Как известно, все скандалы в современной России делаются в
Администрации Президента с целью разнообразить жизнь русского народа. Который
как дитя – его нужно всё время чем-то занимать и отвлекать, а то он себе
как-нибудь навредит. Например, перестанет слушаться властей или захочет денег и
собственности, от которых ему один вред и ущерб духовности его, властями
лелеемой.
Так что развлекушки нужны регулярно – благо, стоит это
недорого. Вот и сейчас. Не успела
отгрохотать педофилия, как грянула новая беда: аборты. Точнее, их запрещение.
Оказывается, злые попы (это вообще тренд последних лет – «злые попы»)
собираются лишить наших любимых женщин святого права делать аборты. Злых попов
поддержала новая уполномоченная по правам ребёнка, Анна Кузнецова. Дальше
началось: «девки визжат, мужчины скачут».
Сейчас, правда, уже пошли откатывать назад. Кузнецова вроде
как заявила, что с абортами она бороться будет, но не запретами. Что-нибудь
скажет и церковь. И если какая-нибудь Мизулина не выступит с законодательной
инициативой, то всё затихнет. А вернее ожидать – заменится новой темой.
Например, приедет какой-нибудь современный художник-акционист и изнасилует на
Триумфальной йоркширского терьера. И все примутся обсуждать половую
неприкосновенность йоркширских терьеров и развращённость современной Европы. А
там и американские выборы подоспеют и вообще всё сметут.
Но пока тема ещё жива – давайте поговорим. Потому что, в
отличие от педофилии и пуделей, тема-то и в самом деле важная, неприятная и на
жизнь народную действительно влияющая.
1
Первое и главное. Российская Федерация занимает первое место
в мире по числу абортов, а также детской смертности, брошенных детей и много
чего ещё. Это не то первенство, которым стоит гордиться.
В историческом же разрезе Россия (точнее, бывшая Россия, то
есть СССР) был первым в мире государством, узаконившим аборты.
Это произошло в 1920 году. Причём аборт можно было делать фактически
«просто по желанию женщины». Потом право стали ограничивать и с тридцать
шестого по пятьдесят пятый аборты стали делать только по медицинским
показаниям. Потом разрешили снова. Сейчас аборты входят в пакет ОМС – то есть
делаются бесплатно и по желанию.
Что касается статистики. В советское время число абортов
росло и только росло. ПО сравнению с временами Российской Империи оно выросло
на порядки.
2
Связано это, в частности, с тем, что в СССР не было секса.
Нет, я не оговорился. И не шутил. Я сказал именно то, что
сказал.
Чтобы было понятно, позволю себе такое сравнение.
Представьте себе человека на необитаемом острове. Ему нужно выживать, и, в
частности, что-то есть. Но еды нет. В какой-то момент он отчаивается настолько,
что начинает есть траву, ловить змей и лягушек и поедать их сырыми (огня тоже
нет). После такой трапезы у него по часу болит живот, но «есть надо», «голод не
тётка». Наконец, его спасают и он возвращается домой. Что он скажет, если ему
дома поднесут на тарелке сырую лягушку? Скорее всего, он крайне удивится, и
лягушку выкинет. Со словами «это не еда». Хотя есть сырых лягушек ему
приходилось.
И он будет прав. Потому что еда – это нечто вкусное и легкоусвояемое,
от чего живот не болит. А то, что теоретически можно съесть, но с отвращением и
плохими последствиями – это временное средство утоления голода. Хотя, конечно,
бывают и любители сырых лягушек, да и обычный человек может разок попробовать какое-нибудь
сашими из жабы. Но это уже сознательное экспериментирование.
Вот также и с сексом.
Секс – это то, что требует для себя определённых условий.
Например, участники должны быть физически привлекательны, иметь время,
возможность уединиться, определённые навыки доставления удовольствия себе и
другому. А также и - совсем не в последнюю очередь – достаточно надёжные меры
предупреждения нежелательных последствий. А то, что происходит в засратых
кустах по пьяни между бомжом и старухой – это, извините, «удовлетворение
полового инстинкта». То есть та самая сырая лягушка, которую сожрать можно
только с жуткой голодухи.
Нетрудно догадаться, что «секс» – как, впрочем, и хорошая
еда - долгое время был привилегией высших сословий. И как источником хорошей
кухни послужили дорогие рестораны (где работали французские повара, когда-то
готовившие для аристократов, а потом по известным причинам вынужденные
продавать свои таланты на рынке общепита), так и источником «секса» были
дорогие бордели. Именно дорогие: дешёвые притоны прошлых веков были таковы, что
современный мужчина не смог бы воспользоваться их услугами даже под дулом
револьвера… Однако дорогая опытная куртизанка умела выглядеть привлекательно,
доставить удовольствие мужчине и при этом не беременеть. Просто всё это стоило
очень недёшево. Но в буржуазном обществе любая элитарная услуга рано или поздно
становится массовой. Что произошло и в данной сфере. Некогда элитарные практики
докатились до домохозяек, и возник «секс» в современно понимании.
Это произошло на Западе в XIX-XX веках. Так что можно сказать, что это такое же новое
явление, как, скажем, кинематограф. Это развлечение сытых, небедных, достаточно
образованных людей.
Чтобы осознать разницу – всего одна деталь. Современный
человек и не подумает делать «это» в темноте. В старые времена в низших классах
общества темнота была стандартом. Обычно это объясняют «стыдливостью и
нравственностью». Да нет, какая там нравственность. Всё очень прагматично. В
большинстве случаев партнёры выглядели настолько непривлекательно, что темнота
была необходимым условием, чтобы хоть что-то получилось. Подумайте, как
выглядела хотя бы тридцатилетняя крестьянка века, скажем, восемнадцатого (а в
России - и девятнадцатого, и двадцатого). По современным меркам, это старуха. И
для того, чтобы «дело сладилось», необходимо была темнота – чтобы не видеть
измождённого лица, отвислых синюшных сисек, растяжек на животе и всего такого
прочего.
3
Но вернёмся к нашей истории.
С возникновением «массового секса» стала обустраиваться и индустрия
вокруг него. Кардинально важным тут стало открытие вулканизации резины, что
сделало доступным два важнейших сексуальных орудия: доступное женское нижнее
бельё и дешёвые презервативы. Чтобы понимать масштабы явления: «мужские щиты»
(male shield) использовались в Европе и Америке представителями среднего класса
повсеместно с конца XIX века.
Согласно тогдашним анонимным опросам, в начале XX века половина американок в крупных
городах пользовался резиновыми изделиями. Европа не отставала, особенно
Германия, которая стала производить резинки по новой технологии Юлиуса Фромма. Дальше
было «много чего», но кончилось всё «сексуальной революцией» и нынешним
положением дел.
Что касается России, то она никогда не была ханжеватой
страной и тянулась к европейскому прогрессу. Причём сознательно и
последовательно. Иногда даже более последовательно, чем сама Европа.
Ну например. На Западе регулярно случались «моральные
рецидивы» - то есть попытки запретить «секс» в указанном выше смысле. Внешне
это выражалось во всякого рода репрессивных законах «за нравственность» - в
частности, в регулярных ритуальных приступах борьбы с той же проституцией. В
России такими глупостями последний раз отметился Павел I, в 1800 году приказавший высылать
проституток из Москвы и СПб в Иркутск. Больше такой дури никто не делал. Уже
Николай I (при всех своих неприятных качествах, человек безупречной
личной нравственности) не только отказался от запретов в этой области, но и
упорядочил работу проституток законодательно. Постановка этого дела в николаевские
времена была одной из лучших в тогдашней Европе. Предусмотрено было всё,
начиная с обязательного медицинского освидетельствования проституток и кончая
полицейским надзором: проститутка, чтобы заниматься своим ремеслом, должна была
получить на руки знаменитый «жёлтый билет» (официально именовался
«заменительный билет и смотровая книжка – там делались отметки о медицинских
осмотрах). Да, кстати: вопреки современным мечтаниям о массовом благочестии
российского населения – в частности, строгого соблюдения полового воздержания
во время постов, на чём часто настаивают современные батюшки – бордели в России
закрывались только на Страстную Неделю.
Что касается предметов секс-индустрии, то Россия отставала
от Запада чисто технологически. Однако западные instruments de plaisir были
доступны, хотя и стоили недёшево. Вот пример соответствующего каталога, где
встречаются прихотливые вещицы (нажмите, чтобы увеличить):
Понятно, что такое было «не для всех». Но что касается более-менее
массового спроса, его исчерпывающе описывает начало стихотворения Багрицкого
«Контрабандисты»:
По рыбам, по звездам
Проносит шаланду:
Три грека в Одессу
Везут контрабанду.
На правом борту,
Что над пропастью вырос:
Янаки, Ставраки,
Папа Сатырос.
А ветер как гикнет,
Как мимо просвищет,
Как двинет барашком
Под звонкое днище,
Чтоб гвозди звенели,
Чтоб мачта гудела:
«Доброе дело!
Хорошее дело!»
Чтоб звезды обрызгали
Груду наживы:
Коньяк, чулки
И презервативы.
Вот этот список – «коньяк, чулки и презервативы» - абсолютно
точно описывает тогдашнее состояние дел. В «царской России» постепенно возникало
массовое общество с его обычными потребностями. Включая «массовый секс».
4
Ну да, скажет читатель, всё это интересно, а как насчёт
абортов?
Аборты в Российской Империи были криминализованы – как и в
всей тогдашней Европе. Однако общеевропейская же тенденция к смягчению
наказания за аборт Россию тоже стороной не обошла. При Алексее Михайловиче
Тишайшем за аборт казнили. Пётр смертную казнь отменил. Далее постепенно шёл
процесс смягчения наказания.
В Уложении о наказаниях (1885 год) аборт рассматривается в
разделе «Убийство». В ст. 1461 речь идет о производстве аборта «без ведома и
согласия беременной». Ст. 1462 касается сознательного производства аборта: «Кто
с ведома и согласия самой беременной женщины употребит с умыслом какое-либо
средство для изгнания плода ее, тот за сие подвергается лишению всех прав
состояния и отдаче в исправительные арестантские отделения на время от 5 до 6
лет. Сама беременная женщина, которая по собственному произволу или по согласию
с другими употребит какое-либо средство для изгнания плода своего,
подвергается: лишению всех прав состояния и заключению в тюрьму на время от 4
до 5 лет». За абортмахерство полагались сроки серьёзнее.
В революционном для своего времени Уложении от 1903 года
аборт оставался в разделе «Убийство». В ст. 465 говорится: «Мать, виновная в
умерщвлении своего плода, наказывается: заключением в исправительном доме на
срок не свыше трёх лет». В ст. 466 сказано: «Виновный в умерщвлении плода
беременной наказывается заключением в исправительном доме. Если умерщвление
плода учинено врачом или повивальной бабкою то суду предоставляется воспретить
виновному практику на срок от одного года до пяти лет и опубликовать приговор.
Если умерщвление плода учинено без согласия самой беременной, то виновный
наказывается каторгою на срок не свыше восьми лет». Кстати – ровно такое же
наказание полагалось за тяжкое телесное (ст. 467).
Уложение таки и не вступило в силу в полном объёме
(полностью его ввели только в Прибалтике), однако суть дела ясна. Тогдашнее
российское право действительно исходило из понимания аборта как убийства,
однако в законе было предусмотрено всё, чтобы в случае нужды максимально
смягчить наказание. Формулировки, содержащие только верхние границы сроков,
однозначно указывают на то, что суд мог и должен был принимать во внимание
реальную ситуацию, в которую попала женщина. Напоминаю, тогдашний российский
суд был судом присяжных и царством адвокатов. Которые работали не только за
деньги, но и ради приобретения громкого имени и репутации либерала. «Дальше
понятно».
Важная деталь. Студентов-медиков массово обучали операции,
она описывалась в учебниках и даже была частью учебной практики. Потому что
закон законом, а «случаи бывают разные».
При всём при том аборты в царской России были явлением
малораспространённым. Отчёты из клиник для бедных свидетельствуют: аборт был
операцией редкой, криминальный аборт – тоже. Едва ли не чаще случалось
детоубийство. Причина понятна: детоубийство или подкидывание ребёнка – это акт
отчаяния, когда буквально «жрать нечего» и «угла нет». Аборт – это действие
предусмотрительное, предполагающее рациональный расчёт. Тогдашние женщины часто
тянули до последнего в надежде, что ситуация как-нибудь выправится… Кстати, суды
детоубийц не то чтобы жалели, но подходили с разбором. Какой-нибудь бедной
девушке, убившей первенца, могли существенно смягчить наказание на основании
того, что она действовала, «охваченная стыдом и страхом» - или, говоря
современным юридическим языком, «в состоянии аффекта». У сделавшей аборт такой
отмазки не было.
Но, в общем и целом, ситуация в России развивалась в том же
направлении, что и в Европе.
5
Революция всё сломала и переворотила. Как и во всех
остальных сферах жизни.
Октябрьский переворот и последовавший за ним террор,
эпидемии и голод обошлись России (по разным оценкам) в 13-17 миллионов жизней
(что многократно перекрывает потери в Первой Мировой). В дальнейшем советская
власть продолжала убивать людей миллионами. Уровень жизни по сравнению с
дореволюционными временами упал чудовищно низко, качество – опустилось до
уровней, в человеческой истории труднопредставимых.
Именно в таких обстоятельствах было принято постановление
Народного комиссариата здравоохранения и Народного комиссариата юстиции от 16.11.1920
г. «Об искусственном прерывании беременности». Причина его принятия указывалась
в самом тексте закона: дикая нищета и бытовое неустройство. Конкретно: постановление вводилось на период, «пока моральные пережитки прошлого и тяжёлые
экономические условия настоящего ещё вынуждают женщин решаться на эту
операцию».
Тяжёлые экономические условия, однако, не улучшались. Зато
моральные пережитки и в самом деле летели к чертям собачьим, особенно в
пролетарской среде. Аборты стали «обычным делом» среди фабричных девок в
косынках, а дальше понеслось.
И как понеслось!
В 1924 году в Москве на 100 родов приходилось 27 абортов, В
27 году – уже 86. В Ленинграде: 1924 год – 27 абортов на сто родов, в 1927 –
уже 81. В тридцать четвёртом в Москве на 100 родов приходилось 272 аборта: рост
более чем в сто раз.
Стоит отметить, что с этих самых пор рождаемость в России
среди русского населения никогда больше не достигала ни дореволюционного
уровня, ни даже послереволюционного. Демографический тренд был сломлен, русские
перестали размножаться в «пугающих количествах».
С другой стороны, народишко был ещё нужен. Так что
27 июня 1936 года выходит постановление ЦИК и СНК СССР «О
запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении
государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских
яслей и детских садов, усилении наказания за неплатеж алиментов».
Приведём начало этого документа, касающееся нашей темы:
1. В связи с установленной
вредностью абортов, запретить производство таковых как в больницах и
специальных лечебных заведениях, так и на дому у врачей и на частных квартирах
беременных. Производство абортов допустить исключительно в тех случаях, когда
продолжение беременности представляет угрозу жизни или грозит тяжелым ущербом
здоровью беременной женщины, а равно при наличии передающихся по наследству
тяжелых заболеваний родителей и только в обстановке больниц и родильных домов.
2. За производство абортов
вне больниц или в больнице, но с нарушением указанных условий, установить
уголовное наказание врачу, производящему аборт, — от 1 года до
2 лет тюремного заключения, а за производство абортов в антисанитарной
обстановке или лицами, не имеющими специального медицинского образования,
установить уголовное наказание не ниже 3 лет тюремного заключения.
3. За понуждение женщины к
производству аборта установить уголовное наказание — тюремное заключение
до 2 лет.
4. В отношении беременных
женщин, производящих аборт в нарушение указанного запрещения, установить как
уголовное наказание, общественное порицание, а при повторном нарушении закона о
запрещении абортов — штраф до 300 рублей.
Однако реальность – всё та же нищета, собственно, - внесла
свои коррективы. Понятно, какие.
6
После 1937 года число зафиксированных случаев прерывания
беременности стало возрастать. 1937 году было учтено 568 тыс. абортов, в 1939
году — 723 тыс., в 1940-м — 807 тыс. 1939 году в городах России уровень абортов
достигал 36,5 на 1000 женщин в возрасте 15–49 лет, а в Москве — 34,7. Медицинские
показания, нужные для легального аборта, стало возможно – и не считалось
большим грехом – получить за взятку или по знакомству. 1937 году абортные
комиссии Ленинграда выдали разрешение на аборт почти половине обращавшихся
женщин, а в Выборгском районе эта цифра достигла 70%.
Разумеется, всё это привело и к увеличению женской
смертности, а также к росту числа детоубийств. Советские, впрочем, тоже были не
дураки и этого ждали. Так, уже в августе 1935 года было разослано инструктивное
письмо Верховного суда РСФСР (№03/58), в котором среди прочего говорилось о
необходимости «усиления репрессий» по делам о детоубийстве. Обосновывалось это
так: если до 1935 года материальная нужда была смягчающим обстоятельством при
рассмотрении таких дел, то теперь, после наступления социалистического рая и
изобилия (точная формулировка - «в новых
условиях быта, материальной обеспеченности и возросшей культурности»)
наказание следует усилить. В дальнейшем (например, в циркуляре прокурора СССР
от 14 апреля 1937 г.) было заявлено, что причиной детоубийств следует считать «сопротивление враждебных социализму элементов мероприятиям партии и
правительства по охране прав и интересов детей, нежелание иметь детей и платить
алименты» и «ложный стыд малокультурных матерей».
В результате, если в 1925–1927 годах в Московской области
среди женщин, осужденных за детоубийство, 59% были осуждены условно, 39% —
приговорены к лишению свободы до 2 лет и только 2% — к лишению свободы свыше 2
лет, то в первой половине 1936 года в РСФСР только 8% женщин, осужденных за
детоубийство, были осуждены условно, а 85% были приговорены к лишению свободы,
в том числе 42% — на срок от 2 до 5 лет и 39% — от 5 до 10 лет.
В последние предвоенные годы власть попыталась всё-таки разобраться
в реальной ситуации. Например, было обращено внимание на то, что в СССР
катастрофически не хватает самых обычных учреждений типа родильных домов и
яслей (план строительства таковых был не просто провален, а провален с треском; то же касалось дефицита
кадров, от повитух до нянечек). Если с этим и хотели что-то сделать, то не
успели: началась война.
7
Послевоенная ситуация во всех странах мира была тяжёлой, в
том числе и демографически. Однако тут сказалась разница в культуре и
материальной обеспеченности. В Америке вернувшиеся солдаты устроили счастливый и
радостный бэби-бум. В Европе со счастьем и радостью было сложнее, но результат
был примерно тот же.
А вот в СССР именно послевоенная ситуация окончательно
узаконила в общественном сознании аборт как единственное реально работающее
средство планирования семьи и совершенно нормальную часть жизни взрослой
женщины.
Акцентируем внимание на этом. Психологический перелом в
отношении к абортам произошёл при следующих обстоятельствах. Чудовищные человеческие
потери в войне – намного превышающие официальную статистику – привели к
ситуации, когда на одного мужчину (любого мужчину: кривого, косого,
изувеченного) приходилось несколько женщин, готовых на всё, и уж точно – на
секс без предохранения. Тем более, средств предохранения не было.
Для
сравнения: практически все армии Второй Мировой, кроме советской, снабжались
резиновыми изделиями. Разумеется, не для того, чтобы избежать беременности
насилуемых аборигенок, а для предотвращения эпидемий сифилиса, триппера и
гонореи в родных войсках. Советских воинов не баловали. От гонореи их, к
примеру, лечили уколами кипячёного
молока: оно кратковременно повышало температуру. Кто-то умирал от такого
лечения – «но какие выживают, то до старости живут». Впрочем, если
бы гондоны и были: при ситуации «один мужик на много баб» всегда находилась та,
которая согласилась бы на любые условия.
Именно в этот момент окончательно сформировался «русско-советский женский
абортный консенсус».
Аборт окончательно перестал считаться чем-то страшным,
противоестественным или хотя бы трагическим. Он стал восприниматься как
нормальная часть женской судьбы. Да, все это делают. Некоторые не делают, но
это те, которым повезло. А так – это что-то первой менструации: неприятно,
да, но обыденно, банально. Некоторые советские женщины делали за жизнь десятки
абортов. «А чё тут такого».
Напоминаю, в послевоенный период аборты были официально
запрещены. Поэтому подпольное и полуподпольное абортмахерство невероятно
процветало. Нелегальные аборты стали способом подработки для медиков, а
«домашние методы» (типа «прыгнуть со шкафа») распространились повсеместно и
стали частью женской бытовой культуры.
8
23 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР
"Об отмене запрещения абортов" производство операции искусственного
прерывания беременности было разрешено всем женщинам при отсутствии медицинских
противопоказаний. Дальше больше: В начале 1980-х срок искусственного прерывания
беременности был увеличен с 12 до 24 недель. В 1987 году его увеличили до 28
недель при наличии «социальных показаний».
А что же «коньяк, чулки и презервативы»?
Советские гондоны из твёрдой резины (знаменитое «изделие
номер 2» - «изделием номер 1» были противогазы) начали делать где-то в
пятидесятых: точная дата покрыта мраком неизвестности. Сначала они делались на
единственном в стране заводе в Баковке и были очень надёжны, но делали секс
бессмысленным занятием для мужчины – что-то почувствовать в этой штуке было
затруднительно. Всё же они пользовались спросом, особенно у туристов: в
советском презервативе было очень удобно хранить курево, спички и прочую
промокающую шнягу.
Потом к делу подключился завод «Красный резинщик» в Киеве.
Ещё позже появились импортные индийские, дефицитные крайне.
Общее повышение уровня жизни и постепенный переход от
«скотского траха» к какому-то подобию «секса» (включающего в себя, повторяю,
меры предохранения) дали плоды. По данным «Демоскопа», в России число абортов
на количество рождений повышалось до 1967 года, потом пошло постепенное
снижение.
Интересно, что в последние годы советской власти та немного
подобрела к своим подданным. Например, были закуплены – за валюту! - японские
станки по производству латексных гондонов. Они достались заводу «Эластомер»,
который в дальнейшем наладил-таки выпуск отечественных презервативов. История эта
интересная, но сильно выходящая за рамки нашей темы.
9
Девяностые годы дали новый всплеск абортов, но к
двухтысячным ситуация снова пошла на лучшее. Если верить официальной
статистике, в 1990 году было зафиксировано 113.9 абортов на 1000 женщин, то в
2012 – 29,3. В общей сложности – миллион шестьдесят четыре тысячи.
По официальной статистике, в России сегодня делается меньше 1 млн абортов в год. Но это те аборты, которые оплачиваются через ОМС. Есть еще коммерческие абортарии. И эксперты Госдумы говорят, что в стране 5–8 млн абортов в год. А если брать еще абортивную контрацепцию и такие технологии, как ЭКО, можно говорить о десятках миллионов абортов в год.
И даже по той же официальной статистике, за весь послевоенный период у нас каждый год убивается в семь раз больше людей, чем во время Великой Отечественной войны. То есть мы сейчас празднуем 70 лет Победы над фашизмом, а собственных детей убиваем в таких количествах.
Учитывая, что
россиянской статистике доверять глупо, то возможно и это. Но общее снижение количества
абортов среди русского населения – скорее реальность, чем миф.
И тем не менее, а аборт – это сейчас в РФ консолидированная
позиция женщин. Как право на алкоголь – консолидированная позиция мужчин.
Так что запрет на аборт наши женщины воспримут примерно так
же, как наши мужчины – на введение «сухого закона». Ну то есть восстать не
восстанут, но саботировать будут тотально, абсолютно, с вредом для собственного
здоровья и прочими проблемами.
10
Из сказанного не следует, что с абортами вообще ничего
нельзя сделать. С ними можно бороться. Примерно теми же методами, что и с
алкоголизмом.
То есть: аборт должен
стать менее доступен. Не так, чтобы «совсем нельзя» или «только по
постановлению Совета Федерации», а именно «несколько менее». И не обязательно
делать это через деньги. Но вот, скажем, для замужних дам подтверждение
согласия на аборт от мужа не помешало бы.
Да, я понимаю, что читающие меня замужние дамы сейчас крайне
возмутятся: какой муж, какие у него собачьи права, это моё тело и т.п. Однако
брак предполагает не только право на мужнину получку, но и взаимные права на
тела друг друга. Если же женщина хочет распоряжаться собой в одиночку – на то
есть развод, девичья фамилия и т.п. А то я знал реальный случай, когда аборт
был сделан из-за не очень значительной супружеской ссоры. Что характерно, такой
фортель выкинула «приличная домашняя девочка» (подстрекаемая мамой, которой
зять разонравился). Привело это, естественно, к разводу – но «уж поздно». Так
вот, такого не надо.
А вот средства контрацепции должны стать существенно более доступными. Ну например, слеловадо
бы обязать (по закону) ночные клубы, бары, общежития и кинотеатры иметь хотя бы
парочку автоматов по продаже презервативов. Решение коррупциоёмкое, так что его
реально можно принять даже при нынешнем режиме. И какое-то количество самых
«неудобных» ситуаций – особенно в варианте «пьяненькая девушка залетела хрен
знает от кого» - таким образом можно было бы предотвратить. Заодно со спидом и
гепатитомом станет полегче.
С другой стороны – возможна бесплатная вазэктомия для мужчин
в сочетании с бесплатным же хранением их спермы в криобанке (если всё-таки
надумает детей). Долго, дорого, требуется государственная система – но опять
же: программа коррупциоёмкая, можно что-то попилить, так что шансы на принятие
есть,
С третьей – уроки сексуального воспитания в школе, уж
извините. Нет, называть их так не нужно, да и вести их следует не с упором на
камасутру (про это и так все знают), а наоборот: рассказывать о неприятных
последствиях и средствах предотвращения таковых. Боитесь разврата, соврата и
растлена? Ну хорошо, сделайте несколько фильмов на эту тему (нормальных, не на
коленке, с бюджетом) и добейтесь их одобрения церковью, например. Думаю, при
наличии государственной воли вопрос решаемый... Ну и вообще определённая подача
этой темы в кино и особенно в сериалах. Как у нас сейчас везде
многонационалочку протаскивают, так и тема «сделала аборт, теперь не могу
родить» вполне себе развиваема.
И так далее: ход мысли понятен. Нужен комплекс мер, каждая
из которых снижает количество абортов на процентики, а вместе может получиться,
что таковые перестанут считаться нормальной такой частью «женской доли», как сейчас.
Что и можно будет считать... нет, не решением проблемы, но выведением её на
уровень социально-терпимого. Когда аборт будет означать в 70% случаев показания
по болезни, в 20% - нежелание рожать от крайне неприятного человека (от
насильника или там стремительно ушедшего из семьи мужа), и только в оставшихся
10% - что-то другое.
11
И, наконец, о воспалении темы в данный конкретный момент.
Не дёргайтесь, граждане. Это пугалки в стиле «Мизулина всем
бабам письку зашьёт». Каковые в нашей стране придуманы, чтобы облегчить
гражданам восприятие какой-нибудь реально готовящейся гадости.
Зато письку не зашили, ага-ага.