Винница нынче – базовый регион для президента и премьера Украины. До поры до времени тихое Подолье мало кого интересовало, но после смены правительства настала пора обратить внимание на этот плодородный край. В украинских СМИ хватает негативной информации о деятельности Владимира Гройсмана на посту мэра Винницы, но увиденное в самом городе скорее радует глаз.
Главное место отдыха виннитчан официально называется «Набережная Рошен».
Оно и немудрено – рядом находится одноименная кондитерская фабрика и музей шоколада, где за сорок гривен проводятся экскурсии для малышни с дегустацией сладостей.
Набережная благоустроена вполне сносно, есть детские площадки, но для фирмы действующего главы государства все выглядит бедно и неуютно. Поскупился Порошенко на качественных дизайнеров. Не хватает души.
На самой набережной можно обнаружить расклеенные листовки с претензиями националистов к Порошенко – им, видите ли, маловато украинских песен на радио и телевидении.
А вот дальше можно обнаружить удивительные примеры соседства. Практически напротив расположены православный собор киевского патриархата и католический костёл. На Европейской площади в десятке метров друг от друга находятся мемориал Славы, посвященный погибшим в ВОВ и памятный знак в честь небесной сотни и героев АТО.
Никаких конфликтов, не найти добробатовцев и агрессивную националистическую молодежь, которых полно на улицах городов Западной Украины. Лишь изредка можно заметить рекламу гражданского корпуса «Азов». Темнокожего камерунского футболиста Коллинза, играющего за местную «Ниву», болельщики называют по-доброму просто Коля – нет и намёка на расизм.
В Виннице нет улицы Бандеры, но зато есть улица Ступки. По улицам снуют возрастные швейцарские трамваи, находящиеся в хорошем состоянии. Фасады домов приведены в порядок. Заметно, что старую брусчатку на замощенных дорогах реставрировали и клали вновь. Рука хозяина в городе видна невооруженным глазом и наверняка благоустройство было начато еще в бытность Гройсмана мэром.
Отдельно стоит остановиться на языковом вопросе. Разговаривающих на русском и на украинском примерно поровну. Если во Львове обратившись на русском к украиноязычному жителю вы скорее всего наткнётесь на пренебрежительный взгляд и злобу в голосе, то в Виннице с вами поведут себя весьма корректно и вежливо. Население более чем доброжелательно. Мне, например, в кафе абсолютно незнакомая женщина, сидевшая за соседним столом, пожелала приятного аппетита, хотя я ей гожусь в сыновья, а не в кавалеры. На Соборной, главной улице Винницы, как и на Крещатике, расположен фирменный магазин «Рошен».
Выглядит он солидно даже и по московским меркам. На него, в отличие от набережной, Порошенко денег не пожалел. Изобилие конфет, мягкие игрушки с корпоративной атрибутикой, причудливые механические кондитеры на витрине – практически магазин «Детский мир». Подольским детям Порошенко дарит радость, донецким детям Петр Алексеевич посылает смертоносные «подарки»…
Следует отметить, что в Виннице представлено не только сладкое президентской фирмы. В области растёт предостаточно сахарной свеклы, есть и другие кондитерские предприятия. В самой Виннице на каждом шагу кофейни со вкусными свежими пирожными и тортами. Устоять трудно, качество приличное, поэтому неудивительно, что Порошенко успел себе заработать сахарный диабет. Страна «Рошения» это сладкий край, давший Украине самого горького правителя за всю двадцатипятилетнюю историю независимости.
А вот в Хмельницком, соседнем областном центре Подолья, всё гораздо печальнее. Всего два часа езды от Винницы, а контраст разителен. Украиноязычных процентов восемьдесят, в центре города заметны грязные босяки, попадаются нацистские граффити на стенах. Дома и улицы в худшем состоянии, чем в шоколадном городе. В воскресенье в семь часов утра прямо возле железнодорожного полотна с проходящими мимо пассажирскими поездами сотни пенсионерок распродают своё тряпье чтобы свести концы с концами. Есть улица Героев Майдана; на мемориале погибшим в АТО 150 фотографий местных жителей и надпись «Вечная память героям необъявленной войны!».
Но самое шокирующее даже не это.
Долгие годы в Хмельницком была улица Маршала Рыбалко, участвовавшего в 1944 году в освобождении тогда ещё Проскурова. На улице Маршала Рыбалко в советские годы соорудили мемориал Великой Отечественной Войны. Но после известных событий вышло так, что Рыбалко подпадает под закон о декоммунизации и его именем улица не может называться. Я не знаю специально это или случайно, но вышло так, что улицу Маршала Рыбалко переименовали в улицу Степана Бандеры. Теперь мемориал, где написаны фамилии сотен рядовых солдат, сражавшихся с нацизмом, находится на улице пособника фашистов и коллаборантов. Мемориал ВОВ на улице Бандеры – нет, это не сюр, не выдумка какого-нибудь Пелевина, а реальность сегодняшней постмайданной Украины.
Все разговоры в Хмельницком только о том, как сэкономить хоть копейку, что свидетельствует о крайне неблагоприятной ситуации в области. Молодая пара битый час обсуждает, на какую бы залезть крышу рядом со стадионом, чтобы 25 сентября бесплатно наблюдать за концертом «Океана Эльзы», т.к. билеты им не по карману. Проезд на автобусе от Хмельницкого до Каменца-Подольского стоит 65 гривен. Женщина в кассе берёт билет за 20 гривен до ближайшей остановки «Ярмолинцы» чтобы официально получить сидячее место в салоне, ещё 20 гривен платит на руки водителю чтобы он закрыл глаза на несоответствие билета с фактической точкой назначения, а сама едет до Каменца, тем самым экономя 25 гривен, т.е. всего доллар.
Жена агитирует мужа поехать работать в Польшу на склад, объясняя выгоду тем, что там гарантировано кормят обедами за счёт предприятия. И такое мелочное крохоборство на Подолье сплошь и рядом. Судя по объявлениям, средняя зарплата здесь составляет порядка ста пятидесяти долларов. Двухкомнатную квартиру площадью семьдесят квадратных метров в новостройке в Хмельницком можно найти и за двенадцать тысяч долларов.
Приходится констатировать, что чем западнее городок от Киева, тем хуже там обстановка и более националистически настроенное местное население. Прелесть Винницы в том, что это самая настоящая лесостепная аграрная Украина, которая не была частью Второй Речи Посполитой, Австро-Венгрии или Румынии. А вот Хмельницкий близок к реке Збруч, которую галичане считают границей своих исконных земель, от того и атмосфера там значительно печальнее. Следует признать, что дай Хмельницкий Украине президента и премьера, то и обстановка там была бы приличной, как сейчас в Виннице.