Умер актёр Зельдин...
Буквально часа два назад, в одной из московских больниц.
Когда-то же это должно было произойти, впрочем. В сто лет танцевать на сцене - это означает почтенно пожить.
Но
всё-равно очень печально... Потому что, например, всегда было прикольно
сказать "Вот буквально вчера видел его в театре, где он даже танцевал",
и про себя подумать о том, что танцевал так он ещё при Сталине. Хотя не
только об этом подумать в его случае, но об этом в самом конце
некролога.
Там даже не то интересно - как он танцевал, хотя
голова у него была здравой до конца и играл он неплохо тоже до конца. А
то, что вот играл перед тобой на сцене тот, кто играл ещё в фильме
"Свинарка и пастух" до заключения пакта Молотова-Риббентропа, иными
словами при Наполеоне и Екатерине Второй. Это уже выступает не актёр,
даже не "эпоха", как иногда пОшло принято говорить, а история, что
намного круче.
Такое у меня было при походе (ну я тогда с мамой
ходил, конечно; но этот аспект уже понимал; наверное мне было лет 14-ть,
не помню точно) в 80-е в Малый Театр (кстати, - это и сейчас мой
любимый театр в Москве, безусловно лучший и самый крутой) на "Холопы"
Гнедича.
Это
не тот Гнедич (многие путают), что перевёл "Илиаду", а его племянник,
ровесник Чехова (хотя доживший до СССР), но это не важно.
Так вот
- там в спектакле играла некая (я говорю "некая", поскольку теперь
малообразованной публике она мало известна, хотя ранее была знаменита)
актриса ЕленаГоловлева.
Я понимаю, что в интеллигентской среде не
принято говорить такие вещи по причине дебиловатых рефлексий и
природной пошлости этой прослойки; но я-то не интеллигент, а аристократ
(духа), поэтому могу сказать правду; ту правду, которую внутренне
понимают даже эти интеллигенты.
Так вот - правда в том, что пьеса
эта просто отвратительна. Не потому, что "полностью утратила
актуальность", в Малом Театре почти все пьесы утратили актуальность, они
берут вовсе не этим. Но и при самом Гнедиче эта пьеса была полным УГ,
как и сам он. Я в своё время листал-читал его вещички - это просто
омерзительно. Он держался в "литературных кругах" просто как "внучатый
племянник Того Самого Гнедича, перевод "Илиады" которого читал ещё мой
дедушка при Пушкине". Ну и по той же причине его УГ ставили во всех
театрах.
Это как с нынеживущим актёром Ефремовым, чьё имя я не
помню. Лично я считаю, что и папа у него УГ на самом деле, но не до
такой степени. И в фильмах с Дорониной, например, - он даже интересен.
Короче, о вкусах не спорят, хотя по мне он УГ. Но тот (старый Ефремов)
всё-таки был каким-никаким актёром. Однако - тут более важен его
административный талант: старый Ефремов с помощью всяких интриг
возглавлял всякие советские театры, а с высоты этого статуса любое УГ
становилось божком в интеллигентских кружках; следовательно по
нисходящей и во всём народе. "Раз говорят, что он бог - значит бог".
Обычно
так "гениальность" раскручивают еврейским представителям искусства, что
слова ни моги сказать, что не считаешь какое-нибудь очередное
неунывающее УГ гением ("Да как Вы смеете такое говорить!!! Это же
Великий Рабинович!!! Да его все считают гением!"), не опасаясь, что тебя
заклюют (впрочем, в последнее время эту мафию слушают всё меньше и
правду стало говорить относительно безопасно даже про Макаревича и
Шендеровича).
Но иногда и русским. Поэтому мы все вынуждены знать
нынешнего Ефремова, которого везде суют. "Потому что он сын Того Самого
Ефремова". Хотя он даже не УГ, а УГ в кубе. Хотел было сказать, что он
"не УГ, а просто Г", но потому всё-таки остановился на формулировке "УГ в
кубе", поскольку всё же нынешний Ефремов до ужаса уныл - и это слово из
его определения убирать нельзя.
Тьху, ну до чего же у меня порой
длинные "лирические отступления"! Так вот, о чём я? О том, что и автор
"Холопов" Гнедич - сам по себе никакой, но сували везде его пьесы ("И
даже Станиславский ставил!") - потому что он внучатый племянник Того
Самого. Тут как и с Ефремовыми.
Словом, и сам Гнедич-младший -
УГ, и эта его пьеса "Холопы" даже в ряду его пьес-УГ - УГ в квадрате.
Сама по себе. А не потому что "не актуальна".
Но билеты на неё
было не достать. И больше того вам скажу - и у меня впечатления от того
спектакля до сих пор сохранились сильные. До сих пор, хотя мне уже 40
лет (а не 28, как многие уверены), а тогда было 14-ть.
Не из-за игры актёров; игра хорошая, но обычная для Малого Театра. А из-за того, что там играла Княгиню - Елена Гоголева.
Кстати,
опять же не из-за её игры, хотя она была добротна (игра как игра). Но
потому, что Елена Гоголева играла в этом спектакле, который с тех пор не
удаляли из репертуара ЕЩЁ ДО РЕВОЛЮЦИИ. Сначала играла Служанку,
конечно, потом вот дослужилась до Княгини (я даже не помню сюжет этой
пьесы, просто какая-то муть, и всё).
Сидишь себе в зале,
собираешься уснуть от скуки, - и тут на сцену на коляске вывозят Княгиню
в исполнении Елены Гоголевой. ЗАЛ ВЕСЬ ВСТАЁТ. И аплодисменты на
минуту, овации. При ввозе этого тела. Которое играет, играет неплохо, но
ничего особенного, - в пьесе, которая просто отвратительна.
Восторг, дикий восторг зала, - передаётся и мне; и он сохранился в моих воспоминаниях до сих пор.
Потому
что до Гоголевой роль Княгини именно в этой постановке этой пьесы
играла ещё Ермолова (представляете?! - дурацкая пьеса или не дурацкая,
абсурдно это или не абсурдно, - но вот Ермолова-то точно Та Самая,
поскольку хоть её никто и не видел, но все видели её портрет в
Третьяковке, да и здание театра её имени мне всегда нравилось, что не
скажешь о самом этом театре).
Потому что Гоголеву в этом самом
спектакле (пусть тогда и в другой роли) видел из зала Сам Государь
Император. А потом Керенский. Потом Ленин. Потом Троцкий. Потом Сталин.
Потом Хрущёв и Гагарин. Потом Брежнев. Потом Андропов. Потом Черненко.
Потом Горбачёв. Потом я.
И ведь могли теоретически в Малый Театр
водить и иностранных гостей? Обычно в Большой, конечно, но могли и в
Малый; иногда модно смотреть драмспектакли на языке, который не
понимаешь. Значит и Черчилль, и Риббентроп, и де Голль, да мало ли кто.
И Михаил Булгаков, Прокофьев и Шостакович со Свиридовым, Алексей Толстой, не говоря уж о Шолохове с Сусловым.
Товарищи,
это правда экстаз. Прикоснуться не в музее, а живьём - к истории, к
Самой Судьбе, я бы даже сказал. Которая что-то там бормочит из своей
коляски; но главное - она существует!
Но что отличает от всего
этого экстаза умершего сегодня актёра Зельдина? Да то, что приходили
посмотреть на историю, прикоснуться к Судьбе и убедиться в существовании
жизни после смерти, а погружались в итоге в просмотр его актёрской
игры. Уж вы мне поверьте.
Не эта ли мысль - мысль о том, что он
до конца жизни оставался яркой индивидуальностью, Личностью,
привлекавшей интерес к себе отдельно, - но не стал "частью эпохи" и
т.п., несмотря на то, что "ему жал руку и награждал ещё Сталин" - лучший
ему памятник?
Чего и вам всем желаю.