Должен. А это означает только одно: на авторе лежит обязательство.
Автор должен получать деньги, и пусть он их наконец законно получает, не отлынивает и будет готов к наказанию за неисполнение долговых обязательств. За ним числится и растет долг, который он отдает своей продукцией, налогами и лицензированием.
Социальная несправедливость заключается в том, что это долговое обязательство слабо, плохо, негодно подкреплено юридическими актами и организационными мерами.
Пора цивилизованному миру исправить этот атавизм.
Проблему мы рассматриваем _пока_ в строгих рамках предметной области писательского литературного труда. Иные отрасли мультимедийного творчества (музыка, изобразительное
искусство, балет, кино, ТВ, декоративное хилерство и эстетическая
патанатомическая медицина), альтернативные пластические ремесла
(массовизм-затейничество, иллюзионый мерчандайзинг, костюмированный
промоушн), акционизм, а также проектирование\внедрение и естественные и
противоестественные отправления религиозных ритуалов требуют отдельного
исследования и рассмотрения.
Любое право, в том числе и право писать за деньги, узурпировать электоральное внимание, совестить нации, а особенно такие соматические и невротические проявления как жечь глаголом сердца и владеть умами людей, налагают определенные, пусть и не обременительные обязательства.
Права подразумевают наличие обязанностей.
Любой гражданин имеет право писать. Но при отсутствии мандата выданного обществом, у него не должно быть юридической возможности обнародовать написанное в целях получения прямой выгоды. Это важная оговорка, т.к. обнародование счета из прачечной или любовного письма и т.п. не содержит благополучения в своем телеологическом обосновании и должно быть свободно разрешено.
Николай
Гаврилович Чернышевский, в своей диссертации посвященной эстетике
литературного реализма сформулировал тезис, ставший так актуальным в
наше время: "прекрасное есть жизнь".
«Из определения „прекрасное есть жизнь" будет следовать, что истинная, величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством»
Современные прогрессивные авторы блогов в соцсетях уже хорошо понимают это и ведут свои повествования в тренде эпической фиксации событий повседневности, волевых актов и желаний: мы узнаем от них например, что у блогера чешется подмышка после того как он сытно покакал, следовательно ему хочется сыра запеченного в ананасе и в Хургаду. Возвышенные стандарты потребления, отточенные и проверенные миллионными цитированиями сентенции, мудрость коммунально-бытовых формулировок и филигранные петросятты (парадоксальные интонационные обороты, введенные реформатором русской устной речи Е.В.Петросяном) привели к расцвету искусства речевой инкрустации: современный словесный по... по… поток принято украшать цитатами из Стива Джобса, Эдуарда Асадова, Омара Хайама, Николы Тесла и т.д. жемчужинами житейской мудрости.
Таким образом, современная
речь стратифицировалась и диверсифицировалась, разделившись на
профессиональную (за которую производитель обязан получать деньги) и
бытовую: затратную / бюджетную (грантовую) / бесплатную и поэтому –
свободную!
Следовательно, писательский труд должен быть строго лицензирован, цензурирован по местному законодательству и сертифицирован (например, лабораторией качества Литературного Института им. Горького), это даст если не гарантию, то возможность предпосылок к стимулированию добросовестности. Лицензирование производится по категориям речи (проза, поэзия, публицистика и т.п.), литературным направлениям (mouvement littéraire) и жанрам (genre littéraire).
Повторяем: автор - должен. (Получать деньги, и пусть он их наконец законно получает). Но за ним числится и растет долг, который он отдает своей продукцией, налогами и лицензированием.
Правовой и экономический смысл заключен в том, что автор занимал, брал или акцептирует в реальном времени кредит ресурса, тратимого читателем на прочтение или иной вид усвоения его продукции. Автор несет ответственность аналогичную ответственности производителя продуктов питания и средств личной гигиены, т.к. творческая продукция так же участвует в общественном и индивидуальном метаболизмах, их анаболических и катаболических процессах.
А значит, качество продукции нам все более важно, т.к. писательство нелинейно деформирует пространство ноосферы (создает информационное загрязнение, "шум"), так же как вредные (любые не свойственные или превышающие норму естественной среды) выбросы в экосферу.
Квоты на производство коммерческих текстов должны регулироваться по странам и территориям подобно Киотскому соглашению. Страны, обладающие большим ресурсом потребления информации, но меньшим объемом производства могут продавать литературные квоты на специальной бирже странам с обратной ситуацией.
Тем не менее, пусть существуют виды деятельности не попадающие под лицензирование, налогообложение, цензуру и прочие ограничения.
Это продукты с открытым исходным кодом, и в свободном доступе, произведенные под лицензиями Creative Commons, Public Domain, BSD и т.п., включая их коммерческие релизы, но в этом случае все правовые и налоговые обязательства перекладываются на издателей.
То есть, это все продукты, находящиеся в открытом бесплатном доступе, без ограничений на частное некоммерческое использование. Добровольные (и обязательно анонимные) дотации таких проектов также не облагаются налогами.
Краудфандинговые творческие продукты освобождаются от лицензирования, сертификации и налогообложения только в случае гарантии оформления их в public domailn по факту заранее строго намеченного срока окончания творческих работ.
О страховании творческих работ, эмиссии ценных бумаг, IPO\ICO, а также фьючерсах и хеджировании на котировки предметов творческих продуктов поговорим в следующей серии.
============
Об "авторе".
Руководитель лаборатории художественного оформления лифтов сектора любовной фиксации ИСИ В.В.Всемогущин, искусствовед и правовед, издатель трудов по квантовой
этике и релятивистской эсхатологии. В художественном творчестве -
признанный мастер жанров юмористической хроники, детективной лирики и
пищебытового этикезиса. (этикезис [ἠηθικησις] – жанр оформления этикеток
и инструкций к ТНП в художественной форме). Выступая на поприще
сатирической некрологии и будучи профессиональным историком,
специалистом по античной трагедии, владеющим искусством фунеральной
хореографии, в 80-90е годы привлекался государственными заказчиками к
постановке похоронных балетов.
Иллюстрация: Hendrik Hondius the Elder (1573–1650) Two Bagpipe Players. After Pieter Bruegel