В начале августа 2016 года на границе Крыма были пресечены две попытки проникновения на полуостров с территории Украины. В ночь на 7 августа в районе Армянска была обнаружена группа диверсантов, при задержании которых погиб сотрудник ФСБ. Затем, в ночь на 8 августа 2016 года подразделения спецназа Вооруженных сил Украины попытались прорваться на территорию Крыма под прикрытием огня с украинской стороны. В результате погиб один военнослужащий Министерства обороны России. Без сомнения, этот инцидент нужно рассматривать как однозначную провокацию, попытку военной агрессии. Ведь если произведенный в ноябре 2015 года подрыв деятелями запрещенного в России крымскотатарского меджлиса и национал-радикалами опор линий электропередач, подающих энергию в Крым, был делом рук группировок, формально не представляющих соседнее государство, то августовскую попытку диверсии 2016 года совершали кадровые украинские военные и сотрудники спецслужб. В результате РФ получала фактический casus belli – предлог для войны и могла им воспользоваться как всякое суверенное государство. Этого не произошло. В Кремле ограничились лишь грозными заявлениями.
Кроме того, произошло усиление дислоцируемых на территории полуострова армейских подразделений. На сегодняшний день Украина продолжает стягивать к границе с Крымом войска, в том числе, бронетехнику и установки залпового огня. А в конце сентября активистка «Правого сектора», участница карательной операции в Донбассе Елена Белозерская заявила, что в планах запрещенной в России организации кроме возвращения региона под полный контроль украинских сил есть развязывание партизанской войны в Крыму. Это и другие подобные заявления, как и военные приготовления Украины на границе с российским Крымом, местные власти и обыватели, в основном, не принимают всерьез. Так, 8 августа глава Крыма Сергей Аксенов исключил вероятность вооруженного конфликта за возвращение полуострова в состав Украины. Сообщения о заявлениях или демонстративных действиях украинской стороны, ставящих своей целью возвращение региона под юрисдикцию Киева, крымские блогеры и интернет-пользователи встречают, в основном, ехидными комментариями.
Между тем, реальность угрозы совершения в Севастополе и в Крыму диверсий, терактов, а также ненасильственных акций, направленных на дестабилизацию обстановки в регионе, не может ставиться под сомнение. И это не только частное мнение.
По оценке директора Крымского филиала Института стран СНГ Андрея Никифорова, высказанной им в начале 2016 года на полуострове около 5% жителей — являются носителями антироссийских и проукраинских взглядов, по сути, являясь потенциальной «пятой колонной», которая при благоприятных условиях сможет склонить на свою сторону еще значительную часть населения. Даже в Севастополе, который традиционно являлся форпостом русского движения на Украине и в феврале 2014 года первым заявил о непризнании послемайданной киевской власти, таких проукраинских кадров насчитывается не менее нескольких сотен. Эти люди не признали референдум марта 2014 года и воссоединения Россией, но не покинули регион. Напротив, эти люди как раз-таки неплохо устроились. Некоторые из них даже работают в бюджетных учреждениях!
Понимая, что они находятся в меньшинстве, носители антироссийских настроений действуют исподволь. На первый взгляд, их акции носят эпизодический характер и в основном не имеют широкого резонанса. Но в совокупности случаи открытого выражения проукраинских взглядов за период с весны 2014 по август 2016 года вовсе не единичны. В большинстве своем это хулиганские выходки. Так, в 17 июня 2014 года в центральной части города, на спуске по ул. Адмирала Октябрьского появилось граффити с лозунгом «Слава Украине!». В ближайшие часы оно было закрашено.
Также в конце 2014 года в различных местах глухих уголках города можно было видеть неприличные надписи с нецензурной бранью в адрес президента РФ, и слоганом «Крим - це Україна!» (последний в ноябре 2014 года был замечен возле рынка на ул. Соловьева). Севастопольцы боролись с этими граффити не только путем закрашивания, но и внося исправления, так что первоначальный смысл фразы менялся на противоположный. Так, упомянутый слоган «Крим - це Україна!» после изменений стал читаться как «Крым-не Украина». Если на стене рисовали украинский флаг, то его обливали алой краской или писали рядом «убийцы» или «фашисты».
Примеры проукраинской агитации не исчерпываются уличными граффити. В марте 2015 года советник СБУ Маркиан Лубкивский похвастался тем, что в российском Севастополе на день СБУ удалось разместить билборды с «поздравлением» бывшему руководителю украинской спецслужбы в городе Петру Зиме, перешедшему на сторону РФ.
«Петр Анатольевич! Поздравляем Вас и Вашу команду с праздником! Помним о Вас и с нетерпением ожидаем встречи!» — было написано на щитах.
Случаи порчи избирательных бюллетеней, в том числе, надписями проукраинского характера, были зафиксированы на выборах в местные органы власти, которые проходили в сентябре 2014 года. Та же ситуация была и на недавно состоявшихся выборах в Госдуму. Как сообщили автору этих строк люди, которые были наблюдателями от одного из кандидатов, на их участках по Ленинскому району Севастополя (куда входит центральная часть города) выявили десятки испорченных бюллетеней, среди которых были характерные антироссийские лозунги.
Местные сторонники «незалежной» особенно активны в Гагаринском районе. Именно здесь зафиксировано больше всего проявлений их провокационного поведения. В августе 2015 года полиция задержала двух участников акции, посвященной Дню независимости Украины. Они собрались у постамента, на котором ранее находился памятник гетману Сагайдачному, демонтированный городскими властями. В акции приняли участие 8 человек во главе с севастопольским евромайдановцем Виктором Негановым. Полицию вызвали жильцы близлежащих домов, которые вступили в перепалку с пикетчиками.
О задержании евромайдановцев мгновенно сообщили украинские СМИ, преподнеся это как политические преследования со стороны «оккупантов». В следующем, 2016 году, в том же районе прогремел еще один скандал с участием проукраинского «активиста». Им оказался местный житель, ярый украинский националист по имени Игорь Мовенко, который спровоцировал прохожего своим поведением (пытался полезть в драку) и символикой украинского карательного батальона «Азов» на своем велосипеде. Возмущенный севастополец ударил националиста, на место инцидента прибыли полицейские. На следующий день в интернете появилось видео, снятое женщиной, которая представилась женой пострадавшего. Она же затем дала интервью украинским изданиям, заявив, что ее мужа избили за проукраинские взгляды.
Кроме бытовых проявлений антироссийской активности, в Севастополе зафиксированы и более серьезные эпизоды. Так, в мае 2014 года внимание общественности привлекла история, произошедшая в гимназии №5 имени Леси Украинки (расположена на Северной стороне). Весной 2014 года учеников выступили против изучения школьниками украинского языка и литературы. Кроме того, педагогический состав гимназии обратился к руководству города и в ФСБ с коллективным письмом, в котором подробно описал все антироссийские мероприятия, организованные в стенах учреждения на протяжении последних 6 лет. Но, к удивлению родителей, никакой реакции на это письмо не последовало. Состав руководства гимназии не был изменен. Ученики выпускного класса даже пришли на последний звонок в украинских вышиванках. Их поддержали и некоторые учителя.
Сегодня гимназия внешне будто бы избавилась от своего проукраинского прошлого, но все равно носители антироссийских взглядов среди преподавателей ни в этой, ни в других школах, никуда не исчезли. И эта ситуация характерна не только для сферы образования. О чем говорить, если, к удивлению горожан, и в органах власти при прежнем губернаторе оказалось немало людей с проукраинским прошлым, которые быстро нашли общий язык с присланными с материка «специалистами», особенно на почве «распила» выделенных на развитие города федеральных бюджетных средств? Значительное украинское присутствие сохраняется и в сфере экономики. Так, спустя почти три года после референдума все энергетические компании в городе («Севастопольэнерго», «Севастопольгаз») де-факто остаются подконтрольными Киеву и украинским олигархам. Та же картина наблюдается с некоторыми поставщиками телекоммуникационных услуг.
Таким образом, на примере даже такого выраженного пророссийского региона как Севастополь можно увидеть, что, даже находясь в меньшинстве, украинское лобби может доставить немало проблем. Добавим сюда открытость границы, через которую ежедневно с Украины в Крым и обратно перемещаются тысячи людей. Потенциальным диверсантам и террористам не составит большого труда приехать на полуостров, легализоваться, приобрести здесь дома и земельные участки, и в решающий момент попытаться дестабилизировать обстановку. Им также ничего не стоит рекрутировать для совершения диверсий и провокаций «добровольцев» из числа местных жителей. Эта проблема как никогда остро ставит вопрос не только о переменах в миграционной политике, но также, безусловно, угрожает национальной безопасности и суверенитету России.