Прошло ровно три года с «бирюлевского» бунта. Всё, казалось бы, в стране спокойно: никаких волнений на межэтнической почве, националистические организации либо разгромлены, либо неактивны, кто-то из лидеров и вовсе сидит. Тишь да благодать. А тут «Левада-центр» результатами своего исследования – об стол хрясь!
Итак, было опрошено 1600 человек – значительная цифра. 52% респондентов поддерживают лозунг «Россия для русских!» (14% - полностью, 38% - в «разумных пределах»). 34% опрошенных выступают за ограничение проживания жителей северокавказских республик, 29% - выходцев из стран Средней Азии, 21% - цыган. За последние годы выросла нелюбовь к украинцам – на фоне конфликта в Донбассе в России их не хотят видеть 13% граждан. А вот все разговоры про антисемитизм оказались надуманы: лишь 6% респондентов недовольны нахождением евреев в России. Каждый пятый опрошенный считает, что в России возможны массовые выступления на национальной почве.
Кого-кого, а «Левада-центр» сложно упрекнуть в подыгрывании русским националистам. Руководитель данного социологического агентства не питает ни капли симпатий к ним. И тем больше доверия вызывают результаты данного исследования.
За последние три года уровень межэтнического напряжения в России нисколько не изменился. Не стоит строить иллюзий. «Банальный» национализм, а попросту – совокупность фобий, частично рациональных, частично – нет, очень распространен. То, что пока это не дало никаких плодов, заслуга властей и самих русских националистов. Ключевое слово здесь – «пока».
Любая политическая активность националистов в России пресекается на корню – даже когда русский национализм пытаются продвигать, создавая партии для легальной борьбы, уважаемые писатели и аналитики. Что же говорить о движениях более радикального толка!
Сами националисты, долгое время делавшие ставку на субкультурную молодежь, не реагирующую на значимые политические события, к тому же ушибленные Украиной, остались в проигрыше. За последние годы не появилось ни одной новой фигуры в националистическом движении, и без того испытывающем серьезный кризис. Можно сказать, что политическое поле, на котором должны находиться представители этого движения, абсолютно голо.
Дно достигнуто. Цикл завершен. Часть участников выпала из движения, зато остальные возобновили консолидацию. Этот процесс займет долгие годы, но лиха беда начало. Опрошенные «Левада» граждане задали вопросы. На них должны быть найдены ответы. В каком формате необходимо развивать отношения федерального центра с северокавказскими республиками (а ведь к каждой нужен свой особый подход), будет ли проведен рубеж в отношении неконтролируемой иммиграции из Узбекистана и Таджикистана, станет ли государство проводить политику памяти в культурной сфере и образовании, остановится ли процесс социального расслоения, когда в конце концов Россию и «остров» Крым соединит мост. Одной сирийской повесткой сыт не будешь. Кроме того, жителей нашей страны от неё изрядно воротит.
Одновременно перед национальными интеллектуалами стоит ещё одна задача – найти общий язык с сочувствующими движению группами. Таковых по всей России наберется несколько десятков тысяч человек, ядро которых составляют участники конфликта в Донбассе и часть посылавших бедствующим русским Украины гуманитарную помощь. В большинстве своем эти люди находятся в России, происходящее на Украине их интересует, но не только это. Между ними образовалась прочная и устойчивая связь. Они пока не предпринимают никаких действий. Опять же, ключевое слово здесь - «пока».
Последние годы многие политически активные граждане жили в ощущении прихода призрака русского национализма. Кого-то это радовало, кото-то пугало. Но призрак так и остался призраком – бестелесным духом, идеей, на нашедшей конкретного воплощения (участники конфликта на Украине тут, скорее всего, со мной поспорят). Реальность оказалась абсолютно противоположна ожиданиям. В высших эшелонах власти количество национально мыслящих фигур не изменилось – то есть, близко к нулю, нет ни одной зарегистрированной партии русских националистов, рычаги влияния на ситуацию в стране ничтожны.
Обрастет ли дух материей, и увидим ли мы синтез националистических идей и общественных практик, покажет будущее. Которое, как известно, любит преподносить неожиданные сюрпризы.