В газетах пишут – скучные выборы. Дескать, нынешняя избирательная кампания – самая скучная за прошедшие годы. Ни скандалов, ни интриг, ни расследований. То ли дело в 2011 году. Тогда, дескать, всем было интересно.
Выборы-2011 года были и впрямь интересными, но только с точки зрения предвыборных скандалов и применения административного ресурса. Само голосование никого не интересовало. СМИ писали о бесконечных нарушениях, вбросах, скандалах.
Например, 22 ноября 2011 года «Ведомости» сообщили о снятии «Яблока» с выборов в Московскую областную думу. 30 ноября того же года «Коммерсант» пишет, что ПАРНАСу запретили агитировать «против всех». Дело в том, что сопредседатели ПАРНАСа запустили ролик на «Эхо Москвы» с призывами не ходить голосовать. В тот же день Роскомнадзор запретил трансляцию ролика.
ЦИК совершенно официально распространял методичку о борьбе с независимыми наблюдателями на выборах, а председатель ЦИК заподозрил ассоциацию «Голос» в нападках на "Единую Россию", злоупотреблениях правами журналиста и покушении на присвоение властных полномочий.
2 декабря 2011 года «Ведомости» сообщили о новой избирательной технологии – голосовании по открепительным целыми трудовыми коллективами.
Именно подобный стиль административного продавливания нужного результата и привел к главному скандалу выборов-2011 – непризнанию их результатов обществом.
Согласно данным опросов, публикуемых в СМИ в 2011 году, половина россиян была убеждена, что выборы – фикция, а места в Думе распределяются по решению властей.
Выборы 2011 года были гонкой, которую власть проиграла сама себе, ибо в обществе сложилось четкое впечатление, что выборы нечестные, ни на что не влияющие, а партия власти – «партия жуликов и воров».
В результате сработала стратегия Навального – голосование за любую партию, кроме «Единой России». После того, как общество обнаружило, что ЕР всё равно победила, несмотря на то, что в крупных городах за неё мало кто голосовал – начались протесты. Они продолжались несколько лет. Московские митинги собирали по 50 тысяч человек, что было рекордом – до 2011 года считалось, что митинг в 5 тысяч человек – это огромная толпа.
Сравним веселые выборы-2011 со скучными выборами-2016. В программе «Воскресный вечер с Соловьевым» выступают националист Демушкин вкупе с националистом и кандидатом ПАРНАСа Мальцевым. Попробовали бы вы осуществить это в 2011 году.
В ходе предвыборных дебатов лидер ПАРНАСа Михаил Касьянов резко критикует власть и намекает, что в его бытность премьер-министром порядок был. В ответ на касьяновскую критику кандидат от «Родины» Игорь Коротченко в прямом эфире дарит бывшему премьер-министру американский флаг. Где был Касьянов в 2011? А партия «Родина»? Вот то то.
Согласно данным «Левада-центра», 20% дорогих россиян смотрят теледебаты. 25% планируют начать их смотреть, а 43% отвлекаться на дебаты не собираются. Получается, что 45% потенциальных избирателей дебаты всё же интересуют. А значит, интересуют и выборы как процесс. В 2011 году такое было немыслимо.
Никто, включая профессиональных социологов, не помнит, чтобы дебаты-2011 оказали бы хоть какое то влияние на результаты выборов.
Реальные дебаты шли тогда в интернете. Между Навальным, который призывал голосовать за любую партию, кроме «Единой России» и Быковым, который отстаивал движение «нах-нах», то есть идею бойкота голосования.
Дебаты между Навальным и Быковым и были главными в избирательной кампании-2011. Избиратель выбирал между протестом активным, деятельным, и протестом диванным. Что выбрали люди, мы уже знаем – они выбрали выход на улицы.
Конечно, есть люди, для которых дебаты-2016 скучны. В самом деле, кандидаты ругаются в прямом эфире, телевидение транслирует предвыборные ролики. Прям Америка какая-то, тьфу. То ли дело 2011 год.
«Начальник московского метро запретил рекламу партии "Яблоко"», - сообщал тогда «Коммерсант». Глава московской управы требовал собрать открепительные и принести в управу с целью организовать правильное голосование за «Единую Россию», - писала «Газета.ру». И как вишенка на торте: «Горбачев поставил под сомнение легитимность выборов в Госдуму» («Ведомости», ноябрь 2011).
Власть образца 2011 года ловко уворачивалась от летящих в нее со всех сторон кирпичей и помидоров. Под градом плевков со стороны городского среднего класса представители власти бегали с открепительными удостоверениями, организовывали «карусели», пихали пачки заполненных за ЕР избирательных бюллетеней в урны.
Результат известен. Обычно тихое и миролюбивое российское общество взбесилось. Потому что наглость и глупость наказуемы.
Нам говорят, что выборы 2016 года скучны. Ну да, где запрет предвыборной рекламы в московском метро? Нету. Скука. Где массовый сбор открепительных? Тоже нету. Скучища. Где запрет роликов оппозиционных партий? И этого нет. Тут политтехнолог-2011 падает лицом в салат и начинает в нём демонстративно спать.
Да, идет скучная, рутинная, если пользоваться политологическим термином, избирательная кампания. Партии и кандидаты ругаются между собой, пресса поддерживает то тех, то других, кандидаты агитируют рядом с кубами.
Но ведь это нормально. Конечно, стиль 2011 года, «поджечь сарай и вокруг него бегать», вызывает у многих ностальгические воспоминания о молодости. Дескать, тогда выборы были веселее. Но не сами выборы, а «движуха» вокруг них, которая и привела к полномасштабному кризису 2011-2012.
Сейчас значимая часть «движухи» оказалась включена в предвыборную гонку. Это позволяет и выборы легитимизировать в глазах общества и кризиса после них избежать. Нынешняя избирательная система подтасовок в стиле 2011 года не предусматривает. Значит, у общества претензий будет меньше. А ситуация в обществе – стабильнее.
Но этого не хотят те, кто чей бизнес – греться у подожженного сарая. Отсюда и ностальгия по 2011 году: «Ах, таких толп рядом с Кремлем вы ещё долго не увидите».