За фидбэк спасибо Ольге Усковой, Cognitive Pilot и программе Большой Скачок.
Программа, Большой Скачок сняла видео о автомобилях Cognitive Pilot. Не скажу, что снятое видео откровенно лживо. Журналисты ребята поверхностные, им показали красивую картинку и железку, обрисовали hi-tech перспективы и сплошной win-win от технологии. Они и скушали, сделав красивую рекламу и интересный ролик о новых решениях в наносколково.
Проблема заключается в том, что автомобили с автопилотами - прекрасное средство совершения терактов с использованием удалённого доступа. Эта проблема, как и проблема использования робототехники при совершении новых, высокотехнологичных терактов, поднималась мною в нескольких материалах.
В комментарии к Видео, размещённом Усковой на своей странице, я 08.05.2018 г. отметил, что автомобили с автопилотом безопасны только до тех пор, пока за них не взялись террористы, осуществляя массовый удалённый взлом и используя их в качестве кинетического оружия.
Фантазии? Так нет, на эту же проблему указывает и Kaspersky, отмечая незащищённость интерфейсов Autonomous Car.
Проблема робототехники, которая найдёт применение террористами при атаках на транспортную инфраструктуру (автомобильные тараны пешеходов, инициация аварий и т.п.) много шире поставленного вопроса. Ведь есть БПЛА в виде мультикоптеров, позволяющие совершать не отражаемые атаки в зоне плотной городской застройки, БПЛА самолётного типа, позволяющие, рассеивая зажигательные элементы над лесом и торфяниками, выжигать не только лес тысячами гектаров за раз, но и всю линейную инфраструктуру, проходящую над его территорией. - Адью газовая сверхдержава, валютные поступления от трубопроводного экспорта нефти и газа, и добро пожаловать города, отапливаемые мазутом и древесиной из ближайшего парка вместо метана.
А если дрон за 1000 $, запустить над чернобыльской зоной отчуждения, где нет ПВО и средств РЭБ, но зато образуется 1,5 т. твёрдых частиц с каждого гектара пожара, содержащих в своём составе накопленные радиоактивные изотопы?
Ежели ж с дронов травить мизерную часть посевов, или осуществлять целенаправленное генетическое заражение, уничтожая семенной фонд традиционных растений целенаправленно созданными ГМО, разрушая сложившиеся системы биоценоза? Как там будут обстоять дела с продовольственной безопасностью внутри страны и с экспортом зерновых?
Это только часть выявленных проблем. Мизерная их часть, выявленная с использованием ТРИЗ, TOC, Потокового анализа и ряда других методик, показывающих сплошные дыры по безопасности в инфраструктуре, техносфере и защите природных систем от целенаправленного экоцида.
Не буду полностью переписывать готовящуюся работу на эту тему, т.к. проблема не объёма заметки в блоге, тем более, что sapienti sat.
В завершение отмечу, что уже несколько работы над тем, что бы власти РФ прислушались к этим проблемам, дают ответ идеальной формы - нулевой. По проблеме безопасности теплоснабжения г. Москвы даже были выделены средства на подготовленный тендер, после чего деньги... [фрагмент удалён редакцией АПН по соображениям самоцензуры].
Схожая ситуация и с рассмотренными выше вопросами, когда на письма с описанием проблем и предложением БЕСПЛАТНО дать решения, даже Крымские власти пишут, что да, актуально. И всё. Какое там бесплатно. Это неформат, не надо нам бесплатно... (Нам бы платно и подороже?)
Ну, что же. Вернёмся к м-м Ольге Усковой и её ответу на мой вопрос. Что же она ответила про потенциальную опасность использования машин
Cognitive Pilot террористами?
- Проигнорировала? - Нет.
- Назвала автора дураком? - Нет.
- Может сказала, что у них есть средства защиты автомобилей от удалённого несанкционированного взлома и от взлома САУ при доступе вовнутрь авто? - Опять же нет.
Ответ: Ускова удалила заданный вопрос, меня - из ФБ-контактов и аж заблокировала в своём аккаунте :) Реакция моя - две эмоции: смешно от такого детского поведения при проблемном вопросе (понимаю, бизнес, PR и всё такое, но это ж личная страничка, а не Госдума, где «не место для дискуссий» © Борис Грызлов) и грустно от этаких дельцов, создающих потенциально сверхопасный продукт с тем, что бы потом, как машины будут взламывать террористы и серийно убивать людей, возможно, пожимать плечиками, пересчитывать гешефт и говорить - мы де этого не знали, у нас сертифицировано, вот, CE, сходите с сертификатом по месту лучшего его применения.
Что же делать?
Несколько лет исследований показали, что средства защиты от использования беспилотных машин в качестве кинетического оружия есть (к слову, ФБР рассматривает лишь их использование в качестве средств доставки всякого аммонала). Абсолютной защиты, конечно, не будет. Риски только повысятся и как сейчас взламывают компьютеры обычных пользователей, так в будущем будут создавать своеобразные botnetы из беспилотного транспорта, врезаясь, как в пешеходов, так и в машины властителей с мигалками, силовиков (а что вы ребёнков на демонстрациях били, вот мы вам сейчас покажем! и по прочим поводам от «Аллах велик» до «вы всё украли и вас подавим сейчас». Было б средство, а повод завсегда удумают) и просто в неудобных честных полицейских, говоря, что вот, да, один был уникум на город - не брал взятки, а тут именно его бородачи в коротких штанишках (один из признаков ваххабитов) переехали.
То же относится и к синхронным атакам групп дронов с определённой, доступной на гражданском рынке оснасткой, против жилых домов (сахар под видом гексогена - прошлый век). - И от этого, и от многих других вещей защита есть.
Но вот для защиты потребуется не только создание отечественного софта и «железа», но и полное переформатирование практически всего от систем дорожного движения до систем теплоснабжения и вентиляции зданий (и то и другое, в нынешнем виде, представляет собой одну сплошную дыру для уничтожения мобилизационного потенциала). Потребуются собственные производства оборудования для защиты дорог, городов, энергетической инфраструктуры и экосистем. При этом защитные решения являются и экологически и энергетически эффективными, позволяя снизить нагрузку как на экосистемы, так и на карман потребителя. Потребуются и кадры – гастарбайтер с метлой не сможет проектировать, производить, монтировать, настраивать и обслуживать такую технику.
Потребуется полностью отечественное производство все комплектующих – не только санкции будут крепчать, но и будут бить по инфраструктуре, когда, например, у соседней из «вна» страны начнётся полный коллапс в соцсфере и в транзите, да и в перекачке газа для внутренних нужд. И это на фоне появления этнических русских ваххабитов, число коих увеличивается катастрофическими темпами, как своеобразный "ответ" на действия властей внутри страны.
Пути защиты понятны. Есть один минус: в указанные выше направления предотвращения высокотехнологичных терактов и модернизации потребуется влить, за несколько лет, не менее 1 триллиона $. Если не воровать, то 1 триллиона $ должно хватить.
– Уже смешно, «не воровать». И надо темпом первых пятилеток развивать соответствующую промышленность, пуская побоку интересы «Национального достояния», «Корзинкодарителей под ёлкой» и прочей шушеры, возглавляемой «эффективными менеджерами». Сумеет ли нынешняя российская власть решить данные задачи – каждый может ответить сам себе, в меру опыта.
И последнее: митинги за спасение Telegram хороши и радует, что люди проявляют гражданскую позицию, хотя, если честно, автор не верит, что 99,(9)% возмущённых Интернет-пользователей власти нанесут ущерб контролем их смайликов, пересылаемых котов и признаний в любви своим «Пупсикам». Тем более, что есть и другие, более лояльные силовикам мессенджеры.
А вот выход на демонстрацию с требованием: защитить города от искусственного прекращения электроснабжения зимой, сохранить от взрывов подручными средствами, с использованием комплектации из ближайшего магазина «сделай сам», даже негазифицированные многоэтажки – дело крайне полезное. И защищать городские транспортные сети от машин-роботов надо уже сейчас, т.к. когда США и Евросоюз поразит волна заражений вредоносным кодом систем управления тех же Tesla Model 3, или даже Semi, в Москве уже будет полно машин с САУ, пораженными червями, которые, без ведома их владельцев, вольются в бодрый поток тротуарных пешеходов на полной своей электрической скорости.
Мы можем прожить без какого-то конкретного мессенджера и даже без Интернета (святотатство!) Но без тепла зимой, воды в кране весь год или понимая, что в городе ежедневно машина-другая выезжает покататься на тротуар Тверской, жить несколько некомфортно. Не прибавит и комфорта жизнь в городе, вокруг которого летом пылают подожжённые леса с торфяниками, а смертность выросла ровно в два раза (смог 2010 г.). Или когда некуда будет вернуться домой, т.к. красивая новая негазифицированная многоэтажка обсыпалась домочадцам и кошке наголову кирпичами от взрыва с помощью подручных средств. Тогда уж окажется поздно бежать на улицу с требованием: «всенародно любимого и избранного на мыло». – Такое требование будет неконструктивно и, даже если его реализовать, не даст ничего полезного. А вот начинать требовать от властей обеспечения безопасности через 2, 3, 5 лет с данного момента – необходимо. Необходимо по тому, что сроки в несколько лет мизерны для таких масштабных работ по защите нашего будущего.
Также необходимо максимально освещать игнорирование вопросов безопасности властями и дельцами, прекрасно понимающими опасность создаваемых продуктов. Что бы не было опять такого – что случилось с энергосистемой: «она утонула», прошу прощения, «она замкнула». А что сучилось с лесами в Московской области и по всей России – «они сгорели».