11 сентября 2016 года в Белоруссии прошли парламентские выборы. Шестой раз граждане выбирали депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь – нижнюю палату белорусского парламента. В этот же день прошли выборы и в верхнюю палату – Совет Республики. Но членов верхней палаты выбирают не все граждане, а представители местных Советов от каждого региона Белоруссии, которых в республике семь (шесть областей и город Минск).
Выборы-2016, как и другие избирательные кампании в Белоруссии, не принесли каких-то сюрпризов и разочарований. Впрочем, в нынешнем созыве белорусского парламента будут работать две оппозиционерки – Анна Конопацкая – представитель Объединённой гражданской партии и Елена Анисим, занимающая одну из высоких должностей в структуре правления Общества белорусского языка им. Франциска Скорины. Однако даже проход двух оппозиционных кандидатов впервые за 12 лет нельзя отнести к какому-то сюрпризу. После президентских выборов 2015 года в белорусском общественном мнении вновь активизировался слух о том, что в следующем созыве парламента появятся оппозиционеры.
Поэтому общество так или иначе, но было готово к такому повороту событий. Называлась даже примерное число оппозиции в парламенте – два-три человека. Слухи о попадании кого-либо из оппозиционной среды в новый состав парламента родились после того, как относительно ярко в президентской гонке-2015 проявила себя оппозиционерка Татьяна Короткевич. Именно после того, как она, естественно, проиграв действующему президенту, заявила, что ей понравилось участвовать в избирательных кампаниях, и что она подумает над карьерой депутата, стали распространяться слухи о том, что Короткевич будет депутатом. Может быть, Короткевич и сама поверила в эти слухи, так как свою кандидатуру выдвинула. Но проиграла другой оппозиционерке – Анне Конопацкоцй, выдвинувшейся по тому же избирательному округу. Примечательно, что Короткевич выдвигалась путём сбора подписей граждан, т.е. имела заведомо более массовую поддержку от простых избирателей, а Конопацкая – от партийной организации. Так что попадание в парламентскую обойму неизвестной Конопацкой вместо более известной Короткевич может считаться единственным интересным моментом выборов. В остальном, всё прошло спокойно и размеренно. Как и всегда в периоды выборов, не связанных с постом президента.
Белорусская избирательная система подразумевает двухтуровые выборы. Если в первом туре ни один из кандидатов не наберёт более 50 процентов голосов избирателей, проводится второй тур. Но в этот раз всё ограничилось одним туром. Во всех 110 избирательных округах выборы состоялись. В целом, новый созыв белорусского парламента в массе беспартийный, что уже стало то ли доброй традицией, то ли визитной карточкой этого высшего органа белорусской власти. Из 110 новых депутатов лишь 16 принадлежат к одной из пяти партий. Всего в Белоруссии официально зарегистрированных 15 партий, и на четыре ближайших года треть из них будут иметь своих представителей в парламенте. Если посмотреть на официальный сайт парламентских выборов, то там можно обнаружить следующие данные. Больше всего мандатов получили коммунисты – 8. По три мандата имеют члены Белорусской патриотической партии и Республиканской белорусской партии труда и справедливости. По одному мандату досталось представителям Либерально-демократической партии и Объединённой гражданской партии. Из всего перечня лишь одна партия – Объединённая гражданская – представляет собой оппозицию. Остальные в большей или меньшей степени лояльны нынешним белорусским властям.
Кстати, именно в оппозиционной Объединённой гражданской партии произошёл небольшой инцидент, связанный с получением мандата Анной Конопацкой. Руководитель Минской областной организации партии Виктор Молочко захотел покинуть эту должность в знак протеста против признания партией депутатства своего члена. Сам Молочко объясняет это тем, что «Конопацкая не победила на выборах, а была назначена» властями, поэтому предлагает Конопацкой написать заявление о выходе из партии, чтобы не бросать тень на структуру. Естественно, Конопацкая делать этого не собирается, а её депутатский мандат был одобрен лидером партии Анатолием Лебедько.
Ситуация с Молочко может быть объяснима ещё и тем, что его сын, также представитель этой партии, не смог набрать большинство голосов в своём округе. И отец, и сын, полагают, что последний победил, но с помощью подтасовок победу у него украли. Хотя, если следить за разговорами простых белорусских обывателей, которые в избирательный период становятся электоратом, то складывается впечатление, что оппозиционные кандидаты вообще-то не должны быть проходными. Оппозицию в Белоруссии массово не любят, да и никогда не жаловали. Особенно после крымских событий, когда оппозиция поддержала украинскую сторону, а большинство населения – Россию, а позже выразило симпатии к луганско-донецким ополченцам. После этого в белорусском обществе начало распространяться устойчивое мнение, что, если оппозиция придёт к власти, на территории Белоруссии повториться украинская ситуация с гражданской войной, быстрым и массовым обнищанием народа и прочими «прелестями» стремящейся к безвизовому режиму «европейской страны».
Так что оппозиционные кандидаты заранее находятся в менее выгодном положении, чем лояльные властям. Это объективная данность. Поэтому подозрения не в избрании, а именно назначении двух оппозиционных представителей в парламент как были, так и будут устойчиво циркулировать в обществе. В частности, по по словам одного из белорусских политологов Валерия Карбалевича: «Если в белорусский парламент и попадет кто-то из оппозиции, то это не будет результатом волеизъявления населения, а политическим решением властей». То есть это будет «политическое решение относительно каких-то конкретных кандидатур, это не будет результатом голосования, результатом волеизъявления населения. Разумеется, если и будут выбирать, то будут выбирать самых слабых, людей, на которых, возможно, будут иметь компромат, и так далее».
Никаких особых проблем для властей выборы не принесли. Единственная явно негативная реакция на выборы была у оппозиции, которая собралась на митинг в центре Минска. Митинг был не многочисленный – от 100 до 200 человек по разным подсчётам. На митинге белорусской оппозиции был замечен человек в кепке с надписью «Россия». Так и осталось неясным, кто это был и что он делал в такой кепке на оппозиционном митинге. Один из оппозиционеров посоветовал ему купить кепку в цветах белорусского флага и нашить на неё нынешний белорусский герб и изображение Лукашенко.
Оппозиция выступила с лозунгами нечестного проведения выборов, но вряд ли помимо самих участников мероприятия это кого-то взволновало. Митинг оппозиции был воспринят буднично, потому что у оппозиции такие мероприятия вошли в традицию.
Высказались по поводу выборов и «западные друзья». Высказывания были достаточно мягкими и слабо критическими. В частности, американский представитель заявил, что в Белоруссии наблюдаются улучшения, но всё равно выборы далеки от идеала. Американец пообещал, что США разрешат Белоруссии дружить с ними, если Белоруссия выполнит ряд американских требований, касающихся демократизации общества, как это понимает Запад. Американские заявления также не стали неожиданностью, ряд политологов был уверен, что именно так всё и закончится.
В целом, можно сказать, что нынешними парламентскими выборами белорусская власть дала Западу очередной сигнал о готовности сотрудничать с ним. Как минимум, два факта – попадание оппозиции в парламент и непротиводействие митингу несогласных с итогами выборов – показывают, что белорусская сторона готова пойти на некоторые уступки, чтобы добиться западных дивидендов. В первую очередь, видимо, в получении очень нужных кредитов. В то же время в отношении своего ближайшего союзника и соседа – России попадание оппозиции в парламент может означать сигнал к тому, что началось проявление медленного изменения белорусского союзнического вектора.