Для современной культуры постмодерна характерна размывание самых разных границ, например, оппозиции своего и чужого. И, как частный пример, освоенного и природного. И то и другое воспринимается как часть единого целого, аморфного и неструктурированного. Одновременно всё более активно проводятся узкие, частные границы, географические, социальные и ментальные, всё более разделяющие совместно проживающие человеческие популяции.
В период бытования традиционной культуры природное плотно окружало населённые пункты и порой вторгалось в них. Однако люди чётко разделяли своё и чужое пространство, старались подчеркнуть эти границы на практике. Как хозяйственной деятельностью (вырубка диких растений на улицах, недопущение в населённый пункт диких животных), так формами поведения (например, запрет в освоенном, «человеческом» пространстве ряда сугубо мужских речевых оборотов, агрессивных типов поведения). Так же многие виды деятельности человека (большинство ремёсел, места постоянного проживания) располагались почти исключительно в «человеческой» зоне или на её границе.
В современных поселениях перестали использоваться многие жилые и производственные площади, созданные в XX столетии. Они либо забрасываются, либо вторично окультуриваются под зоны отдыха с низкой плотностью населения и пр. Пространство поселения размывается и фрагментируется, перестаёт быть сплошным и плотным. Исчезли единые принципы природопользования и поддержания искусственной среды внутри населённых пунктов, отношения к сельскохозяйственным угодьям и пр..
Люди активно присутствуют вне населённых пунктов, возводят там массу строений и пр..
Например, некоторые «глухие», живописные уголки активно используются для туризма и порой людей там едва ли не больше, чем во многих городских районах. Таким образом, происходит стирание границ между антропогенной и природной средой.
Очень часто и в пределах населённых пунктов и за ними, скапливается масса отходов человеческой деятельности. В том числе – сьедобных.
И бывшие районы населённых пунктов, и прежде отдалённые лесные и горные территории превращаются в «лесопарковые зоны». Так же в большом количестве появляются бросовые земли: территории бывших производств и жилых кварталов, свалок. Особо нужно отметить земельные участки, по нескольку лет использовавшиеся с чрезмерным применением ядохимикатов для получения сверхурожаев. Экосистема там восстанавливается гораздо медленнее на основе наиболее неприхотливых сорняков. При этом земля сохраняет в себе накопленные химические вещества не один год.
Кубань. Камыш и кустарник на месте заброшенных огородов в черте населённого пункта
Ненарушенных экосистем осталось крайне мало. Жизнь развивается в условиях, так или иначе изменённых человеком. На заброшенных сельхозугодьях, лесоразработках активно формируются вторичные природные ландшафты. На Кубани их формирование происходит в условиях, когда климат становится всё более сухим и тёплым. Очень часто на месте различных экосистем появляются густые низкорослые кустарники. Они – один из сравнительно ранних этапов процесса сугцессии – поэтапного восстановления первоначальной природной среды. Однако сугцессия - процесс длительный, занимающий порой не одну сотню лет. Он может быть нарушен новым вмешательством человека либо изменением климата. Например, глобальным потеплением, высыханием.
Заросли тёрна весно. Фото https://www.fotoupoenie.ru
Животные начинают питаться от мусорных свалок. Последние, наряду с полями и другими растениями, посаженными человеком, становятся важными источниками питания. Животные переселяются в населённые пункты, вступают в доселе не характерные отношения соседства с людьми. Так же возможен разрыв естественных пищевых цепочек ( разные виды питаются антропогенными отходами и пр.). А также возникновение новых конкурентных отношений между видами. В прибалтийских городах Даугавпилсе и Нарве вольготно чувствуют себя бобры. В Берлине и Риге немало кабанов, которые уже доставляют неудобство жителям. В кубанском хуторе Красном здание местной школы облюбовали змеи – «краснокнижные» кавказские полозы. Их привлекло наличие пустот под полом и обилие мышей, в свою очередь, питающихся отходами школьной столовой.
Происходит исчезновение «чистых» хищников, таких, как волки. Им требуется обширная территория и сравнительно большое количество свежего мяса. Больше перспектив появляются у всеядных: кабанов, медведей и пр. На Кубани в этом отношении выделяются еноты. А так же лисы и шакалы, которые во многом освоили модель питания всеядного животного. Антропогенная и природная среда может образовывать единую среду обитания для некоторых популяций определённых видов животных. Например, с сезонным чередованием месть питания и проживания.
Возникает до толи невиданная зависимость животных от человека от человеческого социума и его состояния.
Еноты ищут пропитание в мусорном баке. Фото https:// surok.info
Вероятно возникновение во многих районах с нарушенной экосистемой «новой антропогенной среды», включающую в себя как культурную, так и природную составляющую. Места пригодные для жизни здесь чередуются с пустошами. Причём последняя плотно зависит от человека итак или иначе им используется. А так же «внешней среды», почти не используемой человеком, с которой он будет минимально соприкасаться…
Автор благодарит кандидата биологических наук А.И. Насонова за важнейшие консультации.