Сухопутное и морское оружие в целом развиваются параллельными путями, в силу предъявляемых им требованиям. Однако, некоторые виды оружия в процессе своего развития или военной практики меняют носитель. Скажем, морские орудия часто устанавливали на береговых батареях, на железнодорожных платформах или вооружали ими бронепоезда. Разрабатывались варианты берегового или авиационного базирования противокорабельных ракет. Появлялись морские разновидности баллистических ракет. Переход оружия с суши на море, или наоборот, часто открывал новые возможности.
Сейчас такой процесс наблюдается в развитии крылатых ракет, которые стараются изначально проектировать универсальными, для любого типа носителя. Скажем, крылатые ракеты "Калибр" приспособлены для надводных судов, подводных лодок, самолетов и наземных пусковых комплексов. Но есть и другие возможности. Стоит присмотреться к потенциалу реактивных систем залпового огня для вооружения ими надводных судов.
Наиболее мощные и дальнобойные системы РСЗО, такие как "Ураган", "Смерч" и "Ураган-1М" (который может использовать снаряды "Урагана" и "Смерча", по своим возможностям уже приближаются к противокорабельным ракетам. Снаряды РСЗО "Смерч" с максимальной дальностью стрельбы до 120 км, и зарядом взрывчатки от 70 до 95 кг при массе головной части 243 кг, уже сопоставимы с противокорабельной ракетой Х-35, в дальностью пуска до 130 км (экспортная) и 260 км (ВМФ России) и массой головной части 145 кг.
Хотя реактивные снаряды относятся к категории неуправляемых снарядов, тем не менее, некоторые их модификации имеют самоприцеливающиеся боевые элементы (например РС 9М55К1 для РСЗО "Смерч"), а новейшие модификации получают различные системы наведения: инерциальные, спутниковые, тепловые, оптические и лазерные, что сближает их с управляемыми ракетами.
Корректируемые и управляемые реактивные снаряды весьма подходят для вооружения флота, и они резко расширяют боевые возможности надводных кораблей. Собственно, сама по себе идея установить РСЗО на морской корабль не нова. К примеру две ПУ РСЗО А-215 "Град-М" имели большие десантные корабли проекта 775. Залпами реактивных снарядов корабль мог поддерживать высадку десанта на берег, подавлять огневые точки и разрушать объекты на побережье. Но в силу сравнительно небольшой дальности пуска - до 20 км, эти РСЗО не рассматривались как противокорабельное оружие. Не совсем ясно, почему работы в этом направлении не были продолжены, когда появились более мощные и дальнобойные РСЗО.
РС как противокорабельное оружие
Противокорабельные ракеты, как правило, оснащаются осколочно-фугасными боевыми частями проникающего типа. У реактивных снарядов поражающие возможности развиты еще лучше, за счет того, что ряд модификаций снарядов предназначаются для поражения бронированных целей. Уже упомянутый снаряд 9М55К1 способен пробить 70 мм брони каждым из пяти своих боевых элементов. Снаряд 9М55К5 оснащен кумулятивно-осколочными боевыми элементами. В головной части содержится 646 элементов, способных пробивать до 120 мм брони, или 588 элементов, способных пробивать до 160 мм брони. Снаряд 9М55К содержит 96 тяжелых осколков и 360 легких осколков; тяжелые осколки способны с 10 метров пробить броню 5-7 мм. Снаряд 9М55С термобарический, и создает зону горения с температурой 1000 градусов в диаметре не менее 25 метров.
Современные военные корабли и транспортные суда вероятного противника бронирования не имеют, и очень уязвимы для осколков и боевых элементов, способных броню пробивать. Если обстрелять вражеский корабль такими реактивными снарядами, то ему будет нанесен тяжелый урон, даже если не будет прямых попаданий. Залп несколькими снарядами увеличивает вероятность поражения. Осколки изрешетят надстройки и корпус корабля, выведут из строя вооружение, повредят или разрушат оружие корабля, повредят машины и оборудование корабля, перебьют часть экипажа. После такого осколочного града, корабль утратит боеспособность и будет нуждаться в заводском ремонте, если даже не пойдет ко дну.
В морских модификациях реактивных снарядов часть боевых элементов можно сделать термитными, чтобы после поражения корабля возникал пожар, тем более, что многие боевые корабли строятся из легких сплавов. Сильный пожар на поврежденном корабле, как свидетельствует печальная судьба британского эсминца "Шеффилд", погибшего в сражении за Фолклендские острова, скорее всего приведет к затоплению корабля.
Еще более эффективно можно применять морские разновидности реактивным снарядов против небольших военных кораблей, на которые вряд ли будет расходоваться противокорабельная ракета, а также против невооруженных судов: транспортов и танкеров. Танкер после поражения залпом осколочных или термобарических снарядов, несомненно, превратится в плавучий костер.
Весьма эффективным будет применение реактивных снарядов против скоплений судов на якорных стоянках и в портах. Необходимость атаковать скопления судов, как говорит опыт Второй мировой войны, в военное время от времени возникает. Противокорабельные ракеты не смогут разделаться со всем скоплением, а вот реактивными снарядами можно ударить залпом и накрыть скопление судов по площади. Залп РСЗО "Смерч" накрывает 67 гектаров. К примеру, площадь акватории порта Клайпеда составляет 623 га, а порта Вентспилс - 266 гектаров. Таким образом, вполне возможно накрыть одним площадным ударом суда, стоящие у причалов, заодно повредив береговую инфраструктуру, особенно портовые краны, без которых порт не сможет обрабатывать грузы.
Военный ракетный корабль
К ощутимым преимуществам этих РСЗО относятся их сравнительная компактность и небольшой вес. Скажем, РСЗО "Смерч" без шасси имеет вес в боевом положении 22,1 тонн. Вес 12 ракет - одного залпа - составляет 9,6 тонн. Таким образом, вес системы с тремя запасными боекомплектами (36 ракет) составит 50,9 тонн. Тем более, что модернизированная версия РСЗО "Ураган-1М" отличается тем, что там направляющие скомпонованы в блок на 6 направляющих в отдельном контейнере, и перезарядка осуществляется сменой всего контейнера. Для флота это решение наилучшее. Оно не только ускоряет перезарядку, но и позволяет пополнять боекомплект в море, принимая контейнеры со снарядами с транспортного судна.
Такое оружие может нести сравнительно небольшой военный корабль, водоизмещением 800-1000 тонн, например, сторожевой корабль проекта 22120 (1023 тонны водоизмещения). Сейчас два таких корабля построены для Пограничной службы ФСБ России, они имеют хорошую скорость хода, дальность плавания до 6 тысяч миль и имеют ледовое усиление, позволяющее кораблю преодолевать разреженный лед до 0,6 метров толщиной. Такие корабли предназначаются для патрулирования акватории северных морей России, в том числе в зимне-весеннюю навигацию.
Корабль этого типа (построенные суда обладают очень слабым вооружением - одна 30-мм артустановка 306М) может быть переделан в носитель РСЗО "Смерч", для чего придется пожертвовать вертолетной площадкой. Но зато получается очень грозный ракетный корабль, способный выполнять самые разнообразные задачи в морях, омывающих побережье России. Особенно он подходит для Балтийского моря, где для него множество целей, как морских, так и сухопутных. РСЗО с системами наведения позволит не только атаковать боевые корабли вероятного противника, но и его военные транспорты, вести борьбу с торговым судоходством в случае войны, а также поражать цели и на побережье (порты, нефтебазы, военно-морские базы, береговые пусковые установки, радарные станции), и вглубь от моря примерно на 50-60 км. Особенно эффективным будут удары по нефтеналивным портам и береговым нефтебазам, которые у вероятного противника сосредоточены вблизи моря. Сочетание в залпе осколочных и термобарических снарядов позволит быстро уничтожить эти важнейшие объекты.
Таким образом, морской "Смерч" существенно расширяет возможности флота, даже если речь идет о флоте, состоящем из сравнительно небольших кораблей: малых корветов, корветов, фрегатов. Ракетные корабли, вооруженные "Смерчами" в составе эскадры, могут выполнять специфические функции, связанные с нанесением ударов по второстепенным морским, а также по береговым целям, сберегая оружие более крупных надводных кораблей для поражения более важных целей.