В Киеве конечно не допускают мысли, что под Армянском могли взять украинских диверсантов.
«Россия превращает украинцев во врагов по образцу «чеченских террористов»: задержано семь украинцев, которых обвинили в попытке взорвать все стратегические объекты Крыма!
Вот так. Столько сотен лет жили украинцы вместе с россиянами, а теперь оказалось — украинцы — это террористы хуже, чем чеченцы и сирийцы ИГИЛ. Украинцы хотят взорвать и уничтожить в Крыму все то, что было построено в Крыму в составе Украины. Теперь Путин будет оправдывать войну РФ против Украины еще и тем, что он здесь борется с терроризмом, и если не убивать украинцев, то они будут осуществлять теракты против России. Готовая предвыборная программа для «Единой России» на выборах в Думу».
Таков типичный образец украинской реакции на недавние события в Крыму. Принадлежит он одному из самых известных украинских журналистов главному редактору сайта «Цензор.нет» Юрию Бутусову, который считается еще и экспертом в военных вопросах.
Приведенная цитата очень хорошо смотрится на фоне другой статьи Бутусова, опубликованной 1 июня на его собственном сайте, и посвященном законопроекту «О силах специальных операций»:
«Для войны против РФ Украине необходима мобильная автономная структура, которая объединяет военных профессионалов и работает по своим закрытым регламентам на результат. … Чтобы наносить удары по оккупантам на Донбассе, в Крыму, Приднестровье, чтобы поддерживать национально-освободительные движения на территории РФ, необходимо создать эффективные инструменты решения такого рода задач. Надеюсь, народные депутаты в самое ближайшее время поддержат законопроект о ССО - этим мы покажем нашим западным партнерам, что мы всерьез готовы к проведению военной реформы.
Конечно, мнение Бутусова не официально, но ведь упомянутый закон, как сообщили все мало-мальски заметные украинские СМИ, 26 июля был подписан Порошенко. Что же официально написано в этом акте, которому президент видимо придавал особое значение (ведь рабочую группу по подготовке документа возглавляла его многолетний пресс-секретарь Ирина Фриз)?
Формально, данный закон именуется немного иначе, чем обычно сообщается: «О внесении изменений к некоторым законам Украины относительно Сил специальных операций вооруженных сил Украины». Данные силы фактические существовали и раньше, но лишь недавно были законодательно признаны отдельным видом ВСУ, в связи с чем в июле Рада изменила ряд законов в частности «О Вооруженных силах Украины». Так, в его ключевой статье, где перечисляется, к чему могут привлекаться «соединения воинские части и подразделения вооруженных сил» появились слова: «к организации и поддержке действий движения сопротивления, проведению военных информационно-психологических операций»…
Что это за операции и «движения сопротивления», входит ли в это движение, например «Имарат Кавказ» перешедший якобы под крыло ИГИЛ (террористическая запрещенная в России организации)? Текст закона ответа на это не дает, хотя прояснить терминологию предлагало в ходе прохождения закона и научно-экспертное управление Верховной Рады. В своем заключении, оно со ссылкой на украинскую «Википедию» утверждало, что «под «движением сопротивления» (фр. résistance) обычно понимаются организованные усилия части гражданского населения страны, направленные как на сопротивление легитимной или оккупационной власти, так и на подрыв общественного порядка и стабильности» (подчеркнуто научно-экспертным управлением).
Депутаты к этому предложению резонно не прислушались. Нельзя же так прямо заявлять что украинская армия займется борьбой с легитимными властями других стран и подрывом там общественного порядка. Отмечу что упомянутые задачи закон относит к функциям ВСУ вообще, а не только к силам специальных операций, а которых в документе сказано очень расплывчато – ясно что:
расходы на ССО прописываются в бюджете отдельной строкой;
военнослужащие этих сил получают специальную надбавку;
сведения об их личном составе, а также «о лицах, которые сотрудничают или раньше сотрудничали на конфиденциальной основе» с ССО являются государственной тайной (то есть узаконено наличие у этих войск нештатных агентов);
«функции задачи и особенности» ССО определяются законами и «положением, которое утверждается президентом Украины».
В этом положении наверно есть вещи более интересные, но документ не обнародован и видимо является государственной тайной. Поэтому о реальных задачах ССО можно будет судить о публикациях в СМИ, подобным упомянутой статье Бутусова. А их в связи с подписанием закона и учреждения президентом дня Сил специальных операций (29 июля) появилось немало.
Так, депутат от фракции «Самопомощь» участник войны в Донбассе Тарас Пастух говорит: «Это, по большому счету, действие на территории врага, поскольку мы понимаем, что территория отдельных районов Донбасса и Крыма контролируется вражескими войсками. Мы должны понимать, что у нас должен быть род войск, который сможет работать в тылу врага»
Интересна публикация в интернет издании «Депо. Только для укропов», где автор говорит о структуре этих сил, перечисляет какие части туда вошли, и отмечает, что «в составе ССО будет и управление нетрадиционных методов ведения войны, которое будет отвечать за создание движения сопротивления, партизанских отрядов, подпольных организаций».
А вывод таков: «для развития ситуации на Донбассе и в Крыму создание сил ССО и их активное применение может в значительной степени переломить ситуацию. Тем более, что в составе того же 3-го или 8-го полков спецназначения за два года войны сформировался костяк бойцов, которые имеют серьезный боевой опыт и подготовку».
Впрочем автору статьи Максиму Жирохову далеко до блогера Anti-colorados который написал: «россиянам следует подумать о том, что хранилища ядерного оружия не так уж и недоступны, как это многим кажется. При правильной постановке вопроса, можно гарантированно устроить подрыв одного-двух хранилищ, которые похоронят сразу несколько российских регионов, в круг задач ССО входят и такие мероприятия».
Может, этот бред и не стоило упоминать но все же его перепечатали и очень неподалеку от Крыма – в интернет-издании Новой Каховки «Таврийские вести».
А каких-либо споров о том, проводить ли в Крыму спецоперации, в украинских СМИ нет. Единственный спор по поводу ССО касается не содержания, а формы - точнее того, должен ли стать эмблемой єтих сил вовкулака, как предложила рабочая группа по новой символике украинской армии. Вовкулака – это зверь легендарный, известный во всей Европе, только под другими названиями – в России – это волк-оборотень, а в Германии – верфольф. Напомню, что «Вервольфом» называлась и ставка Гитлера и созданные в 1945 отряды диверсантов для действий в тылу союзных войск. То есть с учетом переформатирования исторической памяти на Украине – ассоциации вдохновляющие.
Но вот командованию сил ССО эмблема не нравится, в том числе и потому что сейчас страны НАТО не используют волка в своей символике. В самом Альянсе ситуацию не комментирует, но возможно станут арбитрами. Ведь во всех украинских публикациях о силах спецопераций красной нитью проходит мысль о том, что эти силы готовятся не только по стандартам НАТО, но и при деятельном участии специалистов из США и их союзников. Доказательство этому и призыв «выбрать свое будущее в Силах специальных операций», размещенный» на сайте Минобороны. Там сказано, что для такой службы желательно владеть иностранным языком, а среди ее преимуществ называется обучение на языковых курсах и участие в международных военных учениях.
Так что следы от разоблаченной диверсии в Крыму наверняка могут идти не только в Киев, но и в столицы «союза демократических государств», который как совсем недавно заверял Франсуа Олланд, не считает Россию противником. А то, что формально задержанные связаны не с ССО, а с Главным управлением разведки минобороны это уже мелочи. Во-первых, мы не знаем к чему в итоге придет следствие, во-вторых, с ГУР НАТО также работает, в-третьих малый временной интервал между официальной легитимацией ССО и крымским инцидентом похоже говорит, что учреждение нового рода войск, в Киеве хотели эффектно отметить.