Европейская оттепель и магнит из Азии

Европейская оттепель и магнит из Азии - так можно вкратце охарактеризовать важнейшие впечатления от иностранных гостей 20-го Петербургского экономического форума.

Сразу отметим, что анонсированное после Форума  «подписание контрактов» более чем на 1 трлн. рублей является всё же в значительной степени традиционной рекламной акцией, подтверждающей для СМИ, что средства на грандиозное собрание потрачены не зря. Как всегда, львиная доля подписанных документов это протоколы о намерениях и меморандумы о взаимопонимании, из которых далеко не все и очень не скоро превратятся в скромные обязывающие контракты.

Однако ПМЭФ давно уже не «про контракты». Претендуя на статус сначала «русского Давоса», а теперь уже и «евразийского Давоса», питерский Форум стремится выявлять и даже формировать новые региональные и континентальные тренды международной политики. И вот здесь, похоже, получилось кое-что многообещающее.

На европейском направлении у  России явно наметилась оттепель, которую, впрочем, ещё только предстоит  закрепить.  Потепление обозначил лично глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер,  приехавший в Петербург вопреки шквалу критики со стороны «младоевропейских» стран.

Выскажем одну догадку. Юнкер слишком опытен для авантюр. Раз приехал, значит имел негласное благословение от страны, которая обеспечила его продвижение на должность и продолжает опекать – от Германии. Возможно, немцы хотели таким образом уравновесить негатив от крупнейших учений, проводимых НАТО как раз в это время совсем неподалёку от Петербурга. Размах этих упражнений, кстати, не случайно покритиковал глава германского МИДа
Ф.-В.Штайнмайер.  Самого Штайнмайера немцы не рискнули прислать в Петербург, но Юнкер отчасти представлял и позицию Берлина. На публику Юнкер высказывался осторожно, но партия «санкции уйдут, а сотрудничество расцветёт» в таком исполнении и в таком месте  - сигнал, несомненно, внушительный.

Откровенно порадовали сердца российских европофилов два романских гостя – премьер Италии Матео Ренци и экс-президент Франции Николя Саркози.

Весьма символична оказалась в устах итальянского премьера старая римская максима pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться) — применительно к пакетному соглашению «Минск-2» об урегулировании  конфликта в Донбассе.  Премьер подчеркнул собственную великоримскую решимость не допустить ни ревизии условий, ни дальнейших проволочек с исполнением «Минска-2». Впервые для одного из действующих лидеров ЕС Ренци заговорил о равной  ответственности обеих сторон конфликта за исполнение всех пунктов соглашения. И о необходимости, в частности, усилить воздействие на Киев.

Думается, что настроение, которое продемонстрировал Ренци в Петербурге, постепенно начинает доминировать в старой континентальной Европе. Высказывания политических лидеров и даже голосования в представительных органах множатся. Можно достаточно уверенно прогнозировать, что санкции против России, привязанные к «Минску-2», продлены до конца 2016 года в последний раз. После этого срока начнётся их поэтапное сворачивание. И если санкции станут усыхать при отсутствии прогресса в урегулировании конфликта в Донбассе, это будет означать политический дефолт для президента Украины Петра Порошенко, что во всех смыслах плохо. Ему стоит поторопиться.

Призывы Ренци «открывать новые каналы для диалога» и «строить мосты» между Европой и Россией  ласкали слух, но не выходили за рамки дипломатических реверансов. А вот одна конкретная идея поразила и запала в душу. Мы, говорил премьер, отныне на каждый евро, вложенный из бюджета в безопасность, будем ещё один евро отдавать на культуру. И закрепим это законом! Так  и будем финансировать оборону и культуру 1:1, ибо ещё великий Достоевский учил, что именно «красота спасёт мир». Каково? Ай, да Матео, ай да сын римской волчицы. И ведь знает, эрудит, что именно в Милане и Флоренции Достоевский трудился над романом «Идиот».  А вот у нас многие европофобы, поднимающие на щит Достоевского, этих подробностей не знают.

Может и нам, соплеменникам Достоевского, последовать итальянскому примеру в вопросах финансирования безопасности и культуры?

Невский перфоманс французского республиканца Николя Саркози, пока свободного от государственных постов, был размашистым и зрелищно эффектным.  Воспоминания о собственных миротворческих подвигах («в 2008 году мы остановили русские танки в 40 км. от Тбилиси») перемежались с  выражением почти любви к России и веры в её европейское будущее. Многие немедленно размечтались: если Саркози в 2017 году снова изберётся президентом Франции, на гильотину отправится не только «антироссийский» пакет санкций, но, возможно, и «антикрымский». Мечтать не вредно, но рановато.

Президентские выборы во Франции пройдут в два тура 23 апреля и 7 мая 2017 года.  Весьма вероятно, что они пройдут по классическому сценарию: во второй тур попадут некий  правоцентрист из партии «Республиканцы» и лидер правых Марин Ле Пен. Победит в итоге республиканец. Если в этой роли победителя окажется Саркози, европейский политический ландшафт существенно изменится. В частности, у России появится ситуативный союзник в вопросах миротворчества на Украине и на Ближнем Востоке. Но пока в партии «Республиканцы» гораздо сильнее позиции у Алена Жюппе, бывшего премьера и нынешнего мэра Бордо. А он гораздо консервативнее экспансивного Николя и будет в основном придерживаться брюссельского мейнстрима.

И всё-таки среди высоких зарубежных гостей ПМЭФ самое яркое впечатление на меня произвёл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Всевозможным плакальщикам по красной советской империи стоит послушать речь этого мудрого национального лидера несколько раз – для полного усвоения.

Мы, говорил Назарбаев, получили от СССР страну в полном развале и нищете с ВВП едва достигавшем $400 на душу в год. За 25 лет независимости мы создали устойчиво развивающуюся экономику с ВВП в $11 028 на душу в год (существенно опередив Россию, заметим мы). Отстроили с нуля новую столицу. Привлекли уже $255 млрд. прямых иностранных инвестиций. Хотим стать финансовыми воротами Евразии, для чего создаём максимально благоприятные условия.

Согласно Назарбаеву,  свыше 7 000 российских компаний работают в Казахстане в условиях, о которых они и мечтать не могут в России: бесплатное предоставление земли, освобождение от налогов, возвращение 30% от средств, реально вложенных в приоритетные проекты в республике.

Опытный  руководитель пообещал Казахстану «вторую пятилетку индустриализации», в ходе которой будет создано 1000 новых предприятий и  1,5 млн. новых рабочих мест. На этих  предприятиях начнут выпускать  свыше 450 видов продукции, которых страна никогда не производила.

Что ещё удивительнее, Назарбаев намерен сократить участие государства в экономике до 15% ВВП и осуществить в рыночном секторе инвестиционный прорыв, чтобы к середине 21 века Казахстан вошёл в 30-ку самых экономически развитых стран мира.  И ведь наш интеграционный партнёр не раз доказал, что ему можно верить.

Итак, международная повестка ПМЭФ-20 получилась вполне позитивной. Европейская оттепель выглядит устойчиво, но её надо конвертировать в реальные дипломатические достижения. А в Азии у нас появляется всё больше причин присматриваться к опыту Казахстана, в котором «просвещённый авторитаризм» не тормозит развитие страны, а работает как мощный драйвер экономического роста.

Пожелаем и России ступить в эпоху устойчивого роста экономики и благосостояния граждан.

Автор - председатель Комитета по международным связям ВПП «Партия Роста». 

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram