Москва. Собянин торжествует

Итак, выборы в Мосгордуму состоялись. Результаты известны. Пора подводить итоги.

 

Первое и главное: основным выгодополучателем выборов стала московская мэрия и лично Собянин. Который на много лет вперёд решил все вопросы с Мосгордумой и её, так сказать, обитателями.

 

Напомню расклад. В отличие от предыдущей Думы, Единая Россия провела 25 депутатов. Это меньше, чем в прошлый раз, но всё же это большинство. Есть четыре яблочных депутата и три справедливоросса. И наконец 13 – от КПРФ. Объясняют это «умным голосованием», устроенном Навальным.

 

Итак, теперь коммунисты в Мосгордуме. Это обстоятельство делает её чрезвычайно удобной для мэра и его команды.

 

Это кажется странным. КПРФ у нас считается «оппозиционной партией», а «партией начальства и за начальство» считают ЕР. Однако есть нюанс. ЕР – не просто «партия начальства», это партия федерального начальства. Её интересы – это интересы чиновников федерального уровня, завязанных в своих интересах на Кремль. Естественным образом Кремлю противостоят всякие местные, земляные интересы. И прежде всего интересы Москвы, то есть московской власти.

 

Теперь о КПРФ. Это партия прожжённо-системная, на ней в этом смысле клейма ставить негде. Что начальство скажет, то она и делает. Однако у неё есть определённые права. Начиная от права легально ругать власть и кончая правом своё суждение иметь по ряду вопросов.

 

В масштабах России КРПФ – это партия, легко находящая общий язык с любым местным начальством. Даже в страшной Чечне или хтонической Марий Эл, где в местных заксобраниях одни только единороссы местного разлива, имеется два-три коммуниста. И не потому, что местные жители уж так симпатизируют советским идеалам, а потому что коммунисты могут быть полезны. Например, раскачать какую-то тему, неудобную федералам.

 

Москва – никоим образом не исключение. Разумеется, Москва и московские чиновники извлекают разнообразные выгоды от того, что Кремль (чей статус сравним со статусом римского Ватикана) находится на территории этого города. Но это не означает тождества интересов.

 

Приведём такой пример. Допустим, в Кремле решат, что москвичи зажрались, и нужно отправить половину московского бюджета на важные государственные дела – на раскармливание Кавказа, на экономическую помощь Африке, на строительство мечетей в русских городах, да мало ли на что. Так вот, вопрос: депутаты от Единой России в Мосгордуме проголосуют за это или нет? Ответ – да, проголосуют. Хотя и не без колебаний. Но если со стороны Кремля на них будут давить, а ни с какой другой стороны – нет, то колебания быстро кончатся. Однако если есть сильная «оппозиция», имеющая право и возможность выступать на стороне московских властей от имени москвичей, ситуация становится не столь однозначной.

 

Есть и психологический фактор. Коммунисты и собянинцы друг друга хорошо понимают. Например, их любимый стиль управления – «хозяйствовать» (а не, скажем, «менеджировать» или «направлять»). Это такие «советские кулаки» - со всеми плюсами и минусами этого типа людей.

 

Таким образом, удивившая многих инициатива Навального «все голосуем за коммунистов» очень даже конструктивна – в определённом смысле. Так что я не удивлюсь, если когда-нибудь выяснится, что Навальный взял заказ не у коммунистов (как многие думают), а непосредственно у мэрии. Что объяснило бы очень многое, включая сам смысл такой сделки. От союза с коммунистами толку для Навального никакого, а вот отношения с мэрией для него важны.

 

Из случившегося можно сделать и кое-какие выводы о будущем. В сложившейся ситуации Навальный показал, что он является часть властного механизма. Он зздесь не власть, но орудие власти. В принципе, это можно было понять и раньше, но теперь нужно быть верующим в Навального (на уровне вовлечённого сектанта), чтобы это отрицать. В принципе это не страшно: навальнисты вовлекают к себе людей через участие в общей деятельности, а не через убеждение. Однако у зрительской массы могут возникнуть сомнения. Поэтому следует ожидать каких-то демонстративных антинавальнистских действий. Может быть, Навального даже посадят – хотя могут обойтись и побоями. И, конечно, должны быть нанесены образцово-показательные удары по навальнистам. Но это уже, кажется, началось?

 

Что касается протестных настроений – они не просто слиты, но ещё и дискредитированы. Причём во всех отношениях сразу.

 

С одной стороны, протесты вроде как принесли пользу. Ну то есть – в Мосгордуму прошла оппозиция, это повод порадоваться, почувствовать себя победителями. «Всё хорошо, можно расходиться».

 

При этом большинство этих самых победителей постаралось забыть, что к собственно протестной повестке – и в первую очередь лозунгам «Допускай!» и «Отпускай!» - результат отношения не имеет. А именно: не допущенных к выборам кандидатов так и не допустили, а задержанных во время протестов так и не отпустили. Ну, в смысле – не прекратили уголовные дела, на них заведённые, отменили штрафы и так далее. По сути, протесты НИЧЕГО НЕ ДАЛИ.

 

Второе: сверхжёсткость действий власти – винтили даже на санкционированных акциях, полиция с гордостью сообщала о тысячах задержанных – показывает, что власть абсолютно уверена в себе и будет принимать ЛЮБЫЕ меры для пресечения беспорядков. Послание, переданное ей обществу, очень просто – «да, мы диктатура, мы коллективный Пиночет, нравится вам это или нет, мы вас просто РАЗДАВИМ». Разумеется, это никому не нравится, но обыватель достаточно напуган, чтобы больше на улицу не выходить. Пока не пройдёт пара лет – уж точно.

 

Теперь суммируем первое и второе. Получается, что люди будут платить чудовищные штрафы или сидеть в тюрьме – ради чего? Ради победы КПРФ на выборах. Одно осознание этого факта отобьёт у многих само желание выходить на улицу и чего-то требовать… В общем, протестный пар выпущен полностью.

 

О случае Романа Юнемана я уже написал раньше. Вкратце – Навальный приложил все усилия, чтобы украсть шансы на победу у несистемного правого кандидата, имевшего серьёзные шанс на победу. При этом его ближайший сотрудник Леонид Волков опустился до обвинений Юнемана в «зигомётстве» - что  является крайней подлостью.

 

Стоит упомянуть об «электронном голосовании».  Как показал казус Юнемана, это новый и очень мощный инструмент фальсификации выборов. Власть это прекрасно поняла и теперь будет всячески использовать. Особенно характерно то, что этот инструмент вовсю пиарили либералы, даже лично Венедиктов руку приложил. Но, как уже было сказано, либералы – та же власть, только «под прикрытием».

 

Правда, им иногда приходится работать почти откровенно, без балаклав и фиговых листочков. И это как раз тот самый случай.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram