Ну что ж, Голунов на свободе. Дело прекращено. Причём настолько стремительно, что наша общественность – настроившаяся на победоносную, но всё же борьбу – только рты пораскрывала.
Журналиста можно поздравить. Он в этой ситуации несомненно выиграл. Теперь поговорим о проигравших.
В предыдущей статье на эту тему я писал:
Как видите, всё было проделано с точностью до наоборот. Никакого открытого расследования не просто не было – его не допустили. Ценой освобождения намеченной жертвы, но это ведь даже не цена. Для государства бесконечно важнее сохранить существующий порядок ведения дел по наркотической теме, чем посадить какого-то Голунова.
Далее. Многие ожидали, что сейчас «полетят начальственные головы». Называли даже кандидатур – например, Колокольцева, отставки которого хотят многие. Но нет. Никаких публичных жертвоприношений не случилось.
И наконец – самое важное. Государство не позволило либеральной (да и любой) общественности нарисовать себе звёздочку на фюзеляже. То есть – хотя бы сделать вид, что это ИХ победа. Что Голунова вытащил из-под стражи массовый протест, а не решение начальства.
Сделано это было наглядно и демонстративно. И отчасти - силами самой же общественности.
12 июня в Москве собралась демонстрация в поддержку (уже выпущенного) Голунова. Акция была несогласованной, но пока Голунов был в положении обвиняемого – вполне оправданной. Однако накануне его коварно освободили. Нужно было что-то резко менять.
Вариантов было всего два. Или выходить, или не выходить. Если выходить – то менять повестку. Единственный разумный вариант - марш против дел по 228 статье. Ну, плакатики пришлось бы поменять. Отпечатать за ночь-утро новые плакатики – вместо «Я-мы Иван Голунов» цифры «228» - хлопотно, но можно. Ещё призвать демонстрантов приклеивать скотчем на одежду пакетики с белыми порошками – солью, сахаром, мукой. Которые потом можно было бы подбрасывать, например. Ну и ещё несколько мелких фишечек, которые посоветовал бы любой толковый политтехнолог, и которые запомнились бы надолго.
Но ещё лучше было бы вообще эту акцию не проводить, а договориться с мэрией – мы не бузим, а вы нам санкционируете мероприятие 16-го.
Надо сказать, непосредственно вовлечённые в ситуацию люди это понимали. Вот что сказал сам Голунов:
Его поддержала и родная «Медуза»:
Тем не менее, мероприятие всё-таки состоялось. И его разогнали, повинтив более 200 человек. Включая Навального.
Месседж, я думаю, более чем понятен. Власть показала, что это она здесь власть. Она кого хочет милует, а кого хочет – карает. И как бы не хорохорились защитики Голунова, это дошло до всех.
Хуже того. Это тот редкий случай, когда винтилово на несанкционированном мероприятии не вызывало даже обычного сочувствия. Потому что на несанкционированное мероприятие обычно идут уже от отчаяния – когда какая-то ситуация уже совсем нетерпима. А здесь люди только плечами пожимали и спрашивали, а чего этим товарищам было надо. По факту получилось, что они вышли протестовать против своего будущего задержания. И пришли к успеху.
Традиционный вопрос «что это – глупость или измена?» - мы задавать не будем. Ясно, что первая альтернатива относится скорее к рядовым участникам (при всём благородстве их порыва), а вторая – к организаторам.
Ну а теперь немного пофантазируем. Допустим всё-таки, что все (ну хорошо, не совсем все, но некоторые) «острые журналистские расследования» - это сливы от МВД и ФСБ. При этом сливщик обычно требует каких-то гарантий безопасности и ему их обещают. Однако обещанного три года ждут. А тут вдруг такой карнавал, да ещё и с привлечением общественности.
Первая мысль, которая приходит в голову – а уж не собираются ли феесбешники полностью оседлать наркотему, убавив прыти ГУНК МВД? Исключать такое нельзя, но всё-таки это маловероятно. Наркотики тема сладкая, все войны вокруг них вроде как отгремели, достигнут какой-то компромисс.
Интереснее подумать вот о чём. Не слишком ли много возможностей сейчас у полицейских? Например, возможность посадить любого человека – а наркотики подбросить можно именно что любому – не жирно ли? Причём, в отличие от пресловутой 282-й, включение которой требует политического решения, 228-я доступна любому полицейскому, желающему немножко заработать или кого-нибудь наказать. Причём государству это не нужно: государство не прочь давать полицейским подкормиться и немного покошмарить быдло, но совсем уж пастись на воле – это слишком, полиция должна есть из рук государства. С другой стороны, и общественность нужно погонять по какой-нибудь теме в виду грядущих перемен (а они уже близятся). Антинаркотическая тема ничем не хуже какой-нибудь «экологии», с которой начиналась перестройка… В общем, тут есть над чем подумать.
Подчеркнём. Планы начальства – это одно, интересы общества – это другое. Укорочение рук полиции на предмет посадок кого угодно нужно не кому-нибудь, а нам с вами. И если ситуация будет развиваться в эту сторону – нужно будет это всячески поддержать.
А если нет – что ж. Значит, это было столкновение ведомств, каждое из которых нам, простым русским людям, враждебно. Пожелаем же, чтобы у них было побольше поводов для ссор. Пока паны дерутся промеж собой, у холопов, глядишь, спины отдохнут от ежедневных поронцов. Тоже благо, особенно в нашей-то ситуации.