Борьба с коррупцией в России набирает обороты. Похоже, государство дало карт-бланш на очищение даже самых высоких этажей власти. На днях, к примеру, с треском лишился своей должности и попал под следствие министр экономического развития, заподозренный в вымогательстве крупной взятки. Но это случай особый. А вот уровнем ниже процветают множество официальных и полуофициальных структур, обладающих огромными полномочиями и громадными ресурсами, контроль за которыми по-прежнему оставляет желать лучшего.
Как работают эти «закрома Родины», кто в них за что отвечает – разобраться подчас очень сложно. И в эти серые зоны продолжают утекать государственные деньги.
В том же МЭРТ, например, внезапно обнаружилась очень интересная схема на уровне замдиректора департамента, связанного лоббистскими интересами с неким НП «Совет рынка» - как раз одной из тех самых «серых» организаций, имеющих серьезное влияние в рамках своей отрасли, но малоизвестных широкой публике. Один из её руководителей, Максим Русаков, заручившись поддержкой высокопоставленных сотрудников МЭРТ и МинЭнерго, организовал мощную структуру по перераспределению и выводу государственных денег, лоббируя интересы и перекраивая под себя правила игры на энергетическом рынке.
Что охраняешь, то и имеешь
Чтобы раскрыть схему взаимодействий отдельных чиновников и целых компаний, нужно рассказать, чем, собственно, занимается некоммерческое партнерство «Совет рынка». В сферу деятельности этой организации входят такие процессы, как контроль за соблюдением правил и регламентов оптового рынка, ведение реестра выдачи и погашения сертификатов об объеме производства электроэнергии на основе использования возобновляемых источников энергии, подготовка предложений по совершенствованию правил коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках. К компетенции «Совета рынка» также относятся санкции в отношении энергокомпаний и установление общих правил, по которым работает весь российский энергетический рынок.
Очевидно, что возможности этой организации трудно недооценить: хотя формально она находится в подчинении у министерства энергетики России, но в силу своего особого статуса обладает большими самостоятельными полномочиями по регулированию и санкционированию деятельности участников электроэнергетического рынка России. Оборот которого, между прочим, достигает 2 трлн руб в год.
Неудивительно, что в таком «тихом омуте» рано или поздно заводятся желающие играть по-крупному. Максим Русаков, член правления, начальник Управления конкурентного ценообразования НП «Совет рынка», за время своей карьеры успел наладить прочные связи с чиновниками и руководителями коммерческих компаний. Для переговоров он обычно использовал неформальную обстановку баров, ресторанов и даже бань. В конце концов Русакову удалось прибавить к собственному, полагающемуся ему по должности, административному ресурсу широкие возможности руководящих сотрудников нескольких российских министерств. Это позволило незаметно для стороннего наблюдателя, но весьма эффективно прокручивать различные финансовые схемы.
Одна из них, например, базировалась на имеющихся у Русакова возможностях влиять на правила и порядки, установленные для рынков электроэнергии. В частности, он имел возможность корректировать в ту или иную сторону регламенты отклонений, по которым предприятия энергетического сектора можно штрафовать на крупные суммы за перерасход или недобор электрической энергии.
Чтобы «реализовать» эти полномочия, Русаков предпринял ряд целенаправленных вмешательств, корректируя этих регламенты в пользу конкретных крупных частных потребителей электроэнергии. В конце октября 2015 года такая коррекция была успешно пролоббирована Русаковым при активной поддержке заместителя директора Департамента государственного регулирования тарифов Минэкономразвития Евгения Ольховича. В результате объединенная компания «Русал» получила дополнительную прибыль в размере 4 млрд рублей, которые энергетика, соответственно, недополучила. Что получили за свои «добрые дела» Русаков и Ольхович, можно лишь догадываться.
Не в службу, а в дружбу
Другая схема позволила Русакову привлечь к сотрудничеству его бывшего начальника по НП «Совет рынка» Егора Гринкевича, перешедшего в 2010 году в МинЭнерго на должность замдиректора Департамента развития электроэнергетики. Русаков и тут оказал «услугу» нужному и важному человеку, фиктивно трудоустроив в «Совет рынка» супругу Гринкевича
Оксану. При этом работой он её не затруднял, и дама в офисе практически не появлялась. Однако зарплаты и премии выплачивались ей с завидной регулярностью, что в конце концов причинило государству ущерб в
миллионы рублей (всего, по версии правоохранителей, она незаконно получила более 12 млн руб).
Это нарушение попало в поле зрения Генпрокуратуры РФ, и в августе 2016 года по итогам проверки Егора Гринкевича со скандалом уволили из ведомства. В настоящее время в отношении всех участников этой схемы - четы Гринкевичей, Русакова и ряда ответственных руководителей НП «Совет рынка» - рассматривается вопрос о возбуждение новых уголовных дел.
Кстати, попутно выяснилось, что на протяжении трех последних лет основные инициативы и решения по изменениям правил рынка электроэнергии с разработкой аргументации, обоснований и расчетами экономических эффектов производились прямо на квартире Гринкевича, где постоянно собирались и другие члены группы - Русаков и Ольхович. Обговорив детали, они расходились по своим ведомствам лоббировать «правильные» и «полезные» инициативы. Таким путем «триумвират» не раз заручался поддержкой Минэнерго и Минэкономразвития.
Планируя свой «бизнес», Русаков видимо быстро понял, что реализовывать столь сложные проекты лишь втроем невозможно. Постепенно к работе группы были привлечены жены фигурантов, сослуживцы, коллеги, влиятельные бизнесмены, работники министерств. Предприимчивые «энергетики» все плотнее брали под контроль перспективную отрасль российской экономики.
Еще в период учебы в Московском энергетическом институте Русаков познакомился с Алексеем Плетневым, который в середине 2000-х также работал в НП «АТС». Будучи коллегами, Русаков и Плетнев сдружились, а после приобретения квартир в Москве стали соседями. В настоящее время они продолжают дружить семьями. Другим полезным знакомым Русакова стал начальник Управления Центра компетенции в энергетике ОАО «Оптима» Андрей Рыжков. Начав работать в этой компании, Русаков познакомился еще с двумя своими нынешними деловыми партнерами - директором и соучредителем ООО «РусИнтерХолдинг» и ООО «ПроБизнесКонсалтинг» Дмитрием Задворочновым и с гендиректором ООО «КЭЭС» Александром Могилевичем. Через жену последнего, Ольгу Могилевич, Русаков получил «выход» на ПАО «РусГидро», где она работает заместителем директора департамента по экономике и инвестициям.
Со временем к кругу полезных знакомств Русакова присоединились директор по работе с органами власти и общественными организациями «En+ Group» Дмитрий Пономарев и замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко. Это заметно расширило возможности группы.
«Семейный подряд»
Вместе с Плетневым и Задворочновым Русаков организовал еще одну хитроумную схему. Он создал ООО «МеРКон» и стал активно пропихивать её в качестве субподрядной организации для оказания консалтинговых услуг на конкурсы, объявляемые энергокомпаниями. Эту компанию можно смело назвать «женским клубом»: руководителем и соучредителем выступила супруга Плетнева – Ирина Ряхина (Плетнева), а вторым соучредителем стала жена самого Русакова Елена.
Плетнев привлекал заказчиков и контролировал исполнение договоров, Русаков проводил переговоры с руководителями энергетических компаний для привлечения их к сотрудничеству. При этом основным исполнителем по договорам с энергетиками числилась компания Задворочнова «ПроБизнесКонсалтинг», услуги которой Русаков усиленно предлагал зависящим от него энергетическим компаниям.
Затем, получая деньги за якобы консалтинговые услуги, «ПроБизнесКонсалтинг» перенаправлял до половины вырученных средств на счета «МеРКона» и других «фирм-прокладок».
Если это не классическая схема вывода государственных денег за счет оказания «консалтинговых услуг» и использования лоббистского ресурса, то что?! Под руководством Русакова дельцы не один год выходили на серьезных заказчиков. Урон, нанесенный при этом государству, подсчитать теперь следует правоохранительным органам, которые наверняка разберутся в ситуации и искоренят коррупционную составляющую, пустившую корни в этой неприметной, но весьма важной области российской экономики.
«Ни для кого не секрет, что у нас уровень коррупции – высочайший, ей пронизаны и верхние, и нижние эшелоны власти и бизнеса. Коррупционные связи существуют везде, - говорит член ОП РФ, директор ассоциации «Гражданский контроль» Георгий Федоров. - Если не начать чистку сверху, то и снизу ничего не получится, просто потому, что таковы правила игры у нас в государстве. Чиновники среднего и низшего уровня должны понимать, что правила игры поменялись. Чтобы показать им это, необходимы действия в отношении чиновников высшего звена. Но параллельно правоохранительные органы, конечно же, должны заниматься и более низкими уровнями коррупции».