В конце апреля российский
фильм о буднях ополченцев ДНР под названием «Дежурство» получил главный приз
Нью-Йоркского фестиваля «Трайбека» в категории «Лучшая игровая
короткометражка». Победа на фестивале, основанном Робертом де Ниро, дала повод
говорить и о том что Запад начинает понимать правду о Донбассе, и о
возможностях российской мягкой силы, и предвкушать еще более громкие успехи.
Ведь лауреатство означает, что лента Ленара Камалова с Захаром Прилепиным в
главной роли автоматически попадает в число претендентов на «Оскар» будущего
года.
Фестивальный гран-при и убийственный рейтинг
Однако
фестивальный успех -- это только часть признания любого фильма. другая сторона
признания оценка обычных зрителей. Например, на сайте Internet Movie Database
(IMDb). Это крупнейшая в мире база данных о кинематографе с информацией о
миллионах фильмов и представителей киноиндустрии. Так статья о любом фильме в
любом серьезном сетевом справочнике, например, в «Википедии» снабжена ссылкой
на страницу о нем в этой базе данных. Любая раздача фильмов на заблокированном
в России «Рутрекере» также сопровождается подобной ссылкой.
Каждый
мало-мальски известный фильм на IMDb имеет рейтинг по 10—балльной шкале. Для
рейтинга достаточно 5 оценок со стороны пользователей сайта. Не всяких, а
зарегистрированных либо на самом сайте либо на Facebook, Google или Amazon
(последней компании и принадлежит IMDb).
Рейтинг же
«Дежурства» здесь составляет лишь 3,1, то есть убийственно низок, ибо рейтинг
меньше 5 означает, что фильм плох с точки зрения зрителей. Ни один из фильмов,
победивших на «Трайбеке» в такой же номинации (а этот приз вручается с 2002
года) не имеет столь низкого рейтинга. Практически у всех он колеблется между 6,0
и 7,5. А « вот Дежурству» почти три четверти оценивших его пользователей
поставили единицу.
Думаю, абсолютное
большинство из них фильма не смотрели, а руководствовались отчеканенной еще 60
лет назад в связи с «Доктором Живаго» формулой: «не читал, но осуждаю». Ведь в
фильме позитивно показаны «сепаратисты», «террористы» и «российская агрессия». И
сам этот факт вызвало немалую - как для короткометражного фильма - активность
пользователей сайта. Ведь ни одна из художественных короткометражек,
участвовавших этой «Трайбеке» не имеет такого количества оценок. Более того, у
почти половины фильмов лауреатов этого фестиваля в той же номинации меньшее
число оценок, чем у только что появившегося «Дежурства». А ставший лауреатом
прошлого года иранский фильм «Ретушь», который собравший 34 первых приза на
разных фестивалях, имеет также 56 оценок, как и фильм Камалова.
К вопросу о репрезентативности
Что ж, у
короткометражных фильмов специфическая аудитория. И, посмотреть многие из них даже
в век Интернета почти столь же сложно как прочитать в советское время «Доктора
Живаго». Так, создатели «Дежурства» анонсировали появление фильма на Ютубе, но
до сих пор его там нет.
Конечно, 56 оценок
– это не слишком репрезентативно. Такое же нерепрезентативное число оценок в
сочетании с очень низким баллом и у документальных фильмов последних лет,
которые представляют российский взгляд на мировые проблемы. Так, у «Миропорядка-2018»
3,7 (15 оценок), у «Миропорядка» 2015 года -- 4,8 (61 оценка), у
«Президента»(2015) – 4,9 (54 оценки). Как известно последний фильм представляет
интервью Владимира Путина Владимиру Соловьеву, но согласно аннотации на IMDb о
но том, как «репрессивный диктатор лишенный власти государственным переворотом,
пытаясь бежать из страны сталкивается с гражданами, озверевшими от его режима».
По сравнению с
этой информацией аннотация к фильму того же года «Крым- путь на родину» - это
верх объективности: «Документальная лента о российском вторжении на Крымский
полуостров». Этот фильм удостоился уже 635 оценок, но балл у него такой же как
у «Дежурства» - 3,1 (единицу поставили более трех четвертей). Тогда как у
украинской версии тех событий, фильма «Крым как это было», средняя оценка -- 7,1
( правда оценили его почти вдвое меньше пользователей (366).
Конечно, и 635
оценок это не слишком репрезентативно. Успешные фильмы имеют на этом сайте тысячи,
а некоторые и сотни тысяч больше оценок. Но ведь, с другой стороны, в России
часто говорят, что рядовые жители Запада совсем не разделяют русофобии своих
правительств, и в доказательство приводят, например, пару дружественных
комментов под антироссийскими статьями в какой-нибудь «Гардиан» или «Франкфуртер
Альгемайне». Но мнение сотен пользователей крупнейшего киносайта думаю, куда
более репрезентативно, чем выборочно взятый коммент.
Да, это интернет-голосование.
Но ведь именно на Западе существует параноидальный страх перед русскими
интернет-троллями. И похоже, их следы есть и в IMDb. Так, прошлогодний
российский фильм «Крым» Алексея Пиманова имеет хорошую среднюю оценку - 7,4 при
труднодостижимом для российского фильма числе просмотров (32 031). Так у
«Левиафана» их более 40 тысяч, но это же оскаровский номинант (такой статус как
правило увеличивает в разы число оценок).
Но как видно по
сайту 2725 мужчин поставили «Крыму» в среднем 1,2, а 249 женщин – также 1,2. Но
вот прочие почти 30 тысяч пользователей, чей пол не определен в их профилях в
соцсетях давали ленте в среднем 8 баллов. Обычно на пользователей с неопределенным полом приходится
чуть менее25% оценок здесь же 91%. Поэтому ясно, что накрутка имела место.
Но это практически
единичный замеченный прецедент относительно фильмов посвященных недавним событиям
в России и Украине.
Гомер и Паниковский, Стоун и Афинеевский
А есть прецеденты,
когда сделанный с симпатией к России политический фильм нравится и без
накруток. «Интервью с Путиным» Оливера Стоуна имеет средний балл в 7,7 при
2 828 просмотрах. До этого Стоун сделал несколько документальных фильмов, где
позитивно показал других политиках противостоящих США: в 2003 «Команданте» (о
Фиделе Кастро), в 2009 «К югу от границы», построенный на интервью с 7-ю
латиноамериканскими левыми государственными лидерами, в 2012 -- «Кастро зимой»,
в 2014 -- «Мой друг Уго» (о Чавесе). В сравнении с ними фильм о российском
президенте выглядит наиболее успешным. Так, первые две латиноамериканские ленты
Стоуна имеют чуть больше 7 баллов и примерно такое же число оценок, как «Интервью
с Путиным», последние две - 4 с небольшим и менее тысячи оценок каждая.
На фоне последних
латиноамериканских документальных лент Стоуна успешным можно считать и продюсированный
им документальный фильм Игоря Лопатенка «Украина в огне» (2016), где знаменитый
режиссер также интервьюирует Путина. 6,2 балла при 1639 оценках.
То есть Оливер
Стоун оказался более действенной мягкой силой России на Западе, чем российские фильмы
о последних событиях, будь то художественные или документальные.
Однако сравним это
с украинской мягкой силой в той же сфере. В 2016 году на «Оскара» за лучший
документальный фильм претендовала лента Евгения Афинеевского «Зима в огне»
прославляющая Евромайдан. Это откровенная агитка, о чем в российской прессе
немало и докащзательно написано, например Владимиром Корниловым. «Огненная
зима» стала второй полнометражной работой этого режиссера – первой был
провалившийся и в прокате и у пользователей IMDb художественный фильм «О вей,
мой сын – гей». Ну а сравнение
Афинеевского со Стоуном это из области «Гомер, Мильтон и Паниковский». Но фильм
имеет 8,4 балла при 9 716 оценках. То есть его оценило больше человек, чем
все 5 вышеупомянутых документальных фильмов Стоуна вместе взятых.
Да ажиотаж вокруг
«Оскара» сыграл свою роль, но незадолго до церемонии у него было 4600 оценок.
Не для того его выпускала «Нетфликс», чтобы интерес к нему потерялся и после
Оскара. Из всех 32 документальных фильмов выпущенных этой компанией «Зима огне»
имеет наивысший балл пользователей. А из 25 полнометражных документальных фильмов,
попавших в шорт-лист «Оскара» в последние 5 лет, высший балл имеет лишь «О.
Джей: Сделано в Америке» о знаменитом деле Симпсона. 8, 4 – это на одну десятую
больше, чем у таких шедевров кино как «Гражданин Кейн» и «Однажды в Америке»
столько же, сколько у «Великого диктатора» и «Апокалипсиса сегодня». С таким
показателем «Зима огне» оказалась бы в первой четверти списка лучших 250 фильмов
по версии IMDb, если б не два «но». Так в этот список не включаются
документальные ленты, а для попадания в него необходимо минимум 25 тысяч
оценок. Впрочем, не исключено, что второму условию со временем фильм будет
соответствовать.
«Киборги», победившие Вайду
Однако наибольший
успех на IMDb из фильмов о Майдане и Донбассе имеет собственно украинская лента,
вышедшие в конце прошлого года «Киборги» 5408 пользователей дали фильму о боях
за Донецкий аэропорт 8,9 баллов. Рейтинг выше имеют только 4 фильма из списка
250 лучших по версии IMDb: «Побег из
Шоушенка», «Крёстный отец», «Крёстный отец 2», и «Тёмный рыцарь (2008)». Такой
же «Рейтинг» еще - 4. Но ни один из 8 этих фильмов не имеет больше 56%
десятибалльных оценок, а вот «Киборгам» высший балл поставили – 81,9% пользователей.
Средний балл среди женщин вообще зашкаливает – 9,7.
Конечно, сразу
возникает вопрос о накрутке голосов. Думаю, этот фактор, имел место, но в
относительно скромных пределах. Так, доля пользователей с не идентифицированным
полом и возрастом у этого фильма никак не больше, чем у знаменитых художественных
лент. Правда, на 14 декабря 2017, в первые дни показа по Украине, он имел
запредельные 9,7 баллов от 1539 пользователей. Но уже после этого почти 4
тысячи зрителей дали ему в среднем 8,3 балла. Фильм дошел до зрителей за
пределами страны,ы потому что выпущен на Blu-Ray в Германии и доступен на VOD
платформе Megogo.
Да, украинские
пропагандисты как штатные, так и добровольные, часто придумывают фейковые
успехи Украины и украинцев, над которыми заслуженно смеются. Но хотя рейтинг
«Киборгов» на IMDb упоминался в нескольких публикациях, этим
инфоповодом пропаганда практически не воспользовалась (и это аргумент в пользу
незначительности подкрутки голосов).
А ведь оснований
для заслуженного хвастовства у Киева в данном случае немало. Например, соседняя
с Украиной Польша -- это великая кинематографическая держава. Но если взять все
16 польских фильмов которые начиная с 2010 посылались на «Оскар» либо получали его
национальный аналог, премию «Орлы», то окажется что ни один из них не имеет на IMDb и 8 баллов, включая
оба фильма Анджея Вайды. Что же касается числа оценок, то
здесь «Киборгов» Ахтема Сейтаблаева обходит, лишь из оскароносная «Ида» Павла Павликовского,
попавший в шорт-лист «Оскара» «В темноте» Агнешки Холланд и «Необходимое
убийство Ежи Сколимовского» (впрочем два последних фильма опережают украинскую
ленту ненамного, а поскольку они сняты еще в 2010 и 2011 то вполне могут
уступить).
Ну а особенно
украинцев должна радовать победа «Киборгов» над «Волынью». У фильма Войцеха
Смажовского о зверствах бандеровцев 2896 оценок и средний балл 7,7. Но хотя
лента и претендовала на «Оскар», что должно повысить интересней к ней в Америке
с ее большой польской диаспорой, американские пользователи оценили ее 108 раз
(в среднем также на 7,7) а «Киборгов» - 269 раз (среднем – на 9,2) ( IMDb в территориальном
плане делит пользователей лишь на американских и «неамериканских», поэтому прочие
нюансы остаются нам неизвестными).
Художественные
достоинства «Киборгов» расписывать не буду. Пользователи IMDb из числа Top 1000
Voters, то есть кинознатоки и киногурманы, дают этому фильму убийственные 3.4
балла. Но рядовому зрителю нужно действие, напряженный сюжет а не
психологические копания как в «Инее» Шарунаса Бартаса и бытовая чернуха, как в
«Донбассе». Потому-то эти два фильма европейски признанных режиссеров не
получили особой популярности в IMDb.
И думаю, типичного
западного зрителя это действие увлекает, еще и потому что там украинцы да еще
под музыку серба Милоша Елича ( ведь в основе саундтрека специально написанные композиции
этого клавишника «Океана Эльзы» - привет русским сербофилам) противостоят русским.
Тем самым, русским, которые убивают детей в Алеппо, репрессируют либералов и
гомосексуалов, посредством хакеров фальсифицируют выборы в Европе и США, а
посредством мельдония лишают атлетов мирового сообщества честно заработанных
медалей. Русским, которые продают в сексрабство и убивают как
запрограммированные автоматы («Тёмная ночь» Жуана Канижу, «Золотой глобус» за лучший
португальский фильм 2005), а в самом крайнем случае оказываются меркантильными
созданиями, которые не могут понять тонкую душу албанки Лорны («Молчание Лорны»
братьев Дарденнов, премия «Люмьер» за лучший франкоязычный фильм 2008).
И рейтингу
«Киборгов» и «Зимы в огне» невозможно удивляться, если вспомнить какое
отношение жителей Запада к России фиксируют соцопросы. Конечно, и те, и другие
цифры можно списывать на пропаганду. Но контрпропаганда, в том числе средствами
кино, будет все равно иметь на Западе только ограниченный успех. Среднестатическому
западному жителю всегда будет свойственно доверять своей власти в делах
внешнеполитических. Тезис «права она или не права, но это моя страна», подвергается
массовому сомнению лишь в ситуациях совершенно катастрофических, а до этого западному
миру далеко. К тому же пропаганда имеет успех, лишь когда опирается на чувства,
реально существующие и без нее. А хотя обычный житель Запада не искушен в
большой политике, он инстинктом ощущает, что выгодно ему, а что нет. А опыт
говорит, что во внешнеполитических делах то, что оказывалось выгодным для его
государства, было выгодно и для граждан, и что 1990-е, когда Россия перестала
быть фактором мировой политики, стали для Запада счастливым беспроблемным временем.
А вот время, когда стало ясно, что благословенный конец истории не состоится,
стало временем возрождения России, и хотя отнюдь не все проблемы современного
Запада с этим связаны, именно тогда Россия, как выразился Ростислав Ищенко, и «научилась
перераспределять в свою пользу мировой прибавочный продукт», а значит вырвала
кусок изо рта тех, кому он доставался раньше. И потому инстинкт, как максимум,
вернуть утраченный кусок, как минимум не потерять еще один будет толкать
жителей Запада поддерживать и Майдан и украинских «Киборгов» как выгодные им
явления.
Естественно,
отнюдь не всех этих жителей. Однако не нужно силится, пытаясь представлять
нетипичное типичным. Инакомыслящие там были есть и будут, но сочетания низового
инстинкта с государственной пропагандой – это залог того, что «Киборги» и
«Огненная зима», несмотря на неизвестность их создателей, дойдут до куда
большей западной аудитории, чем любой фильм с российским взглядом на Донбасс,
Майдан и Крым. Даже если его автором будет Оливер Стоун или равнозначная
величина.