Некоторые вещи происходят как-то сами собой. Даже там, где порядок и уклад вроде бы незыблемы, а вдруг что-то возьмёт и поменяется.
Так и в нашей Церкви произошло с Покровской родительской субботой, которая повсеместно празднуется сейчас в субботу накануне праздника Покров Пресвятой Богородицы, в этом году – 8 октября, но так было не всегда. Наверное, однозначный ответ могут дать только историки-архивисты, но и без этого, многие священники в Казани и нашей митрополии не просто уверенны, а точно знают, что раньше Покровская родительская праздновалась в субботу, следующую за праздником Покрова, а не перед ним.
Предание гласит, что Покровская родительская суббота, именно следующая после праздника Покрова, была установлена по инициативе самого Иоанна IV Грозного специально для поминовения православных воинов, павших при взятии Казани, произошедшем как раз не задолго до этого праздника в 1552 году от Рождества Христова.
И есть в Казани святое место, связанное с теми далёкими событиями, это – Храм-памятник православным воинам, павшим при взятии Казани, или Храм-памятник в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Уникальное строение в форме пирамиды, в подобие воинской палатки, увенчанное не привычным восьмиконечным православным крестом, а воинским, георгиевским. Таких строений в мире всего три – в Севастополе, на Шипке в Болгарии и у нас в Казани. Построен Храм-памятник в 1823 г., и сейчас является памятником федерального значения.
Но главная ценность здесь – не сам Храм-памятник, а место, на котором он стоит на возвышении среди пойменной равнины реки Казанка недалеко от впадения в Волгу.
Возвышение это – не простое, а самый настоящий курган, образованный над братской могилой…
Известно, что когда Иоанн Грозный увидел всех убиенных при взятии Казани воинов – а царь, как известно, был тогда ещё молодым человеком – он разрыдался. Повелел он тогда схоронить всех погибших на русском кладбище, располагавшемся в пойме реки Казанки. Так и сформировался на этом месте курган, на котором поставили Свято-Успенский мужской монастырь, а после переноса монастыря на более высокое место – часовню, и уже много позднее – знаменитый Храм-памятник в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Монастырь этот, основанный здесь по указу Иоанна Грозного перенесли вынужденно, поскольку во время весенних половодий, особенно высокое было в 1559 г., его подмывали воды Казанки. Новое место в километре от кургана и часовни, неподалёку на возвышении, называемом здесь Зилантова гора, располагалось, как нельзя, кстати, и Свято-Успенский монастырь, стал знаменитым центром православной духовной культуры. А по имени горы его коротко до сих пор так и называют – Зилантов монастырь. По древним городским легендам задолго до присоединения Казани к Руси в этой горе обитал дракон, называемый здесь Зилант – он и дал название этому возвышению. За прошедшие много веков это место стало святым, здесь замолено всё, что происходило до возведения монастыря и после, а теперь, по истечении десятилетий советского периода безбожия, монастырь восстановлен уже как женская обитель. Чудное место…. Здесь молятся, обустраивают монастырскую территорию и саму жизнь обители, а ещё – помогают обездоленным, молодым одиноким матерям, беженцам, ни один раз собирали, что можно, для отправки нуждающимся на Донбасс…
А ещё увидел я здесь как-то у матушки игуменьи Сергии (Лактош) прекрасную канонически и исторически содержательную икону, которую изготавливают по заказу, и можно за умеренное пожертвование монастырю получить в монастырском свечном ящике.
В центре иконы – Божья Матерь – в полный рост возвышается посреди монастыря на вершине Святой горы Зилантовой, правой рукой благословляя нас , а левой – удерживая посох игуменьи монастыря, поражающая им крылатого дракона – ясно, что того самого Зиланта. Слева и справа от Неё – все святые земли Казанской – собор сорока девяти наших святых, имена чьи прославлены, а за ними угадываются и те, чьих именён мы пока не знаем, но ведомы они Богу и матери Его. Сверху же на Божью Матерь, монастырь и через коридор выстроившийся Собор Казанских святых – спускают бережно два ангела Святой образ Её успения, а у подножия горы – впереди – среди вод Казанки – Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани, под спудом которого в символической пещере угадываются похороненные здесь православные воины…
Называется образ - «Икона Божьей Матери – Игумении Святой горы Зилантовой с Собором Казанских святых», и между тропарём образу – том, где поётся в конце «Ты бое си святым обителем Покров и Заступница рода христианскаго» и обычным «величанием» - поётся перед этой иконой третьим гласом кондак: «В дому Твоем, Пречистая Дево Богородице Марие,избранной Тобою обители Зилантовой, умно Тебе в образе иноческом видящее, к Тебе припадаем и молимся: покрый, защити и спаси на Тя уповающия.»
Икона Божьей Матери – Игумении Святой горы Зилантовой с Собором Казанских святых
Нынешние Казанские Поминки – «юбилейные», ведь первый раз в новейшей истории здесь церковно поминали православных воинов, павших при взятии Казани, ровно 15 лет назад – у стен храма, под дождём и ветром. Много с тех пор событий утекло, а я, изведав прошедший год для себя лично столько важного, связанного с Зилантовым монастырём и поминовением православных воинов, подивился – почему сейчас эта связь монастыря и Храма-памятника почти утрачена? Трудно сказать, возможно, я о существовании крепкой пуповины просто не знаю, но уверен, что если она и ослабла, то только временно, и описанный образ даёт твёрдость в этой уверенности.
Сейчас Храм-памятник канонически относится уже к мужскому Свято-введенскому Кизическому монастырю, но молиться здесь, полагаю, не запрещено никому – хоть соборно, хоть по отдельности. А может, думаю, и были здесь не раз сёстры Зилантова монастыря, поминали павших воинов, мы просто не знаем этого. А, уж, простых людей, кто прохаживается сюда – множество – фотографировать, красоты посмотреть. Вот, думаю, кто наверняка никогда не был тут - так это старообрядцы. И хоть в ограду на территорию «доминирующей», как они выражаются, церкви заходить не станут, сам курган наверняка в этот день посетить захотят. Мы тут с ними вместе уже примерно с 2013 года не раз встречались на историческом Арском некрополе - и убирались, и в панихидах по очереди участвовали, недавно вновь собирались на уборку широким составом. И тут, на Храме-памятнике, в такой-то день – чем не повод?
Вот, и звоню настоятелю старо-поморской общины отцу Александру Хрычёву нынче на Покров в прошедшую пятницу 14 октября уже вечером:
- С Покровом Вас, с праздником!
- И Вас, Михаил Юрьевич, с праздником!
- А завтра – знаете, что за день? – спрашиваю.
- Поминки Казанские? – отвечает мне вопросом о. Александр.
- Не хотите придти?
- Давно думаю, а когда можно?
- Митрополит Феофан благословил наше священство служить панихиду в десять, потом мы прибраться хотели, если хотите - приходите помочь, а после – останетесь помолиться.
- Нет, мы уж если молиться, так только молиться лучше приедем часам к двенадцати – можно, как думаете?
- Думаю, что никто против не будет – отвечаю я.
Служить нашу панихиду пришёл игумен Пимен (Ивентьев) – наместник Кизического монастыря, настоятель Храма-памятника, в помощь ему прибыл и протоиерей Алексей Чубаков – благочинный Казани. К удивлению прихожан прибыл и протоиерей Владимир Самойленко – правая рука правящего митрополита Феофана. Правда, служить священство и прихожан не то, что внутрь храма, даже в ограду не пропустили – по соображениям безопасности, мол, там везде идут ремонтные работы. Ну, если те самые работы, о которых мы уже два десятилетия просим, барабаня во все инстанции, то - Слава Богу! Что ж, отслужили вблизи мостика, на берегу, после панихиды о. Владимир выступил с основательной проповедью. Задача сложная – и о России достаточно сказать надо, и про Республику Татарстан не забыть (наверняка в местных кабинетах всё быстро узнают), и главную тему - о воинах, за веру, царя и отечество, головы здесь сложивших и их духовном примере для нас, грешных – раскрыть всесторонне. Справился хорошо, протоиерей Владимир Самойленко, даром, что только нескольким более года назад сюда в нашу митрополию на служение прибыл.
После панихиды прихожане остались убраться вокруг Храма-памятника - что рыбаки, что прохожие, что, может быть, строители накидали. Собрали по мешкам мусор, отнесли к машинам.
Репортаж о событии опубликован на сайте митрополии и на «Казанском репортёре».
А после пришли старообрядцы – чинно, деловито, с иконами, старыми книгами. Панихиду пели старорусским, знаменным распевом. Поминали по сохранившемуся древнему синодику (см.здесь, с комментариями современного историка-эксперта, известного краеведа И.Е. Алексеева) поимённо всех, чьи имена из здесь схороненных воинов, были записаны ещё ТОГДА!
«…Князю Дмитрию Ивановичу Микулинскому, во иноцех Дионисию, Михаилу Афанасьеву, сыну Брудкову-Гендоурову, Андрею Григорьеву сыну, Тепринскому, Григорию Ишутину сыну, Изъединово, Тферичем, вечная память.»… И, далее, бесконечная череда имён князей и даже боярских родов, людей других сословий, иные, дополнительно с именами «во иночестве» - очевидно, принимали они монашество, идя на эту брань. Владимирцы, костромичи, бежечане, туляне, козличане, калужане, коломничи, дмитровцы, коширяне, вязичи, ржевичи, мещиряне, муромцы и стародубцы, мещеряки, нижегородцы, галичане … https://youtu.be/wgm1pBEFH7g
Поминают « вечная память …. Григорию Андрееву сыну, Татаринову» - этот, думаю, наверняка, из местных, казанских происхождением. «Шарапу Ширяеву, сыну, Срезневу» или, «Василью Григорьеву сыну, Назимову - тоже то имя тюркское, то по предку явные тюрки. А среди муромцев поминается и Григорий Елдашев сын, Прокопьев, вероятно, предок известного нашего современника казанского краеведа Анатолия Михайловича Елдашева.
…Вышло нынче, в 2016 году такое совпадение, что выпала эта наша «древняя» Покровская родительская суббота аккурат на 15 октября. А это – день, который татарские активисты, уже в 28-й раз отмечают в Казани как День памяти – «Хәтер көне» по-татарски. То есть, понятно, да? Как скорбную для татар дату покорения Иоанном Грозным Казанского ханства. Отмечают ежегодно со скорбью, с досадой, что-ли, вот, мол, потеряли мы Казанское ханство, независимость. Первые года на рубеже 80-х – 90-х собиралось по нескольку десятков тысяч, проходили шествием по центральным улицам города. Теперь – по две-три сотни, и не шествие, а митинг, на котором неизменно скандируют «Азатлык! Азатлык!» (тат. Свобода).
Понятно – от кого и от чего «Азатлык-Свобода». Но, ведь только и сейчас, спустя двадцать пять лет тому, как Ельцин «раздавал» суверенитеты всем желающим – не появилось нового государства на карте мира – государства татарского народа. Ну, да Бог судья этим людям, пусть митингуют за эту «свободу», будучи посреди России.
Возвращаясь же ко дню «нашей» памяти, который выпал на день памяти совсем «другой», спрашивают меня накануне – а не будет столкновений? Вы же, дескать, знаете, как агрессивно, не в пример вам, настроена ТА группа? Опешив слегка, я категорически отрицаю такую возможность – на этой земле – память не способна сыграть такую злую шутку. «Казанские поминки» - пусть и разно полюсные получились в этом году, пусть и ТАМ они дальше от смысла поминок, а ближе к политике, это в обоих случаях – поминки, и повздорить тут могут только глупцы.
И я оказался прав.
Нужно ещё сказать, касательно НАС и ИХ в эти памятные дни. Ещё в 2013 году как раз накануне этих памятных дней Общество русской культуры выступило с инициативой поддержки установки памятника воинам иной веры, павшим при взятии Казани. Предложили мы установить его на относительно небольшом удалении от Храма-памятника православным воинам, разделив аллеей "Дружбы народов" на территории одноимённого парка, разбить который предлагали на месте нынешнего заболоченного мелководного залива реки Казанки, засыпав эту бывшую пойму грунтом.
Инициатива вызвала тогда неоднозначную реакцию среди татарских активистов – кто-то воспылал доверием к русским, а кто-то воспринял как тактическую хитрость, но памятник возводить никто не ринулся – упрекать-то всех вокруг – легче. В любом случае быть или не быть такому памятнику – время должно пройти, но вот что интересно.
Предваряя нынешнее событие – православную панихиду и субботник на Храме-памятнике православным воинам, павшим при взятии Казани, я разместил пост об этом событии в социальной сети ВКонтакте, прикрепив к нему опрос.
Вопрос опроса звучал так «Надо ли посещать и облагораживать Храм-памятник православным воинам, павшим при взятии Казани?»
За неделю проголосовало относительно немного для статистики, но довольно много для соцсетей – 271 человек, что достаточно, чтобы сформировать оценочное представление о тенденциях. Тенденция 7 % проголосовавших за ликвидацию Храма-памятника – не удивила – татарские национал-радикалы не раз эту идею сноса Храма-памятника выдвигали. Не удивили и 10,3 % тех, кому это место безразлично, и 21%, кто считает русских просто обязанными ухаживать за этим местом.
Поразил процент большинства ответивших (61,8%), кто выбрал вариант «Да, причём облагораживать это место следует всем – и русским и татарам, и другим, ведь это - наша общая память.»!
ВКонтакте – в основном молодёжная среда Интернета, и этот результат даёт все основания утверждать, что ближайшие десятилетия и у русских, и у татар с Казанскими поминками – всё устоится, пусть у тех и других – по своим путям у каждого.