Оказывается, можно сработать и в противоположном направлении. Доброе российское государство предоставило некоммерческим организациям чудесную возможность получить иностранное финансирование – достаточно объявить свою деятельность не нравящейся властям, оппозиционной, дождаться, пока тебе на шею повесят бирку "иностранного агента" и можно подавать заявки на грант.
Не можем исключить, что российская негосударственная исследовательская организация Левада-Центр (Аналитический центр Юрия Левады) в самые ближайшие дни отправится по этому чудесному маршруту.
Проверка организации со стороны Минюста шла уже некоторое время.
К сожалению, результаты этой проверки были, похоже, предопределены.
Бухгалтерия Левада-Центра его руководству была прекрасно известно, и не учитывать то, что они действительно получали финансирование из-за рубежа, социологи просто не могли.
Не будим гадать, Пентагон им платил или кто-то ещё. В конце концов, разумно ожидать, что необходимые документы действительно будут опубликованы. Интересно другое – вопрос о том, являлась ли деятельность Левада-Центра политической в смысле текущего применения российского законодательства.
Отметим, что именно в течении августа, чуть ли не параллельно с работой Минюста, Левада-центр начал активно рассказывать различные вещи, на основании которых можно было бы убедить стороннего грантодателя, что социологи активно обижали текущую российскую власть.
Одобрение российской власти стремительно упало прямо перед выборами.
Хотя совершенно очевидно, что именно в период отпусков, при отсутствии серьёзных информационных поводов, вряд ли рейтинги партии Единая Россия и правительства дёрнулись бы именно в тот момент, когда громадное число граждан более озабочено выездом с пляжа или, наоборот "долежать ещё несколько дней".
Чудесная синхронность общеполитического негатива с действиями Минюста заставляет нас задуматься о том, насколько Левада-центр был объективен в своих оценках, а насколько – маркетингов.
Нет, мы не считаем, что унтерофицерская вдова сама себя высекла. Кажется, метка иноагента была неизбежна.
Однако, не вышло ли так, что, встав перед неизбежным, руководители Левады решили поднять ставки?
И если так, то возникает закономерный вопрос – кто перед нами. Невинно и по недоразумению пострадавшие учёные, или же акторы российского политического процесса, стесняющиеся открыто говорить о реальном практическом смысле публикуемых ими результатов?
В Лондон, действительно ездить не обязательно. Деньги, если что, можно и в Москве получать.