Назначенные на 9 июня 2019 года внеочередные выборы президента в Казахстане - событие действительно историческое: в первый раз за годы независимости республика выбирает второго президента.
Это выражение о первых выборах второго президента нужно пояснить. Первый президент Казахстана - Лидер нации Нурсултан Назарбаев, как основатель республики, имел особый конституционный статус, согласно которому он мог выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах неограниченно. Назарбаев выиграл пять президентских выборов и один референдум о продлении полномочий. Причем всякий раз он набирал абсолютное большинство голосов, не оставляющее сомнений в его лидерстве и доверии к нему казахстанских избирателей. Его авторитет был неоспорим.
19 марта 2019 года Нурсултан Назарбаев подал в отставку по собственному желанию, открыв тем самым новую политическую эпоху в истории Казахстана.
После отставки Назарбаева президентом Казахстана стал председатель Сената Касым-Жомарт Токаев. Первоначально президентские выборы должны были пройти в апреле 2020 года, однако, было принято решение провести внеочередные выборы в июне 2019 года, чтобы снять, по словам Токаева, всякую политическую неопределенность.
Итак, на выборах зарегистрировались семь кандидатов, выдвинутых партиями и общественными объединениями:
- Касым-Жомарт Токаев (от партии "Нур-Отан"),
- Амангельды Таспихов (от Федерации профсоюзов Казахстана),
- Жамбыл Ахметбеков (от Коммунистической народной партии Казахстана),
- Дания Еспаева (от партии "Ак жол"),
- Толеутай Рахимбеков (от партии "Ауыл"),
- Садыбек Тугел (от республиканского объединения "Улы Дала Кырандары"),
- Амиржан Косанов (от объединения "Объединенное национал-патриотическое "Движение Улт тагдыры").
С фаворитом выборов особых затруднений не возникает, поскольку Касым-Жомарт Токаев обладает сразу целым рядом серьезных политических преимуществ. Во-первых, он выступает как наследник Нурсултана Назарбаева, и его кандидатура была выдвинута при полном одобрении Первого президента, который также возглавляет партию "Нур-Отан". Токаев - один из ближайших сподвижников Назарбаева с первых лет независимости, и в разные годы занимал высокие государственные посты: заместителя министра и министра иностранных дел, премьер-министра, председателя Сената. Передавая президентскую власть Токаеву, Назарбаев очень высоко оценил его заслуги. Потому неудивительно, что Токаев в целом воспринимается как продолжатель политики Нурсултана Назарбаева и на него работает авторитет Первого президента. С этим фактором в Казахстане трудно не считаться.
Во-вторых, Токаев имеет собственные личные заслуги, которые прежде всего выражаются в том, что он выдающийся специалист в области международных отношений и глава казахстанской дипломатии. Достаточно сказать, что в 2011-2013 годах Токаев был заместителем Генерального секретаря ООН, генеральным директором представительства ООН в Женеве и личным представителем Генерального секретаря ООН на Конференции по разоружению. На международной арене Токаев возглавлял Конференцию по разоружению, Шанхайскую организацию сотрудничества и Совет министров иностранных дел СНГ.
Токаев - человек хорошо известный и в Казахстане, и за его пределами. Эти его заслуги и известность, личные качества высоко квалифицированного дипломата, составляют его сильные преимущества на выборах. Эти его качества будут необходимы как во внутренней, так и во внешней политике Казахстана, и это вполне объективный факт. Потому в его победе на выборах особых сомнений нет.
Некоторые оппозиционеры стали утверждать, что выборы будто бы недемократические, что будет "один кандидат и шесть статистов", и так далее в таком духе. Но если посмотреть на вопрос по существу, то, если какая-либо политическая сила выставляет кандидатов, которые побеждают с абсолютным перевесом, то это означает, что оппонирующие им политические силы слабы, не выражают интересов широких масс избирателей. Действительно, Назарбаев и его сподвижники создали Казахстан со всем его политическим устройством и экономикой. А что могут поставить себе в заслугу оппозиционные партии и объединения? Слова? Так слова Назарбаева были убедительнее, почему и превращались в массовую поддержку и реальные дела.
Все же сейчас роль других партий (не обязательно прямо оппозиционных Назарбаеву и его партии "Нур-Отан") значительно возрастает. Эти президентские выборы не только определят, кто будет вторым избранным президентом республики, но и в значительной степени определят расстановку политических сил. Избиратели ведь будут голосовать и за других кандидатов, выражая тем самым согласие с их позицией и политикой. То есть кандидаты в президенты от этих партий и объединений получат свой мандат доверия избирателей.
Некоторые сведения о том, кто и какую поддержку может получить, можно судить, еще до голосования, по размеру добровольной поддержки, перечисленной в избирательные фонды кандидатов. Дать деньги на выборы - это тоже политическая поддержка.
В этом также лидирует Токаев, который получил 514,8 млн. тенге добровольных взносов и еще 510 млн. тенге личных средств и средств партии "Нур-Отан".
Дальше положение интереснее. Второе место по избирательному фонду занимает Ахметбеков (88 млн. тенге пожертвований и 250 млн. тенге личных средств и денег партии). Что же, КНПК своему кандидату доверяет: Ахметбеков второй раз выдвигается в президенты и провел партийный список в Мажилис на парламентских выборах.
Однако, второе место по добровольным взносам занимает Еспаева (112,9 млн. тенге), тогда как личных средств и средств партии у нее нет. "Ак жол" - это предпринимательская партия. Следом за Еспаевой идет Таспихов, собравший довольно большой фонд пожертвований (101,8 млн. тенге), но не получивший средств от Федерации профсоюзов Казахстана. Сам Таспихов возглавляет объединение профсоюзов Западно-Казахстанской области, и за ним в основном стоят нефтяники, работники самой крупной отрасли Западного Казахстана.
Оба кандидата - лица для общеказахстанской политики новые, но при этом с весьма любопытным положением: партии и организации их не особо поддерживают, раз денег на из предвыборную кампанию тратить не пожелали, но сами они обладают определенной поддержкой со стороны своих потенциальных избирателей.
Тугел смог собрать 75,8 млн. тенге пожертвований, а вот выдвинувшее его объединение дало всего 200 тысяч тенге. Это настолько мало, что можно считать, что этот взнос сугубо формальный.
Далее идут те, кого можно считать фактически аутсайдерами президентских выборов, что хорошо видно, кто и сколько им дал денег на кампанию. У Рахымбекова, у которого ситуация обратная: 108 млн. тенге его фонда - это средства партии "Ауыл" и его личные средства, а вот добровольных пожертвований у него нет. У Косанова 76 млн. тенге личных средств и денег объединения, а также полное отсутствие добровольных взносов.
Эти кандидаты ведут борьбу за положение на политических флангах центральной фигуры президентской гонки. Основная борьба разворачивается за аграриев и электорат сельской местности. Тут сражаются сразу три кандидата: Ахметбеков, Тугел (он вице-президент Федерации национальных видов конного спорта, то есть также связан с аграриями, особенно с животноводством) и Рахимбеков. Партия "Ауыл", претендующая на то, чтобы выражать точку зрения аграриев, ставит на Рахимбекова, но у него почти нет поддержки со стороны избирателей; никто не решился ему дать денег. У Ахметбекова есть партийный ресурс, депутатский мандат и неплохая узнаваемость за счет прошлых избирательных кампаний, так что у него есть неплохие шансы стать выразителем интересов и мнений сельского Казахстана.
На другом фланге - борьба за лидерство среди избирателей, связанных с индустрией: рабочих и предпринимателей. Шансы Еспаевой и Таспихова примерно равны, с некоторым преимуществом в пользу единственной женщины в избирательном списке, как за счет гендерного фактора, так и за счет депутатского мандата в Мажилисе. К тому же Еспаева - профессиональный финансист. Это будет интересная схватка, в условиях довольно острых противоречий между интересами рабочих и предпринимателей, а также необходимости оппонировать Токаеву и его главному избирательному активу - авторитету Назарбаева, а также необходимости оппонировать КНПК, у которой тоже есть определенные виды на голоса работников промышленности.
Для этих кандидатов в президенты, у которых нет особых шансов одержать победу, выборы, тем не менее, очень важны в контексте предстоящих парламентских выборов, которые намечены на 2021 год. Партия, кандидат от которой участвовал в выборах и добился неплохого результата, получает преимущество на выборах в парламент. Впервые такую стратегию применили в КНПК и добились успеха. После участия Ахметбекова в президентских выборах в апреле 2015 года, партия сумела провести своих депутатов в состав Мажилиса в марте 2016 года, хотя это считалось тогда маловероятным. Возможно, что в следующий раз КНПК сумеет оттеснить "Ак жол" и стать второй по количеству депутатских кресел партией, особенно, если Ахметбеков сможет взять второе место на президентских выборах.
Громче всего о недемократичности выборов кричат как раз партии-аутсайдеры, вроде ОСДП, вообще не пошедшей на президентские выборы (в апреле 2019 года партия была переименована в ОСДП "Акикат" и сменила председателя), которым просто нечего предложить избирателям и они не тянут конкуренцию. На деле же, демократия на президентских выборах в Казахстане не только есть, но и связана с довольно острой и напряженной политической борьбой, по сути дела, за формирование будущего состава парламента.