Турецкий разворот

Неожиданно быстрое решение Кремля возобновить политические контакты и торгово-экономические отношения с Турцией удивило в России многих. Более того, это решение удивило многих и за пределами нашей страны. В самом деле, слишком резким оказался переход Москвы от обличения «турецкого врага Эрдогана» до сообщений кремлевской пресс-службы о принятых от турецкого лидера туманных сожалениях за сбитый прошлой осенью российский бомбардировщик и быстрого подписания президентом Путиным указа, разрешающего для российских туристов отдых в Турции.

Стремительный разворот Кремля в отношениях с Турцией нуждается в объяснениях, понятных простому человеку. Однако именно объяснений, по складывающейся за последнее время привычке, Кремль нам всем и не предоставляет, заставляя гадать на кофейной гуще или самостоятельно заниматься анализом стремительно меняющейся ситуации на юго-восточном приграничье России.

Уже сейчас понятно, что решилась российская власть на столь резкий разворот в отношениях с Турцией не от хорошей жизни. Внутриполитические последствия срыва авантюрного плана примирения с Турцией вряд ли просчитывались Кремлем столь же тщательно, как внешнеполитические дивиденды, которые получит Россия в случае успеха этого плана. 

Внешнеполитический контекст в последние годы у нас в стране определяет внутреннюю политику и экономические приоритеты. Именно поэтому среди основных причин, по которым Кремль решился на замирение с Эрдоганом, наибольший вес имеют факторы, связанные с внешнеполитической ситуацией вокруг Турции и внутри нее. Но переходя к описанию этих факторов, необходимо хотя бы пунктиром обозначить цену, в которую может обойтись нашей власти во внутренней политике неудачное замирение с Турцией.

Согласно самым реалистичным расчетам «турецкого лобби» в нашем турбизнесе, в случае разрешения в середине июля Росавиацией чартерных перевозок в Турцию максимально возможных для этого года значений турпоток из России в Турцию достигнет во второй половине августа-сентябре. Поэтому любой теракт в Турции в это время с участием российских туристов в роли жертв будет иметь поистине катастрофические последствия и не в лучшую, мягко говоря, сторону повлияет на результат выборов в  Госдуму 18 сентября. Будем молить бога и надеяться, чтобы никаких терактов с нашими туристами в Турции не случилось. Но знать и помнить об этой страшной угрозе необходимо. В том числе и тем из нас, кто собирается отправиться в ближайшее время на отдых в Турцию.

Американский фактор: Обама хочет уйти как победитель

Для тех, кто внимательно следит за американской внутренней политикой, не секрет, что в последние месяцы администрация Белого дома предпринимает титанические усилия для того, чтобы представить Барака Обаму в роли президента, оставившего заметный и позитивный вклад в истории международных отношений. Главной темой, по которой американцы до сих пор пытаются сделать из Обамы успешного президента, является сирийский конфликт.

Незадолго до стремительного разворота России в сторону Турции в американской политике на Ближнем Востоке произошли три события, которые можно рассматривать как некие новые точки бифуркации сирийского конфликта, ключевыми игроками в котором являются как Россия, так и Турция.

В апреле США вновь открыто оказали прямую военную помощь курдам, которые в противостоянии террористам из ИГИЛ (организация запрещена на территории РФ- прим. автора) берут под свой контроль все больше участков сирийско-турецкой границы. Но курды для Эрдогана являются лютыми врагами, президент Турции небезосновательно обвиняет их в сепаратистских настроениях. Прямая и явная поддержка Вашингтоном сепаратистских настроений курдов и возобновление американцами проекта «Независимого Курдистана» для давления на турецкого президента представляют собой серьезную угрозу для президента Сирии Асада и серьезно ухудшают позиции Москвы в сирийском конфликте. Именно это и стало одной из причин, подтолкнувших Кремль к налаживанию отношений с Эрдоганом.

Второй точкой бифуркации, заставившей Москву серьезно обеспокоиться своими позициями в сирийском конфликте, стал ультиматум Бараку Обаме от сотрудников Госдепартамента США, ответственных за сирийское направление, с требованием немедленно начать бомбардировки сирийской армии. Об этом письме-ультиматуме стало известно через утечки в американской прессе в середине июня. До сих пор эксперты спорят относительно природы этого ультиматума. Одни говорят о расколе в администрации Обамы  и стремлении сотрудников Госдепа подвигнуть главу государства на последний и отчаянный шаг по «победоносному завершению» сирийского конфликта и свержению Асада. Но некоторые эксперты считают, что никаких разногласий в администрации США по поводу действий в Сирии нет, а просто американцы таким способом пытались через СМИ оказать давление на участников сирийского конфликта, главным образом имея в виду Россию. Не исключено, что именно утечка в прессу этого письма-ультиматума также повлияла на решение Кремля начать размораживать отношения с Турцией.

В пользу этого предположения говорит и другая медиа-провокация американцев, случившаяся прямо во время начала процесса восстановления контактов президентов России и Турции. США через газету Washington Post сделали достоянием общественности свои предложения на российско-американских неформальных консультациях по Сирии, которые они отправили россиянам в понедельник, 27 июня – в день, когда в Москву поступило письмо с «сожалениями» от президента Турции. Эти предложения, опять же по форме больше напоминающие ультиматум, подразумевают де-факто реализацию плана по созданию бесполетной зоны над Сирией (на чем давно настаивал Эрдоган и против чего якобы ранее возражал Обама). В обмен на совместные российско-американские бомбардировки террористов из «Джебхат-Ан-Нусры» (организация запрещена на территории РФ – прим. автора) Россия, по замыслу американцев, должна убедить Асада дать сирийским ВВС команду прекратить бомбардировки т.н. «умеренной оппозиции».

Судя по пространному комментарию на утечку в Washington Post замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, в Москве крайне негативно воспринимают попытки США давить через прессу на переговорную позицию России по Сирии. Это значит, что медиа-манипуляции американцев все-таки оказывают какое-то влияние на формирование сирийской политики Кремля.

Подводя итоги, можно констатировать, что Россию и Турцию к сближению подталкивает сужаемый стараниями американцев коридор возможностей в сирийском конфликте, в котором каждая из стран преследует свои интересы, но сдавать переговорные позиции без боя не собирается.

Турецкий фактор: Эрдоган как последняя надежда на единую Турцию

Возобновление американцами проекта по созданию независимого государства курдов из осколков территорий Сирии, Турции и Ирака вновь поднимает вопрос о перспективах сохранения Турции как единого государства в нынешних границах. О том, что эта проблема из разряда медийных страшилок постепенно переходит в разряд осязаемых угроз, говорят и статьи в российской прессе, появившиеся в середине июня.

Не подлежит сомнению тот факт, что раскол и распад Турции в корне противоречит национальным интересам России. Следующая администрация Белого дома будет не в пример более агрессивной и реактивной, чем в президентство «миролюбивого» Барака Обамы, раскроившего по швам за восемь лет немало ни в чем не повинных стран, в том числе и Украину. Поэтому укреплять и поддерживать действующую ныне власть в Турции, которая за счет идиотских выкрутасов своих политиков по поддержке террористов из ИГИЛ, начинает балансировать на грани распада, Кремлю в высшей степени выгодно.

Положение президента Турции внутри страны и в самом деле сегодня незавидное, он балансирует на грани импичмента. В середине июня в стране вновь возобновилась дискуссия по поводу якобы поддельного диплома Эрдогана. Радикальная оппозиция требует отставки Эрдогана с поста президента, поскольку в соответствии со статьей 101 Конституции Турции президент страны должен иметь высшее образование. Если факт подделки диплома будет окончательно доказан, у оппозиции в лице радикалов и военных появится формальный повод для импичмента Эрдогана.

В распоряжении США в случае начала практической реализации проекта по строительству «Независимого Курдистана» и доведения ситуации в Турции сначала до автономизации курдов, а потом и вывода их из турецкой юрисдикции имеется несколько кандидатов на смену Эрдогану. Прежде всего заклятый враг Эрдогана, лидер прозападного исламистского движения «Хизмет» Фетуллах Гюлен, проживающий ныне в Америке. Эрдоган считает Гюлена «террористом» за организацию им массовых протестов в стране летом 2013 года.

Подойдет американцам и Ахмет Давутоглу, бывший премьер и ближайший советник Эрдогана, один из архитекторов концепции неоосманизма, реализация которой в сочетании ориентацией Турцией на сближение с ЕС закончилась полным провалом. Пытаясь минимизировать для себя последствия этого провала, Эрдоган вынудил Давутоглу взять на себя ответственность за поражение, в результате чего тот вынужден был уйти в отставку. Как отмечают российские эксперты по Турции, Эрдоган не любит рядом сильных политиков, и Ахмет Давутоглу поплатился за то, что начал таким политиком становиться.

Нынешний премьер Турции и партнер Эрдогана во властном тандеме Бинали Йылдырым, в отличие от Давутоглу, демонстрирует подчеркнутое дружелюбие в отношении России и именно этим он импонирует Москве.

К тому же, потерпев фиаско с реализацией концепции неосманизма, Эрдоган схватился за другую, не менее амбициозную задачу – превратить Турцию из парламентской в президентскую республику. Централизация власти в Турции путем смены модели правления в стране противоречит интересам США, для которых страны с парламентской формой правления являются наиболее удобным объектом для геополитических манипуляций. Однако централизация власти в Турции, наоборот, отвечает интересам России, заинтересованной в сохранении единства турецкого государства и формировании турецкими политиками более ответственного и сбалансированного внешнеполитического курса.

Исходя из вышеизложенного, можно полагать, что, стремительно разрешив россиянам отдых в Турции и в то же время максимально затянув и обусловив дальнейшее размораживание торгово-экономических связей России и Турции, Кремль, вероятно, дает Реджепу Эрдогану своего рода карт-бланш на централизацию власти в стране и формулировку более адекватного внешнеполитического курса.

Кроме того, учитывая реальную угрозу импичмента Эрдогана, Москва не может не задумываться о том, с кем именно из турецких политиков ей лучше всего сотрудничать дальше, если Реджеп Эрдоган в скором времени покинет свой пост. Вернув российских туристов в Турцию, Кремль дает карт-бланш и тем из них, кто желает дружить с Россией.  Все это в какой-то степени объясняет стремительность поворота Кремля в отношениях с Турцией. Однако импульсивность Реджепа Эрдогана как политика и резко возросшая угроза терактов в отношении российских граждан в Турции рискуют свести на нет амбициозные планы России на турецком и сирийском направлениях. 

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram