«Любите Россию, потом вспоминать будете…»
Глеб Павловский об обстреле российских наблюдателей в Туве
Предисловие. Выборы.
В Туве недавно, 7 сентября, обстреляли автобус с наблюдателями и журналистами. Не Дикий Запад, а вот чисто Россия. СОРОК всадников. Да, 40 всадников (им легче уходить по горам, поэтому всадники, а не джипы), участвовало в акции. Сейчас правительственные СМИ Тувы рассказывают, что эти всадники были простыми грибниками, ну там и так далее: северокорейский дискурс. «Русские в автобусе обидели тувинских всадников-грибников с оружием». Мне говорили, что даже русская Эльвира Лифанова, местная медиа-дива, так сказанула. Чаа, грибников обидели.
(А на самом деле основной массив наблюдателей и журналистов провезли хитрым образом. Первый автобус – на подставу, два других рассредоточили по тачкам еще до границы, а то бы и не доехали).
Первые результаты: ЛДПР в Туве – 25%. А дальше , ночью – ЛДПР - 5%. Хаха, Приморье отдыхает.
В данном случае ЛДПР это просто индикатор. В республике, где Жириновского искренне ненавидели – за него 25%. Это просто шок для Шойгу и ЕР. Это полнейшее поражение.
Прошлый Президент Тувы руководствовался принципом: пусть люди сами выбирают. И тогда мэром столицы, Кызыла, был русский лдпровец Кашин.
Тогда русских в городе было всего около 20%, то есть Кашина выбрали тувинцы, а не русские. И Президент Ооржак спокойно принял этот выбор.
Идем дальше. Понятно, что лидером ранее дохловатой партии ЛДПР в Туве на этих выборах стал сын бывшего президента, Андриан Ооржак. (А другие партии просто закрыли антикитайскую тему, не давали никому настоящему выдвигаться). Поэтому – голосовали люди за вменяемого националиста. И русские, и тувинцы: а как же так?
Адекватный националист, например, скажет:
- Пусть наш народ первый, а с другими будем договариваться. Демократию установим.
Андриан именно такой националист. Китайцам или даже монголам не хочет сдавать землю. «Есть русские, с ними можно договариваться. А с китайцами?».
Ну Бог с ними, с выборами.
Тувинцы – один из самых древних народов Евразии. Генетически им близки индейцы Северной Америки, вроде тлинкитов, русские (через скифов), монголы, которые их в своих государствах подразбавили.
До сих пор в разных районах – разный тип. Например, в Сут-Холе – часто люди с голубыми или серыми глазами, это скифское наследство.
Но тувинец – это не внешность, а идентичность и принцип бытия. Как писал манчжурский император Кяньлун в 18 веке: «Тувинцев нельзя обуздать законами Поднебесной, пусть живут как птицы в небе».
Тогда же китайские летописцы отметили: «Среди окрестных народов тувинцы слывут страшными колдунами».
Я, как политтехнолог, могу подтвердить: любой тувинец – шаман. Со всеми вытекающими последствиями.
СУХАЯ СПРАВКА
Из Тувы вышла первая большая евразийская империя – Тюркский каганат. Потом там разные империи были. В 18 веке тувинцы нагло сожгли весь Красноярск. Потом их прищучили монголы, но тувинцы не сдались, продолжали отстаивать свою тему. В 1911 они подняли восстание и выгнали китайцев. В 1921 – создали свое государство. Русские были гражданами СССР, тувинцы – Тувы (без советских соцгарантий).
(Очень похоже на бантустан юридически, но по смыслу – несколько другое. Но вообще – был установлен апартеид советского типа: «советские люди и тувинцы)».
(Тут можно долго рассказывать о том, как выращивали «советское тувинское дворянство», группировку «баевских», ярчайшим представителем которой является известный всему миру Сергей Кужугетович Шойгу (Сергей Шойгуевич Кужугет, на самом деле).
Потом коммунисты поубивали всех образованных людей, а в 1944 присоединили Туву к СССР. Русские и тувинцы стали типа равны, но апартеид сохранялся еще долго. (Да и до сих пор, только сейчас… Он другой. Но все знают: это кафе для русских, это смешанное, это для тувинцев…. Но говорить об этом нельзя, неполиткорректно).
Русские сначала обрадовались, когда апартеид начался. А потом, как буры, получили: да на хер нам ваше развитие, дороги, больницы, если вы нас не уважаете? Убирайтесь отсюда!
(1989, Кадыр-оол Бичелдей организовывает Народный фронт и «Свободную Туву». Русские поехали, только в путь. Но об этом нельзя говорить, это неполиткорректно. Кстати, в сентябре Бортников приезжал в Кызыл и фотографировался с этим Бичелдеем. Сейчас Бичелдей директор местного музея, осужден на 3 года условно за хищения, что не мешает... Ничему не мешает).
Итак, русские и тувинцы поссорились в итоге на теме уважения. Проблема уважения – ключевая для Тувы.
Хм… «Создатель тувинской истории» Севьян Израилевич Вайнштейн сейчас не усмехнулся бы, а долго хохотал бы.
Вставка. Моя бывшая сотрудница (симпотная тувинка ) приходит в Москве на какую-то околотувинскую тусовку. Вайнштейн (а ему было уже 85-90 примерно) говорит ей:
- Ролана, ради моих заслуг – отсоси у меня, пожалуйста.
Она говорит, что не стала сосать и ушла.
Как мне сказал потом один очень умный тувинец: «для лохов Вайнштейн описывал всякие тувинские уздечки и камни, а на самом деле сидел и разрабатывал планы укрощения и слома тувинского народа – вот почему Ролана не стала ему сосать». Не знаю.
1.
Кругом горы, а между гор – люди в ямках. В каждой ямке – свои погремушки. Но вообще—то погремушки похожие, только гремят чуток по-другому. Это Тува. А вокруг неё Засаянье. «Хаха, так он же Засаянский» - презрительно скажут местные русские о приезжем лохе, и, уважительно: «Так он Засаянами хату купил, хули теперь ему париться».
(Милая корректорша! В данном случае «Засаянами» надо писать вместе, так аутентичнее.)
Помню, я привозил сюда новосибирского писателя Романа Кривушина (киберпанкер), он писал позиционирующую книгу для тувинских бандитов. (Предоплату заплатили, а дальше – нет, только еда, гашиш и натура).
Сюжет книги был прост: едет по Туве бандит и везде устанавливает справедливость.
В ходе установления справедливости мы выявили 70 магазинов, где
- продавали алкоголь детям
- продавали окорочка 10 (!) летней давности
- выявили кафе, которые не только что не соблюдали рецептуру тибетского супа, но и, опять же, продавали алкоголь детям.
(Многие тувинские бизнесмены очень любят продавать алкоголь детям, это их слабость)
Мы в ходе написания книги правду выявляли, по русским законам. Закрывали. Что смогли – мы закрыли. Малую часть. Ну детям же нельзя бухло продавать, да?
2.
Для книги я взял побочного персонажа, Юлю. Она должна была в жизни играть роль сотрудницы ФСБ из Федерального Округа. Ну вот Юля (новосибирская барахолочная деваха-психолог) заехала в монголизированный район, на границе Тувы, спрашивает у главы района: ну чё, как у вас с контрабандой?
Я удивляюсь до сих пор – ну как, как она посмела? Не боялась же, «тварь сибирская».
Ее напоили чаем с печеньками, улыбались: контрабанды нет.
Собственно, контрабанда нам и не была интересна, нам нужно было, чтобы Писатель видел и описывал что-то прикольное. Писатель же не знал, что Юля не из ФСБ. Ему казалось, что происходит нечто важное, настоящее.
Именно для этого на границе с Тувой его(Писателя) автобус тормознули крутые черные джипы, и его, недоумевающего и кутающегося в питерское пальтишко, вывели из автобуса и провели метров пятьдесят до черного-черного джипа, где громко играла песня Цоя «Между землей и не бом война».
Он мне потом говорил: «А я думал, убивать повели».
А я пацанам говорил: ну не так же грубо, вы чё. Они улыбались, кивали.
….
Ну потом всё нормально было, Писатель расслабился.
Под кроватью Писателя, в хате где он ночевал, нашлась утром тяжелая застывшая лужа крови. Оказалось, что там пару дней назад зарезали новосибирского летчика. Как мне объяснили – «За то, что он пидор. Он к пацанам приставал.»
Потом мы хозяйку съемной хаты ругали:
- Чё, кровь не могла убрать? Гость приехал же. А ты…
- Так я везде по квартире убрала. Ну под кроватью не успела. Я ж не думала, что вы под кровать полезете. Кто бы говорил – сами накурили тут, намусорили, ещё предъявляете, ишь какие.
3.
А теперь про выборы. Раньше, до 2007 года выборы проводились в общероссийском формате. Ну да да, где-то чё-то пририсуют, ну 5%, типа того. Я тогда с Новосиба на кампанию заезжал в Туву – ну и мы оппозиция, 80% нормально взяли на округе в кызылском горсовете (2004).
Помню, мне тогда говорили, что в Туве на выборах работать очень опасно и дали с собой электрошокер. И главной проблемой у меня было то, что электрошокер у меня в кармане сам включился и ё…л меня по бедру. Было очень неприятно. Я его отдал любовнице-помощнице, не знаю что она потом с ним делала.
А потом (мой грех присутствует) Шойгу и его маленький друг Шолбан решили всякую демократию изничтожить. И выборы стали просто рисовать. Я на несколько лет отключился от темы (а зачем там политтехнолог), потом меня друзья-тувинцы попросили: ну вникни, глянь, напиши.
И я увидел вот такой ужас.
Ну давайте раздельно русских и тувинцев рассмотрим, так проще будет:
- Тувинцы из Тувы массово бегут. Основное направление – Сахалин, Хабаровский край, Владивосток. Особенно бегут врачи, им там сразу нормальные условия дают.
- Русские бегут в Абакан (Хакасия). Абакан - это мечта местных русских, и с места им не сойти.
Если вам интересно про межнациональное восприятие, наберите в инете «Русские и тувинцы: образ другого» (больше ничего на эту тему нет и не будет. Запрещено кем-то).
Но кто такие тувинские русские? Вот в чем вопрос.
4.
Если руководствоваться единственными имеющимися психометрическими данными, то тувинские русские ВОВСЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ РУССКИМИ. (См. Дробижева, Солдатова).
Хммм… Ну с одной стороны – да. Выезжая в Россию, многие тувинские русские испытывают дискомфорт. А в Красноярском крае их вообще могут не воспринимать за русских (речь о компактных поселениях тувинских русских на юге Красноярья, возникших после «событий 1990»).
Их называют тувинцами. И сами тувинские русские, говоря между собой, также могут называть себя именно тувинцами.
При этом между русскими и тувинцами зафиксирована ОЧЕНЬ большая психологическая дистанция (опять же сошлюсь на Дробижеву, вроде и нет других).
Изучив тему методом включенного наблюдения (см. «Нормативная культура тувинцев»), я пришел к достаточно простому выводу:
--Русские и тувинцы могут прекрасно жить, если не будут друг друга доставать.
А) Ну, например, русский (?) политтехнолог типа Вайнштейна из Москвы в 1929 году не должен организовывать разрушение всех 26 буддистских храмов Тувы.
Б) Тувинец не должен пугать русского на улице криком УУУУ. (Он при этом не его пугает, а просто в мир кричит – но русская баба-туристка может и пугануться).
Вот посмотрите, неравновесно выглядят А и Б. Тут храмы – а тут крик.
Там прошлое, а тут настоящее. И вот вопрос к каждому тувинцу: А ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ЭТО ИМЕННО РУССКИЕ ДЕЛАЛИ?
Тут мне придется умолкнуть, потому что могут быть затронуты интересы семьи Шойгу, православного христианина, гордости тувинского народа.
Ох… Там ведь интересно-то, до жути…
Но довольно.
5.
Сюда изначально заселялись русские, которые хотели жить самостоятельно и без Империи. Ну типа амерских пионеров. По переписи 1908 было 90% староверов. Хотели жить свободно, без РИ.
Может такие и останутся дальше. Но в целом тенденция – утекать.
В АБАКАН.
Из разговора супругов:
- А ты-то мне чё обещал? Да ну тебя на… А он мне сказал, что В АБАКАНЕ КВАРИТРУ КУПИТ. К нему и уйду.
Ох.
6.
1990, Кызыл.. Ночью танки по мосту грохотали. Жутковато было – фильмы про войну вспоминались. Сидим в подвале я, Костя и Костыль. Нам 16, а Костыль постарше. У него ног нет, на протезах. Пьяный уснул в садике зимой – теперь ног нет. Заходит красноярский омоновец. Нам страшно. Он ищет гашиш, не находит и начинает бить дубинкой Костыля по ногам, как старшего. Бьет, стервенеет: ссссссука! А Костыль сидит спокойно: нет у нас ни гашиша, нет национализма.
Омоновец ему штанину задрал – а там протез. Стушевался, кивнул и ушел.
А сколько «стариков» убили в то лето…. Хо! Ну Сныткина, в подьезде шилом в печень. Харю (Старшого) вроде камнями забили, но это не точно. .Харю младшого при мне камнями по голове херачили. Били, били – но выжил, в Абакан вроде уехал. Кого-то просто в багажник – и на беседу. А потом – давай в Абакан.
Глобальный передел был, все русские бандитские места забрали себе тувинцы. Ну почти все. (Потом, много позже, все бабки с наркотрафика взяли с тувинцев…. Вы не догадаетесь кто…. грузины).
7.
Первый раз в Кызыл я попал в 1989 году. Мне отец сказал, что там тепло и есть трамваи. Отцу нужно было туда по науке, он нас и увез.
Я увидел по ходу из аэропорта прикольные камни и афиши местных рок-групп. Мне понравилось.
Оказалось, что трамваев в Туве нет, это меня отец зачем-то обманул (ну как зачем-то, он же знал, что мне приятны трамваи).
Мне сначала показалось, что кругом много корейцев (детство на Сахалине прошло). Я такой думаю: о! прикольно! Такая куча корейцев.
Потом русские с двора мне говорят:
- Э, ты на хрен с чертями общаешься?
Я: - С какими чертями?
Все хохучут и говорят мне:
- С бесами, йоована, с тувинцами.
И тут у меня возникает ступор. Я говорю:
- Так у вас в толпе Чыргал главный, он же тувинец, даже по-русски плохо говорит.
Тут они начали объяснять мне, что Чыргал не черт и не бес: так он же по жизни не с чертями шарится, а с русскими.
После мирного Сахалина мне дико всё это казалось. Учитывая то, что отношения с группировкой начались с рамсов.
Я иду по улице в зеленом пиджаке, меня тормозят, пытаются развести на деньги и на гашиш. Я бью одного из участников микродрамы консервной банкой по голове. «Ну ладно, братан, ты нормальный, давай чисто на гитаре играть».
Большинство этих пацанов погибло в ходе событий 1990, некоторые – ушли в Азкабан.
8.
Русские не любят своих родственников, не общаются с ними. Когда детям исполнится 18 лет, их выгоняют из дома и больше им не помогают. Дети тоже не помогают старым родителям. Русские все сами по себе. У русских гостеприимство не принято. Гостя могут на порог не пустить, или ничем не угостить. Если человек не помогает своим родственникам, не гостеприимный, про такого могут сказать: он как русский.
(Высказывание тувинского информатора).
Раньше русских называли «чашпан, что означает – «сорняк».
9.
Представляет интерес то, что именно слова "черти" и "бесы" являются наиболее употребительными среди русских названиями тувинцев (наряду с общеенисейским «толобы», но о толобах сейчас не будем, так могут и в Эвенкии эвенка назвать, тут долгая история). Слова эти недвусмысленно указывают на нижний мир, противостоящий миру людей (христиан?). Отметим, что среди русских Тувы в отношении тувинцев совершенно не употребляются распространенные в России (среди некоторых слоев населения) в отношении монголоидных народов слова "чурки", "чуреки", "узкоглазые", "косоглазые" и т.п.
Думается, что немаловажное влияние на возникновение этих связанных с инфернальным миром экзоэтнонимов, а так же и вообще на процессы межэтнического взаимодействия тувинцев и русских оказал конфессиональный состав русскоязычного населения Урянхайского края. Так, на 1912 г. при общем количестве русских около 8000 чел. православные составляли лишь 35%. Так называемые "сектанты", по терминологии Г.Е.Грумм-Гржимайло, (в основном - старообрядцы) - 65%, (из них "лютеране и другие" - 5%). Причем именно старообрядцы еще в XIX в. начали нелегально селиться в Туве.
Известно, что многие старообрядцы считали официальное православие "религией Антихриста", соответствующим образом относились они и к православным русским, основная масса которых стала переселяться в Туву уже в 20 в. Местные русские встречали прибывших "очень враждебно". Тувинцы же, тем более, для старообрядцев являлись народом, "пребывающим во зле", не совсем людьми даже, а чем-то вроде нечистой силы. (Это не означает что на уровне реального взаимодействия существовала недоброжелательность. Речь идет скорее о невмешательстве в дела друг друга). Ниже будет показано, что большинство приписываемых современными русскими тувинцам характеристик вполне соответствуют славянским представлениям о нечистой силе. Большинство наиболее значимых из выделяемых русскими информаторами в тувинцах качеств связаны с областью тьмы, хаоса, т.е. Ада.
Так же весьма показателен известный среди русских Тувы анекдот, в котором пародируется библейская история о сотворении человека: "Бог лепит людей из глины. Слепил одного, говорит: как раз. Слепил другого: сойдет. Ушел отдыхать. Черт все это подсмотрел и тоже захотел людей сделать. А лепить не умел. Слепил что-попало и говорит: хакас. Еще слепил: сойот [т.е. тувинец]". Мы видим, что неумело пародируя действия Бога, Дьявол вместо "настоящих людей" сотворяет хакасов и тувинцев, название же эти народы получают вследствие неспособности черта повторить божьи слова.
- Ты про нас такое пишешь, что мы обижаемся.
- А че надо писать?
- Про природу, про шаманов, про музыку.
10.
Я, сотруднице:
- Наташа, ты русская и свободно знаешь тувинский. Ты уникальна. Смотри, сколько ты у меня зарабатываешь. Я тебе куплю диплом и устрою в правительство.
- Не, я в Красноярск поеду, менеджером по продажам.
- Но ведь тут у тебя огромные конкурентные преимущества.
- Не, я в Красноярск.
11.
Я иду в 2 ночи, сидит одинокая грустная девушка-тувинка. Симпотная.
Я: - Чё случилось? Помочь тебе?
Она: - О, первый раз с русским общаюсь. Вы не опасный?
- Нормальный. Чё сидишь?
- Меня друзья бросили, телефон забрали. Можете до Бай-Хаакской довести?
(Это грубо говоря как от Старой Площади до Кремля).
Я её веду, всё нормально. Спрашиваю:
- Ты кто, чем занимаешься?
- На скорой помощи работаю, медучилище закончила. Смена кончилась.
- Так что ж ты, в меде ни с кем русским не общалась?
Она удивленно смотрит на меня, потом смеется:
- Так у нас на курсе ни одного русского не было.
Через несколько минут:
- Оказывается, русские безобидные, ничего плохого не делают.
Я, закуривая сигару:
- А зачем просто так плохое делать? У нас так не принято.
Короче, сдал её на руки сестре. Надеюсь, сотрудница скорой изменила своё мнение о русских.
Правительственная тувинская пропаганда, как я понял, изображает русских вроде немцев в Белоруссии: вешают всю деревню за одного партизана, всё сжигают.
Метафора не лишена смысла. Почему по данным опросов тувинцы не хотят, чтобы в их государстве (?) жило более 5% русских?
Ну представьте: немцы нас завоевали, потом Рейх пал. Вам в Калуге сколько процентов немцев оставить?
Ладно, Калуга (встретила немцев с цветами, разрушений не было) – 10%. А во многих городах убили бы, выгнали немцев – как в Чехии в 1945.
Русские в Туве – это как немцы, надо помнить об этом. (Смесь немцем с американскими поселенцами или с бурами).
Рейх пал, но осадок остался. Никто из людей не хочет выгонять русских – они итак уезжают. Но нынешнее правительство, на мой взгляд, нацелено на тотальную деруфисикацию. Без этого Северную Корею не построишь.
И в данной ситуации у Тувы надежда не на Россию, увы. Монголия и Южная Корея могут удержать от сползания в тоталитарное безумие, которое было в ТУВЕ 40 ЛЕТ, КОГДА МОГЛИ РАССТРЕЛЯТЬ ЗА ЗНАНИЕ ТИБЕТСКОГО ЯЗЫКА.
Удивляет, что не смотря на это, по переписи 1940 года владеющих письменным тибетским в Туве было больше, чем владеющих русским. Бесстрашные люди, заявились.
И где же Пелевин? Почему он не описал всё это? Учитывая, что государственность Тувы неразрывно связана с Унгерном, который создал нынешнюю Монголию.
Пелевин не даёт ответа,. Эй, Околоноля, там же Сурков.
Всем прямо показал: «только тувинский гашиш».
Блин, тут ещё и эфедры куча растет, но не будем об этом...
11.
Чтобы в Кызыле ребенка устроить в детский сад, надо заплатить взятку, 1400 долларов примерно. При этом, если ты устраиваешься в «русский садик», цена увеличивается примерно на 150 долларов. Русский садик – это значит, что там будут русские воспитатели.
Даже конченный тувинский нацист, если у него есть деньги – скорее всего устроит ребенка в русский детсад.
Они даже внешне отличаются: в русском песочницы и веранды лучше, есть зелень. В тувинском – возможна унылая пустота.
Тувинцы из ФСБ и правительства устраивают своих детей ТОЛЬКО В РУССКИЕ САДИКИ.
Кстати, русский школьный класс в Кызыле – это не значит, что там есть русские.
У
Ну и чем это отличается от ЮАР?