Валентин Вокулович Романенко (11.03.1936 - 1996). Полковник одновременно обоих ведомств: КГБ и МВД. Человек, удостоенный высшей ведомственной награды в органах госбезопасности СССР - наградного знака «Почетный сотрудник госбезопасности» за № 42. Шеф Государственной тайной полиции СССР (практически аналог «Gestapo») в начале 80-ых.
Любой коллектив на любом предприятии – это, как правило, случайное сообщество случайных людей. Ты - человек - единица коллектива. Ты находишься в агрессивной среде. Жесткая конкурентность, желание использовать тебя, как проститутку, обман, предательство, подлость – нормальная и естественная обстановка в обычном коллективе.
Как можно не только выжить, но и подняться по карьерной лестнице, добраться до своего места под солнцем? Уроки полковника Романенко относятся к советскому коллективу. Насколько актуальны эти уроки сейчас - решай сам.
В истории человечества есть немало примеров, когда небольшой коллектив людей более, чем удачно, выживал в крайне враждебном окружении. Вокруг атмосфера смертельной опасности. А необходимо не только выжить, но жить богато и счастливо. Полковник Романенко, естественно, имел в виду организованную преступность, или мафию.
Три главных закона позволили мафии стать сверхуспешным проектом в истории человечества.
Меняются времена и страны – меняются правила. Наши преступные группировки начала 90-ых руководствовались другими тремя главными законами. Человек, который проповедовал эти принципы и сейчас жив, но находится в местах не столь отдаленных. Потому имя его умолчим. Романенко называл его просто «Сергеич».
Эти правила успешно применяются учениками Сергеича и сегодня. Примеры приводить не буду, все и так очень очевидно. Вопрос в другом: как применить эти правила, если ты один против всех? Если ты один и есть мафия, как в дурацкой одноименной игре?
Теперь о правилах других, но столь же важных.
Но в жизни не все так просто. Не получилось наладить отношения с начальством? Обычное дело. Разумеется, твой начальник оказался клиническим идиотом. Частое явление. Выбирай сам: или борьба или увольняйся. Выбрал борьбу, помни: на войне, как на войне. Никаких правил и компромиссов.
Валентин Вокулович учил, что есть два вида борьбы с руководством: открытая и закрытая война. О закрытых, тайных методах борьбы мы поговорим в другом месте. Война с открытым забралом, это в первую очередь, прилюдные выступления против начальства.
Например, на собраниях. Дают тебе слово или нет – рвись на трибуну и критикуй начальство. Желательно конструктивно. Всегда есть за что. Играй роль радеющего за дело, честного и открытого придурка. У нас в стране юродивых традиционно очень любят и побаиваются.
Пиши письма высшему руководству с критикой своего «любимца». Вывешивай эти письма на его двери. Сегодня, безусловно, нужно использовать возможности интернета.
Трудно уволить такого человека. Как уволить за справедливую и честную критику? Что скажут люди… «Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна!». Во всяком случае, уйдешь героем, а не побитым псом.
Наконец, начальник вызвал тебя к себе и приказал написать заявление об уходе, иначе грозится уволить по статье. У меня лично так было в конце 70-ых. Помню, как мы сидели на кухне у Валентина Вокуловича, пили чай и хохотали: я писал заявление об уходе по собственному желанию под его диктовку. Дословно не вспомню, но примерно текст был такой:
«…вы потребовали, чтобы я написал заявление по собственному желанию или меня уволят по статье. Хорошо, что о вашей противозаконной деятельности (дальше следует подробное описание этой деятельности) не знают наши доблестные правоохранительные органы. А, если вы считаете, что вышеописанные обвинения безосновательны, то нет сомнения – следствие разберется. Честность, профессионализм и неподкупность советской милиции невозможно переоценить. … Бороться дальше за интересы моей Советской Родины против ваших интересов я не могу, опасаясь за свою жизнь и свободу. Я верю в реальность ваших угроз. У меня двое маленьких детей и я не хочу лежать в могиле или сидеть в тюрьме. Я сдаюсь, вы победили, потому прошу уволить меня по собственному желанию».
На следующий день, после подачи этого заявления на подпись начальнику, он вызвал меня и сказал:
-Тут нам выделили на управление две машины «Жигули» 5-ой модели. Бери одну и нормально увольняйся.
Напомню, машина в то время была страшным дефицитом. Стоимость такой машины на черном рынке превышала в два раза номинал. Так мы и разошлись к обоюдному удовольствию.
Правда, когда я приехал на новой «пятерке» и принес нормальное заявление об уходе, начальник вдруг злорадно спросил:
- А откуда у тебя такие деньги? На твою зарплату машину не купишь. 7500 рублей ты и за 7 лет чистыми не заработаешь, а ведь пить и есть надо. Дети, говоришь, у тебя малые…
Но я был готов к такому вопросу, мой друг Валентин Вокулович и это предвидел. Потому отвечал четко:
- У нас в Уголовном кодексе есть статья о недоносительстве. Это значит, все граждане незамедлительно обязаны доносить об известных им готовящихся или совершенных преступлениях. Если вы уверены, что я купил машину на нетрудовые доходы и не донесете на меня в соответствующие органы, то париться вам на нарах полгода минимум. Поэтому немедленно звоните в милицию. Немедленно. Телефончик вам подсказать? 02! – Ничего не сказал начальник, но звонить не стал почему-то.
Вы скажете, что время было другое. Да, конечно. Но люди остались те же и правила Валентина Вокуловича Романенко не устарели, на них просто надо посмотреть под нужным углом. Кто сможет.
Автор - просветлённый гуру, аскет в тридцать девятом поколении. Работает по благословению Патриархии, Муфтията и ФЕОР.