Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации стало мероприятием привычным и, даже, в какой - то мере, ритуальным. И это, не смотря на то, что ни одно из 13 таких его посланий нельзя заподозрить в Конституционной формальности или «снятым под копирку» с одного из предыдущих. Отнюдь, каждое послание отличается своевременностью, актуальностью и остротой проблем, характерных для предстоящего периода развития. Слушать послания Президента интересно, но более поучительно их читать и, что важно, между строк. В них много открывается тайного и сокровенного и, в то же время, доступного и понятного, разумеется, для тех, кто в словах не только черпает эмоции, но и ищет смыслы.
В этом, последнее послание Президента демонстративно поучительно. Мне показалось, послание составлено так, что наталкивает на мысль о «последнем» не с точки зрения очерёдности, а с точки зрения окончательности. В самом деле, в тексте Послания Президента очень мало задач по различным направлениям развития страны на предстоящий год, хотя это главное предназначение ежегодных посланий. Если отказаться от такого правила, то о чём говорить в Послании через год? Не повторять же ранее сказанное? Исходя из этого, у меня сложилось впечатление, что это последнее Послание, по крайней мере,перед очередными Президентскими выборами. И, если меня не обманывают эти внутренние восприятия, то Президентские выборы будут не в 2018, а годом раньше – в 2017, где – нибудь, в конце следующего года.
Продолжая размышлять над смыслами, посланными нам Президентом, извините за тавтологию, в Послании, приходишь к подозрению, что это вовсе не Послание по сути своей, а политическое завещание. Ибо в нём очень много такого, что адресовано не сегодняшней политической элите и даже не нынешнему поколению созидателей. А тем, кому предстоит обустраивать Россию, лет через 20. Это правильно: надо взыскательно посмотреть на себя с позиций особенностей и потребностей завтрашнего дня. Правда, тут существует опасность не угадать образ будущего, что не удивительно в быстро меняющемся мире. Но, что важно нынешний мир меняется по Путину. Если кто то усмотрел в этом слащавость, то напишу по другому: Путин следует объективному развитию Мира. Кому, как угодно!
Как бы там ни было, подход правильный: устоять и выжить в этом непредсказуемом мире смогут только такие страны, народы которых будут едины в понимании своей общности и безопасности, и убеждены в необходимости единства для обеспечения суверенитета своей общей государственности.
Требования о сплочённости и консолидации – для России не в новинку, они всегда составляли основу повестки дня её развития. Но быть едиными, не прикажешь и никакими репрессиями не заставишь. Единство формируется на уровне потребности, на уровне подсознания, когда ты понимаешь, что вместе пусть не всегда уютно, приедается, хочется чего - нибудь новенького, но существование врозь, во вражде – гибельно.
Для простого человека не существует императивов единству, если его не унижают неравенством, несправедливостью, второсортностью и никчемностью. Если отсутствуют национальная вражда и религиозная война, если каждому созданы условия для развития и приложения своих усилий, если можно жить своим трудом и не попадать в кабалу и зависимость от соотечественника. Поэтому, обращение к единству адресовано исключительно элите страны, чьи интересы, амбиции и эмоции не раз толкали страну к внутренним смутам и потрясениям. Можно, конечно, по этому поводу сослаться на известное выражение Сталина, что « у нас нет другой интеллигенции» и на этом прекратить обсуждение этой очень острой темы. Но, что то мне подсказывает, что именно сегодня, в самый раз обсудить вопрос о нашей элите.
Если мы, из столетия в столетие, констатируем алчность, продажность российской элиты, её оторванность от народа, безразличие к его интересам и судьбам страны то, как отказаться от подозрений в плохой наследственности нашей элиты, порождаемой неприкрытой клановостью, семейственностью, протекционизмом и коррупцией.
Столыпин, конечно, был прав, когда просил 20-30 лет спокойного развития для России, чтобы вывести её в разряд великих. Но, абсолютно не прав- проигнорировав действия тех, «кому нужны великие потрясения». Очевидно, нельзя разделять эти вопросы на или – или: или великая Россия- или великие потрясения, а решать эту двуединую задачу следует одновременно: поднимать величие Росси, посредством её высвобождения из плена организаторов великих потрясений. Самое ужасное состоит в том, что проходя через них, мы ни разу не задались вопросом, откуда берутся «любители» потрясений, в какой атмосфере они формируются, что толкает их на протест, оборачивающийся великими трагедиями для страны и народов её населяющих. Эти люди, ведь, живут внутри нас, рядом с нами, в нашем окружении. Наши низвергатели зачастую представляют семейные династии: прадед свергал Российскую Империю, отец – разваливал СССР, созданный дедом, а правнук – ведёт открытую войну по уничтожению демократической России.
Наследственность, как основной принцип государственной кадровой политики, остаётся неизменной, не смотря на революционно меняющееся общественно – политическое и государственное устройство, является главным тормозом нашего развития. Если мы убеждаемся в том, что вся проблема в династийности и наследственности, тогда надо думать над тем, как избавить страну от этого порока. Репрессии, как показал наш национальный опыт в этом деле не помощник. После репрессий, как правило, начинается процесс активной подрывной деятельности внутри страны руками близких и родственников тех, кто подвергался репрессиям. Месть стране, месть системе, вот что приходит на смену массовым репрессиям. Так было после правления Ивана Грозного, так было после Александра III, так было после Сталина. Нужны системные меры по изменению и обновлению элиты, её постоянной ротации. Нужна программа смен и обновления элит.
Дело это не одного дня. Надо создать в стране конкуренцию элит. Президент предлагает сделать акцент в образовательной политике на талантливых детях, подчёркивая, что каждый ребёнок талантлив от рождения. Значит, повсеместно должны быть созданы условия для раскрытия таланта, а затем и для применения этого таланта. Создание «Сириуса» и его подобий в регионах, хорошее направление. Но и здесь проявляется всё тот же порок, что и у взрослых: засилье «своих» из числа детей богатых родителей, влиятельных чиновников, их приятелей и знакомых и просто «нужных» людей. В том же «Сириусе» в общем потоке талантливых детей четверть составляют дети москвичей,а совокупную половину те, чьи родители живут в московском мегаполисе, в северной столице (С. Петербург), и в Сочи. В каждом из этих городов имеются самые лучшие условия для развития талантов, какая жепотребность пополнять «Сириус» выходцами из этих городов? Потребности может быть и нет, а вот необходимости диктуют влиятельные родители. Примерно по такому же принципу,формируются детские спортивные школы, различные престижные кружки в Домах детского творчества, которые, почему - то,по прежнему население любовно называет домами пионеров. Они, в полном смысле этого слова, заполнены отпрысками богатых и влиятельных. И мы хотим олимпийских побед, хоккейных триумфов и футбольных надежд? Неужели до сих пор нет понимания, что в спорте не работает принцип: у кого больше денег – у того больше побед. Пока не работает. Неизменно работает старый, проверенный постулат: Нельзя стать великим, не пройдя через испытания и лишения, через внутренние муки и страдания!
Но, даже, осуществив чрез узко ячеистое сито отсев талантов из «простолюдин» мы сталкиваемся с тем, что и самые успешные из них оказываются не востребованными в экономике, науке, культуре и искусстве. Посчитайте, сколько талантливых выпускников выехало из страны. Счёт идёт на миллионы. Причина одна: чужим места рядом нет. Наверное, у этого недоверия к «чужим» есть своя причина, которая уходит в криминальное поле, в семейные «воровские подряды»? И это только усиливает обиды тех, кто, будучи «коренным с многосотлетней историей», оказывается в собственной стране чужим и не нужным. На этом фоне всё более укореняется традиция, когда сын министра становится министром, сын банкира – банкиром, сын актёра – актером, сын – редактора редактором, сын главврача – главврачом. Наследственная политика приводит к тому же эффекту, что и родственные браки: появлению уродов, только не биологических, а профессиональных.
Естественно возникает вопрос, а куда же деть детей богатых, как не допустить распространения на них запретных табу? Всё решается очень просто – надо сделать общедоступным всё, что касается развития, образования, воспитания детей, приобщения их к науке, культуре, искусству, спорту. Чтобы «Синяя птица» была птицей счастья для всех действительно талантливых и одарённых, а не только для тех, у кого хватает средств на поездку на кастинг в Москву.
Есть ещё одна странная закономерность: чем менее предан своей стране и народу интеллигент, чем более демонстративно он проявляет цинизм, неуважение к своему народу, его традициям, тем более широко и уверенно он шагает во властные пенаты
В самом начале послания Президент обратил внимание на тех, кто, бравируя своим положением, уничижительно отзывается о менее образованных, менее грамотных, менее талантливых. Но если бы только отзывались. Это пренебрежение передаётся в отношениях, как к неровне, в формирование вокруг себя коллективов единомышленников из числа всё тех же, называющих себя талантливыми, образованными и интеллигентными.
Весьма показательна сцена с заседания Совета по культуре с участием Президента, в ходе которого два известных деятеля культуры руководитель театра наций Евгений Миронов и режиссёр Александр Сакуров в бестактной форме диктовали ему правила поведения с интеллигенцией. Первый требовал восстановления спектакля в Омске, а второй настаивал на освобождении из тюрьмы театрального деятеля с Украины Сенцова, осуждённого за преступление, связанное с подготовкой теракта в Крыму. И заметьте, не смотря на абсурдность просьб, на очевидную их неразрешимость, никто из 100 присутствовавших на заседании Совета, кроме Президента, не включился с ними в полемику. А ведь они просили, не просто о не правомерном, – об отмене судебных решений, они своими просьбами ставили вопрос единства, как бы, в плоскость политического торга: «если Вы наши просьбы выполняете – то мы с Вами едины, если не выполняете, то на наше единство можете не рассчитывать». При этом они осознанно проигнорировали тот факт, что у заявленного Президентом «единства» есть более важный, даже, самый главный субъект, по имени народ. «А вы у него, у народа, спросите, - обращаюсь я к Миронову и Сакурову, - он хочет быть с вами в единстве? Вы об этом спросите у верующих и у тех, чьи родные и близкие погибли или пострадали в терактах? Может тогда у вас возникло бы понимание различия между страданием сценическим и реальным, и не педалировался бы вопрос о том, что милосердие к художнику важнее правосудия к преступнику. Не дай Бог Вам оказаться в положении тех, кто испытывает горе и человеческое страдание. Вот почему и мера ответственности художника должна быть несравненно выше ответственности тех, кто не приемлет сцен, оскорбляющих человеческое достоинство, религиозные и национальные чувства. Распущенность художника во сто крат опаснее одинокого пьяного дебошира или хулигана, поливающего мочой художественный суррогат.
И ещё одно. Мы все восхищаемся успехами нашего агропромышленного комплекса, экспортный потенциал которого превысил аналогичные объёмы ВПК. Жаль только, что главная тенденция не замечена: за риторикой об успехах возрождения сельхозпроизводства замалчивается уничтожение села и исчезновение крестьянина, как такового, истинного носителя нравственности и справедливости,веками кормившего и оберегавшего Россию. Доживают старики в полуразрушенных избах и, не далёк тот день, когда о процветавших сельских поселениях будут напоминать только заброшенные избы, захламлённые кладбища и едва различимые надписи на надгробиях. Надеюсь, что программа сбережения нации начнётся отсюда: с вымирающих хуторов, деревень и сёл.
Полностью согласен с моим Президентом и с его утверждениями в послании:
«Граждане объединились вокруг патриотических ценностей не потому, что всем довольны, что всё их устраивает…
Когда народ чувствует свою правоту, действует сплочённо, он уверенно идёт по избранному пути».
Очень надеюсь, что это намерение медленно, но настойчиво будет становиться программой конкретных общенациональных действий.