Кризис в России, в сочетании с задачей развития страны привел Путина к необходимости решать застарелые проблемы, не считаясь с персоналиями.
Понимание того, что коррупция выводит из-под контроля государства огромные средства, пришло давно. Однако попытки решения этой проблемы далеко не везде были успешными.
Во многих регионах смещения губернаторов, а также мэров крупнейших региональных центров дали эффект. Подавляющее большинство таких руководителей уходило по собственному желанию, но были и такие, кого сажали.
Однако эта система смены коррумпированных региональных элит давала сбои в республиках, входящих в состав России. Это связано прежде всего с выраженной круговой порукой и кумовством, развитыми в таких образованиях.
В недрах силовых структур был разработан план комплексного решения проблемы республиканской коррупции, включавший в себя несколько этапов.
Реализация такого плана в полном объеме видна на примере Дагестана.
На первом этапе, проходящем незаметно для фигурантов будущих уголовных дел, собирается вся доступная информация по будущим фигурантам. Устанавливаются источники и объемы их криминальных доходов, выявляются основные участники преступных схем и «крыши» в администрациях разного уровня.
Когда схема финансирования, места сбережения криминальных средств и связи будущих фигурантов уголовных дел становятся понятными, силовики проводят провокацию. Для этого через средства массовой информации сливается часть доступной им в ходе оперативной разработки информации, а также в реальной жизни проводятся различные мероприятия, заставляющие объекты интереса силовиков занервничать, начать больше общаться и обсуждать способы сокрытия преступных действий, обратиться к «крыше» за поддержкой.
Все эти движения отслеживаются и фиксируются силовиками.
Затем наступает время силовой части операции. На этом этапе в республику одномоментно приезжает крупная команда силовиков различных силовых структур, которая одновременно проводит мероприятия, каждая по своей линии.
Руководители региона и мэры крупных городов отстраняются от руководства, и этапируются в Москву. Тем самым предотвращается использование коррупционных связей для развала уголовного дела и ухода экс-чиновника, подозреваемого в преступлении, от ответственности.
Впервые такая система в полном объеме была обкатана в Дагестане.
Спецоперация по задержанию Амирова прошла во время матча «Анжи» — ЦСКА. Cпецназ ФСБ вместе с представителями МВД и СК, и в обстановке строжайшей секретности задерживали Амирова по подозрению
в организации убийства следователя в Дагестане.
Задержанный был на вертолете отправлен в Ростов для последующей переправки в Москву.
После того, как силовики в голливудском стиле провели операцию по задержанию высокопоставленного мафиози, они стали готовить масштабную зачистку элит Дагестана, т.к. было очевидно, что менять надо практически все элиты республики.
Как рассказали наши источники в силовых структурах, операция по аресту Амирова вызвала панику у республиканских синовников, заставила тех нервничать и проявлять активность. Это позволило собрать богатейший материал, позволяющий узнать криминальные схемы, места хранения средств и взаимоотношения с "крышами” чиновников всех уровней.
3 октября 2017 г. президент России Владимир Путин официально отправил в отставку главу Дагестана Рамазана Абудулатипова. Исполняющим обязанности главы республики стал Владимир Васильев, в прошлом генерал-полковник полиции.
18 января 2018 года управление Следственного комитета России по Республике Дагестан возбудило уголовное дело в отношении главы Махачкалы Мусы Мусаева по факту превышения полномочий при выделении земельных участков. Мэр Махачкалы в 72 раза занизил стоимость государственной земли. 21 января он был арестован. Задержание оказалось неожиданностью для Мусаева,
следователи увезли его из дома в шесть утра.
После ареста мэра крупнейшего города республики, начались аресты чиновников рангом пониже.
2 февраля дагестанский Следственный комитет возбудил уголовное дело против главного архитектора Махачкалы Магомедрасула Гитинова, его также
обвинили в превышении должностных полномочий.
5 февраля 2018 г. Васильев отправил в отставку правительство после того, как
были задержаны врио премьер-министра Абдусамад Гамидов, двое его заместителей и экс-министр образования и науки республики Шахабас Шахов.
Генпрокуратура начала в республике масштабную проверку. 17 января сообщалось о прибытии в Дагестан спецгруппы из 38 прокуроров для проверки деятельности органов власти.
Из-за обысков в руководящих органах исполнительной власти Дагестана на постах ДПС были полностью заменены местные сотрудники.
Сотрудники межведомственной комиссии
наведались в местный Минфин, министерство здравоохранения, Минобразования, региональное УФССП и в региональные и городские управления правоохранительных структур (МВД, Следком, прокуратуру).
Всем высокопоставленным чиновникам городского и регионального уровней Дагестана запретили покидать страну на время проведения проверки.
В настоящее время, по мнению наших источников, кандидатом на зачистку, подобную дагестанской, является Башкирия.
Республика Башкортостан, подобно Дагестану, не сходит с полос криминальной хроники по коррупционным темам. Как и в Дагестане, в столице республики Уфе выявлены факты продажи государственной земли в десятки раз дешевле их реальной стоимости.
Правда, в отличие от Дагестана, Башкирия значительно спокойнее: националисты в ней не сформировали такого значительного бандитского подполья, да и оружием республика наполнена меньше.
Вероятно, поэтому провокация силовиков, заставившая будущих фигурантов уголовных дел запаниковать и проявить свои связи, источники финансирования и места хранения денег, была не силовой, а представляла собой
слив в СМИ материалов беседы экс-премьера со своим, как считается, «ручным» бизнесменом состоящим в тесной связи с мэром Уфы.
По той же причине и времени на подготовку зачистки требуется меньше: ее планируется провести после местных выборов, которые состоятся в сентябре 2018 года.
Многообещающим выглядит назначение руководителем ФСБ Башкирии генерала Юрия Серышева, ранее показавшего отличные результаты в борьбе с коррупцией в Ингушетии. В этой северо-кавказской республике под руководством Серышева были
задержаны и посажены более 120 чиновников-взяточников.
Насколько широким будет охват посадками в Башкирии, зависит, вероятно, от степени сговорчивости элит в отношении ухода с должностей и их готовности сдавать силовикам наиболее крупные коррумпированые фигуры.