержать собственную армию. «Жесткий» вариант конституции действовал до 2002 года. Затем наиболее «провокационные» статьи (а на самом деле, рассчитанные на самоутверждение, повышение чувства значимости народа) были из нее убраны.

Тува начала двадцать первого века — это совсем не та Тувинская АССР, по которой тоскуют многие «русские тувинцы» старшего возраста (а русских и русскоязычных сейчас в республике осталось всего около десяти — пятнадцати процентов)…

23.
Что будет дальше с тувинской государственностью, покажет время (А Тува, согласно Конституции — это «государство в составе Российской Федерации», аналог американского state). Но в любом случае, опыт Тувы двадцатого столетия чрезвычайно интересен с исторической, культурологической, политической точки зрения.

Какой еще из субъектов РФ может похвастаться тем, что за сто лет успел побывать провинцией Китая, протекторатом Российской империи, предметом территориального спора между Советской Россией и Монголией, независимым государством, объявляющим войну Гитлеру, а затем, не дождавшись победы, становящимся частью Красноярского края?

24.
Правитель Тувы, Буян-Бадыргы, был совсем еще молодым человеком, когда на него свалилась огромная ответственность за судьбу родного народа, родной земли… Правильные ли решения он принимал? И был ли он свободен в принятии своих решений? Или просто мощные исторические вихри закружили его и загнали в рамки исторической неизбежности и необходимости?

Буян-Бадыргы расстреляли вместе с сотнями других «феодалов». Официально реабилитирован он был лишь в 2007 году.

Я смотрю на его фотографию, и в душе моей рождается сочувствие…

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram