Год назад наша страна проснулась совсем другой, чем засыпала – накануне нам в очередной раз показали, что «друзья» у России на международной арене – всегда весьма условны.
И, хоть потом всё опять поменялось, сейчас, через год самое время вспомнить и всё проанализировать.
24 ноября 2015 г. турки сбили наш бомбардировщик, объяснив это нарушением их воздушного пространства. Командир корабля Олег Пешков был подло расстрелян турецкими радикалами-бозкуртами во время приземления на парашюте. Светлая память герою! Штурману Константину Мурахтину удалось спастись – нелёгкой ценой.
Президент страны Путин в тот же день выступил с довольно резким заявлением, российское общество сразу колыхнула волна антитурецких настроений.
Но Казань и Татария – случай в отношении Турции – особый, не то что «остальная Россия» - так здесь часто говорят некоторые поборники пантюркистских ценностей.
Что говорить – даже консульство генеральное турецкое в Казани имеется! Водрузили его, надо сказать, в самом центре Казани на месте снесённых региональными властями строений XIXв. православной богадельни Леонтия Крупенникова – в эпоху «парада суверенитетов».
Уже в день инцидента вечером можно было наблюдать у турецкого генконсульства усиленные патрули местной полиции. Общество русской культуры Республики Татарстан, разумеется, не могло остаться в стороне, в тот же день мы заявили, что 25 ноября с 12.00 у этого здания будет проводиться одиночный пикет. Пригласили СМИ.
Однако, на следующий день уже с утра, проходя по дороге на работу мимо этого здания, я увидел большую растяжку напротив через дорогу, закреплённую на ограждениях вдоль проезжей части. На распоротых и сшитых четырёхметровой лентой белых мешках из-под сахарного песка красной краской было выведено: «ТУРЦИЯ – ПОСОБНИК ТЕРРОРИСТОВ» и внизу, мельче «В.В. Путин». Во - как! Транспарант, судя по всему, был установлен только что – к пикетчику торопливо семенили сотрудники полиции.
Первый одиночный пикет в Казани напротив генерального турецкого консульства.
Утро 25.11.2015
Я, конечно, тоже стал это снимать на гаджеты – несколько полицейских метнулись уже ко мне, стали выяснять личность. А когда выяснили и посоветовались с начальством – оно, узнав, что личность – «тот самый» Щеглов, быстро распорядилось доставить меня в участок и «оформить». Приказ, как мне сказали, отдал зам. начальника УМВД по г. Казани Виктор Котников. Оперативно прибыл наряд, меня вежливо пригласили в «обезьянник», и, доставив в опорный пункт «Кольцо», что в самом начале нашего казанского «Арбата» – улицы революционера Баумана – быстренько оформили … за «пьянку». Оформляли двое - юный сержант с символичной фамилией Иванов и ассистировал ему стажер с явным деревенским акцентом. Я спрашивал их: «Вы что, с ума сошли?!» Но сотрудники лишь бумагами шуршали, писали, а уже в районном отделении, увидев своё «дело», я опешил от сфальсифицированных этими юными полицейскими содержания протокола, «показаний понятых» и алкотестера, понял, что всё здесь размерено, накатано, обыденно, а для меня – серьёзно. Приёмник в основном был заполнен задержанными именно «за пьянку» – кто тут спал, кого только доставили, кто «отходил», хмурый. Милая женщина в звании капитана, не разглядела ничего удивительного в удивительных мне записанных показаниях алкотестера, при которых я бы – что там разговаривать внятно - на ногах вряд ли мог бы нормально стоять. Но не стала рисковать – разрешила переосвидетельствовать меня в медицинском учреждении.
В итоге суд я в тот же день выиграл с формулировкой «производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения», а позднее вышестоящий суд, несмотря на апелляцию полицейских, оставил это решение в силе.
Лишне говорить, что продержали меня в тот день до вечера, что всё снятое фото и видео – стёрли, но смог я всё-таки спросить своего сержанта, доставившего позднее в отделение очередного «клиента», прокричав сквозь решетку: «Иванов, Александр, посмотрите мне в глаза, пожалуйста – это же Вы написали «шёл, шатаясь из стороны в сторону, координация движений нарушена, одежда в пыли, речь невнятная…». Вы что же устроили, почему я здесь, Вам лет – сколько?» Парень смутился, отвернулся, отошёл, а его юный ассистент, обращаясь «на ты», доверительно так: «Михаил, сам же виноват, надо было на всё соглашаться – уже давно бы отпустили…» Говорить явно было не о чем. Молодые люди уже вполне научились «собирать и оформлять» подвыпивших прохожих. И, хоть, задерживая меня, доброжелательно улыбнувшийся Иванов поинтересовался, чем это я не угодил сотрудникам –которые были у турецкого генконсульства, всё-таки не моргнув подготовил весь комплект положенных бумаг, подобрав из своих задержанных парочку подходящих «понятых», оговоривших меня.
Но главные новости ждали меня уже «на воле», вечером. Как только мне разрешили включить мобильный – посыпались звонки – мне сообщали, что весь Интернет заполнен информацией о моём задержании, распространённой пресс-службой регионального МВД.
Формулировки полицейских, преимущественно работающих «в полях», с протоколами и рапортами про уличных пьяниц, мало искушенных в искусстве текстов – в общем, оказались совсем безобидны. А, вот, пресс-служба – настоящие профессионалы, их короткий, но ёмкий по смыслам текст – стоит особой публикации. Шедевр жанра, хрестоматийный, начиная с заголовка «Сотрудники полиции Казани пресекли действия гражданина, пытавшего помешать проведению пикета», вот он.
25.11.2015
Сегодня в первой половине дня у здания Генерального Консульства Турецкой Республики в Казани был организован одиночный пикет – 30-летний житель Казани развернул плакат «Турция – пособник террористов». Общественный порядок рядом с местом пикетирования обеспечивал сотрудник полиции.
В какой-то момент к публичной акции попытался присоединиться проходивший мимо мужчина, находившийся явно в нетрезвом состоянии. На предупреждения полицейского о том, что за присутствие в общественном месте в нетрезвом виде предусмотрена административная ответственность, прохожий не реагировал. Правонарушитель был доставлен в отдел полиции «Вишневский» УМВД России по г.Казани. Выяснилось, что задержанным оказался председатель Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов. В отношении Щеглова было проведено медицинское освидетельствование и составлен административный материал.
В настоящее время он доставлен в мировой суд Вахитовского района, где будет привлечен к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ (Появление в общественных местах в состоянии опьянения).
Пресс-служба УМВД России по г. Казани
Все знакомые, коллеги, начальники, соратники, казалось, вся Казань и республика – так или иначе - знали или слышали это сообщение. Иная информация никого уже не интересовала, и опровержение, с копией судебного решения, разосланное мною с требованием опубликовать к изданиям, опубликовавшим исходный текст с ложной информацией, разместили только два издания. Искать дальше правды в публичном пространстве стало бессмысленно. И теперь у всех татарских националистов, русофобов и недругов России появился в отношении меня дополнительный и психологически значительно более эффективный, чем любые мысли и доводы, «аргумент»: «Он же алкаш!»
Только юмор и понимание иронии реальной жизни позволяют относиться ко всему описанному философски, тем более что мне из-за этой Турции пришлось не так туго, как иным (об этом позже). Правда и в КПЗ были люди, считавшие своё присутствие здесь несправедливым, как, например, программист Ильдар. По его словам, он бесконечное число раз гулял раньше по Баумана после выпитой бутылки: «Для меня бутылка – ни о чём, а тут, надо же, попал под каток…» Вот и думаю я: если один может попасть «под каток» с бутылкой, то другой – и без неё.
Тем более, что после событий узнаю, что поступок Турции не оставил нашу тихую и во всём благополучную Татарию безучастной.
Сначала, в самое время моего предполагаемого пикета, который полиция таким безотказным способом попыталась сорвать, пикет на заявленную тему всё-таки состоялся – к назначенному времени к генеральному турецкому консульству, не сговариваясь, с плакатом вышел совсем другой человек – отставной майор МВД Марс Залялетдинов.
И далеко не все СМИ в Татарии – провластные и «жёлтые»! Вот, характерная публикация о событиях 25 ноября в Казани международного издания «EADaily» под заголовком «Протурецкое лобби в Казани пытается блокировать протесты общественности»
К заявленному времени на одиночный пикет к генеральному турецкому консульству вышел отставной майор МВД Марс Залялетдинов. Фото «Вечерняя Казань»
А, уж на следующий день – понеслось! Студент, пенсионер, представитель партии, ветеран ВДВ, просто не равнодушный. Русские, татары… Всего 26 ноября я, почти случайно перемещаясь несколько раз мимо здания турецкого генерального консульства, насчитал целых пять одиночных пикетов! «Турция, ВЫ С КЕМ?», «Эрдоган, твои руки в крови!», «Турцию к ответу!», «Эрдоган, не шути с Россией!», «Турция, возмездие не избежно!»
Интересный диалог на одном из этих пикетов вышел со «случайным» прохожим, как выяснилось, турком.
26 ноября 2015 г., у генерального консульства Турции в Казани за день проведено не менее пяти одиночных пикетов. Фото автора.
Позднее проходила информация и о полноценных массовых пикетах, даже об инсталляциях у здания турецкого ген консульства, на которых «картонного Эрдогана» закидывали помидорами…
Так, что простой народ в Республики Татарстан отреагировал на поступок Турции абсолютно пророссийски, и так у нас здесь, надо сказать – абсолютно во всём!
А что же – «НЕ простой» народ в Республики Татарстан?
Вот тут всё – гораздо сложнее и запущеннее, и самое бы время обратить федералам на все эти обстоятельства!
Говоря об этом коротко, надо знать, что в Татарстане тему акцентированного сотрудничества с Турцией продвигала последние десятилетия «эпохи суверенитета» не менее интенсивно, чем саму тему суверенитета. И речь здесь велась не о российско-турецких отношениях, а почти исключительно – о татаро-турецких. Причём, национально-религиозный фактор в выстраивании этих отношений явно доминировал. Конструировалось всё фундаментально, включая сомнительные религиозные и образовательные инициативы. К последним следует отнести целую сеть татаро-турецких лицеев на территории Республики Татарстан, через которые внедрялось турецкое влияние и готовились соответствующие кадры.
Плюс органично вливается человеческий фактор – как без него в России, а особенно – в республиках «с национальным уклоном»? Совместный бизнес, имущество нашей элиты там, отдых в Турции, детей отправить учиться в Турцию, дети – святое!
И эта проблема – уже не уровень уличных акций, которым полиция всегда может противопоставить фальсификацию «пьяного дела» или нечто подобное. Эта проблема требует гораздо более холодного ума и горячего сердца, а также – настоящей готовностью ЖЕРТВОВАТЬ.
И такой человек – есть! Это – Раис Равкатович Сулейманов – молодой учёный, эксперт, автор многих работ по этнорелигиозной ситуации в Поволжье. Нужно сказать, что этот уникальный для России татарин, интеллектуал-гуманитарий пришёл к теме угрозы радикализации ислама в Поволжье через позднее убитого ваххабитами исламского богослова Валиуллу Якупова, который сыграл в выборе научного пути Раиса Равкатовича ключевую роль, выступив в роли духовного наставника.
Раис Сулейманов – исследователь, который за несколько лет вскрыл масштабы угрозы разрастания радикального ислама и его носителей в современной Татарии и Поволжье. Сегодня невозможно изучать эту проблему исследователям и специалистам, не ссылаясь на научные труды Сулейманова.
И, вот, теперь, Турция и её влияние на Республику Татарстан, её элиту… Надо ли говорить, какое раздражение и досаду испытывала после публикаций про влияние Турции в Татарстане?
«Татарстан не может определиться: регион— часть России или вилайет Турции», и, далее – статьи, статьи... Началось преследование ученого. Сначала – административный арест накануне нового 2016 года, затем –и уголовное дело.
Примечательно, что министр МВД по Республике Татарстан Артём Хохорин буквально анонсировал это уголовное преследование в отношении Сулейманова.
Так или иначе, но у Раиса Сулейманова в феврале 2016 года провели обыски – даже на квартирах матери и бабушки! Как думаете – можно что-нибудь эдакое, подходящее под чью-нибудь экспертную оценку «экстремистские материалы», отыскать дома у плодовитого учёного-гуманитария? Конечно! Да только вменили Раису распространение экстремистской символики за его же публикации с критикой исламского экстремизма!
Позднее, «в разгар» уголовного преследования Сулейманова я общался по этой ситуации с Генеральным директором Южного экспертного центра из г. Волгограда Виктором Кисляковым. Он назвал такую увязку странной, как если бы в фильме «Семнадцать мгновений весны» авторов бы привлекли за демонстрацию свастик и нацистских приветствий.
О преследовании Раиса Сулейманова много писали разные издания и авторы, включая Русскую народную линию:
Но к лету министр Турции Эрдоган извинился перед Путиным, и Россия с Турцией вновь подружились.
Дело в отношении Раиса Сулейманова, изначально явно заказное, прекратили за отсутствием состава преступлений. Было бы просто дико, если бы одного из всероссийски известных исследователей ислама в Поволжье, разоблачавшего проблему зарубежного влияния в регионе и экстремизма на этой почве, осудили бы за экстремизм. Здравомыслие, к счастью, пока восторжествовало.
А рисковали не только люди, оказавшиеся «на острие». Одна знакомая татарская семья из Казани - среднего достатка, муж продал здесь бизнес и построил в Турции на берегу моря виллу, сам постоянно ездил туда, всё супругу звал переехать насовсем. Она отказалась: «Я - гражданка России, не поеду!»
И, вот, когда испортились отношения с Турцией, говорит Гульзада своему супругу – мол, что же теперь будет, как мы теперь? На что её Рауф уверенно отвечает: «Не беспокойся, матурым (тат. «красавица», так часто мужчина-татарин ласково называет свою супругу), всё будет хорошо!»
И, действительно, обошлось вроде бы пока у всех.
На Руси всегда говорили: «Худой мир лучше доброй ссоры». И, Дай, Бог, нам мира! С Турцией, с другими странами – не худого, настоящего. Уверен, так искренне желает каждый в России – хоть простой человек, хоть «не простой», хоть татарин, хоть русский. И чем на большие перспективы, тем лучше.
Да, вот только что делать – осадочек-то – остался!?
И вспоминается поучение старшего товарища, писателя русского, хлебнувшего здесьв Татарии, мягко скажем, мытарств:«Мишка, человек ты простодушный, открытый, но помни – сколько бы вы друг другу не улыбались, а повернёшься к НИМ спиной – либо сабля кривая брякнет об ножны, либо тетива лука зазвенит!»
Не повсюду, конечно, ОНИ кругом нас, да только поворачиваться спиной всегда аккуратнее надо, даже когда осадочка никакого не останется.
А что до лакеев региональных элит в погонах федеральных силовых служб – они всегда были и будут, но «служба» их не должна сопровождаться одними сладкими пирожками, уж надо постараться!
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела Русского Собрания
25 ноября 2016 г.
Г. Казань