Проклятое место

Очередной руководитель самарского Ростехнадзора рискует стать фигурантом уголовного дела

Самарский Ростехнадзор в очередной раз попадает в поле внимания правоохранительных органов. Руководителя ведомства Михаила Михайлина обвиняют в коррупции и пренебрежении своими служебными обязанностями. В случае, если факты будут подтверждены в ходе расследования уголовного дела, Михайлин может стать уже вторым руководителем самарской надзорной службы, оказавшимся за решеткой.

Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в очередной раз может попасть в поле внимания правоохранительных органов. Как стало известно изданию, ряд сотрудников и бизнесменов написали открытое письмо руководителям Генеральной прокуратуры РФ Юрию Чайке, Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину и полномочному представителю Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаилу Бабичу (копия письма есть в распоряжении редакции).

Как следует из письма, в самарском Ростехнадзоре выстроена коррупционная система, которая позволяет обогащаться руководителю ведомства и близким ему сотрудникам с одной стороны, и избегать наказания за грубые нарушения законодательства РФ предприятиям и должностным лицам с другой стороны.

«Один из самых последних и вопиющих примеров – ситуация вокруг ОАО РИТЭК, ранее именовавшегося ЗАО «Нафта-Самара». РИТЭК, став правопреемником «Нафта-Самара», уже более года не переоформляет лицензии на недропользование, при этом деятельность ведет, нефть добывает и реализует. Думается не надо долго говорить о том, что деятельность нефтедобывающей компании без лицензии противоречит всем основополагающим законам РФ, позволяет компании получать незаконную прибыль, наносит ущерб бюджету РФ в миллиарды рублей. Также, эта деятельность наносит непоправимый ущерб окружающей среде, поскольку компания не выполняет предписания закона об утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). Согласно положениям законодательства уровень утилизации должен быть не ниже 95%, в то время как на установках РИТЭК это уровень не превышает 5%», - приводят один из примеров такой деятельности авторы письма. Также среди компаний, которым удается снизить затраты на модернизацию производства и уходить от штрафов упоминаются такие, как «Транснефть АК», «Транснефть ТСД», «Роснефть», «Татнефть» и другие.

Но только нефтяным комплексом интересы группы лиц из самарского Ростехнадзора не ограничиваются. Большими поблажками со стороны надзорного ведомства пользуется и химическая промышленность региона. В частности, в ходе расследования громкой аварии на «ТольяттиКаучуке», унесшей жизнь одного из сотрудников предприятия (еще один сотрудник получил тяжелые повреждения), были выявлены лишь незначительные нарушения, которые не привели практически ни к каким последствиям ни для самой компании, ни для ее руководства. Также не пострадал и «ТольяттиАзот», в ходе проверки которого были выявлены «многочисленные нарушения, заключающиеся в несправном состоянии противоаварийной системы, отсутствия проектной документации на установки и завод в целом. Схожие нарушения были выявлены на заводе «ТольяттиАзот». Однако все эти факты не привели ни к какому реагированию со стороны Ростехнадзора», - говорится в тексте письма.

Вообще, отношения Ростехнадзора с «ТольяттиАзотом» давно уже являются крайне дружескими. В частности, в распоряжении редакции есть документ, согласно которому предприятию «Томет» на полтора года переносятся сроки реагирования на предписания службы. При этом такая доброта Ростехнадзора хорошо объясняется собственноручной росписью денежных средств, которые руководитель одной из близких Ростехнадзору экспертных организаций ФГУ «Энергобезопасность» Андрей Гордеев передает в службу от компании «Томет» для решения спорных вопросов. Вообще «Томет» хорошо известен самарским правоохранителям. Именно эту компанию миноритарные акционеры «ТольяттиАзота» из «Уралхима» обвиняли в незаконном выводе имущества тольяттинского азотного комбината.

В таком отношении к своей службе заявители открыто обвиняют руководителя Средне-Поволжское управление Ростехнадзора Михаила Михайлина, руководителя отдела Сергея Рейнвальда, еще несколько сотрудников службы. Причем схема работы с предприятиями, по данным заявителей, не изменилась с 2000-х годов – деньги в службу поступают через близкие Ростехнадзору экспертные организации. Подобная деятельность сотрудников надзорного ведомства приводит к их значительному обогащению. Они уже успели прославиться покупками дорогих автомобилей, недвижимости. Сам же Михайлин использует поднадзорные компании как собственные. «Не так давно в личных целях не связанных со службой Михайлин потребовал вертолет от компании «Транснефть». После полученного на устную просьбу отказа, он написал письменное требование. Воспользовавшись вертолетом компании, он нанес ей финансовый ущерб в размере 150-200 тыс. руб., поскольку оплачивать свою прихоть он не счел необходимым», - говорится в тексте обращения.

Вообще, самарский Ростехнадзор уже не в первый раз становится объектом пристального внимания правоохранительных органов. В 2009 году экс-руководитель службы Юрий Зольников был приговорен к 19 годам лишения свободы за организацию преступного сообщества. Позднее в ходе рассмотрения апелляции срок заключения был снижен до 16 лет. Еще один руководитель управления Ростехнадзора в регионе, Юрий Козлов, был застрелен в подъезде своего дома в 2007 году. Интересно, что частью обвинения Зольникову были и коррупция в сфере экспертизы промпредприятий.

Остается только следить за развитием событий. Надеемся, что прокурорское реагирование не заставит себя долго ждать.


ОБРАЩЕНИЕ

Генеральному прокурору РФ
Чайке Юрию Яковлевичу

Руководителю следственного комитета РФ Бастрыкину Александру Ивановичу

Полномочному представителю Президента Российской Федерации
в Приволжском федеральном округе Бабичу Михаилу Викторовичу


Уважаемый Юрий Яковлевич
Уважаемый Александр Иванович
Уважаемый Михаил Викторович

Обратиться к Вам нас заставляет беспокойство за жизнь и здоровье наших родных и близких, всех жителей Поволжского региона, в частности Самарской области. Поводом для такого беспокойства стала деятельность, а точнее бездеятельность организации, призванной охранять спокойствие и безопасность жителей нашего региона - Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

На сегодняшний день Средне-Поволжское управление Ростехнадзора возглавляет Михайлин Михаил Петрович. Он был назначен на эту должность в августе 2015 года, и пришел в руководство под флагом борьбы с коррупцией, восстановлением нормального функционирования службы и выстраивании эффективного контроля за опасными производствами в подведомственном регионе. Однако уже на сегодняшний день стало понятно, что все его слова, к сожалению, остались только словами.

Началом можно считать приказ от 29 февраля 2016 года, согласно которому «осуществление координации и контроля деятельности межрайонного отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью, приказы на проведение проверок и приказы от утверждении заключений о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации» Михайлин отставил за собой. Это позволило ему организовать деятельность Ростехнадзора в регионе одному ему удобному способом. И после этого стали один за другим возникать ситуации, когда интересы конкретного руководителя управления ставились выше интересов граждан РФ и государства в целом.

Один из самых последних и вопиющих примеров – ситуация вокруг ОАО РИТЭК, ранее именовавшегося ЗАО «Нафта-Самара». РИТЭК, став правопреемником «Нафта-Самара», уже более года не переоформляет лицензии на недропользование, при этом деятельность ведет, нефть добывает и реализует. Думается не надо долго говорить о том, что деятельность нефтедобывающей компании без лицензии противоречит всем основополагающим законам РФ, позволяет компании получать незаконную прибыль, наносит ущерб бюджету РФ. Также эта деятельность наносит непоправимый ущерб окружающей среде, не выполняя предписания закона об утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). Согласно положениям законодательства уровень утилизации должен быть не ниже 95%, в то время как на установках РИТЭК это уровень не превышает 5%. Это хорошо известно руководителю Средне-Поволжского управления Ростехнадзора Михаилу Михалину и начальнику отдела Сергею Рейнвальду, но по только им известным причинам они закрывают на это глаза и спокойно принимают отчеты компании, в которых уровень утилизации соответствует всем нормам. При этом в случае выявления каких-либо недочетов, Михайлин и Рейнвальд выписывают «копеечные» штрафы мелким исполнителям, оставляя руководство компании безнаказанным.

Однако еще хуже ситуация складывается на крупнейших нефтеперерабатывающих заводах области – Сызранском, Куйбышевском и Новокуйбышевском НПЗ. Установки переработки, отработавшие свой нормативный срок эксплуатации, не проверяются с 2012 года, не проводятся экспертизы промышленной безопасности. Следствием такой преступной халатности со стороны Ростехнадзора становятся аварии и возгорания на заводах.

При этом преступная халатность наблюдается практически во всех видах деятельности Ростехнадзора. Точнее даже сказать в бездеятельности. Руководством регионального управления Ростехнадзора до сих пор не была налажена работа по государственному надзору за объектами 1 класса опасности, как требует российское законодательство. Особенно плачевная ситуация с объектами нефтехимического комплекса. Михайлиным и Рейнвальдом организована система проверки объектов без выезда на место. Инспекторов фактически в приказном порядке обязывают давать положительные заключения о вводе в эксплуатацию объектов в «заочном» порядке. В частности именно таким образом получили заключения такие компании  как РИТЭК, Самаранефтегаз, Татнефть и многие другие. Фактически же объекты этих компаний не были достроены, рекультивация земель не проводилась, техническая и другие экспертизы не проводились. К чему может привести подобная халатность со стороны руководства Ростехнадзора региона говорить думается излишне.

Но и это еще далеко не все. Михайлиным и Рейнвальдом организована система ввода в эксплуатацию уже давно построенных объектов. Несмотря на то, что они уже давно и успешно функционируют, инспекторами по прямому указанию руководства заводятся наблюдательные дела, которые потом успешно закрываются «в связи с вводом объектов в эксплуатацию».
Михайлиным и близкими ему руководителями отделов выстроены стройная система взаимодействия с руководителями экспертных организаций, являющимися посредниками между руководством поднадзорных компаний и Ростехнадзором. Одним из главных «решальщиков» в этой стройной структуре является Александр Моисеенко, владелец экспертной организации «Самараконтрольсервис», а по совместительству директор ФГУ «Безопасность», входящего в структуру Ростезнадзора. Именно через Моисеенко является связующим звеном между Михайлиным и руководством компаний ОАО «ТрансНефть АК» и «ТрансНефть ТСД», через Моисеенко руководству нефтетранспортной компании удается «уговаривать» руководство Ростехнадзора «закрывать глаза» на нарушения в деятельности, которые могут привести к непоправимым последствиям для окружающей среды региона.

Все вышеизложенные факты могли бы говорить лишь о нежелании руководства Средне-Поволжского управления Ростехнадзора выполнять свои должностные обязанности. Но есть факты, которые заставляют подозревать Михайлина и близких ему руководителей отделов в коррупции. В частности, ни для кого уже не секрет, что в период руководства Ростехнадзором региона Артемом Тукаем была выстроена система поборов с руководителей предприятий и с физических лиц. Любая бумажка от Ростехнадзора должна была оплачиваться отдельным порядком и явно мимо бюджета РФ. «Стоимость услуг» определялась стоимостью самого объекта и его ценностью. Так вот, с приходом Михайлина ничего в этой структуре взаимоотношений не поменялось. Все те же руководители отделов, Рейнвальд, Силантьев, инспектора Комалев, Каргин и другие находятся на своих местах и спокойно продолжают свою деятельность. А ведь это именно те сотрудники, которые и входят в круг «правильных» лиц, осуществляющих взаимодействие с предприятиями и физлицами. При этом проводятся увольнения сотрудников, полностью соответствующих требованиям ФЗ «О Государственной службе РФ». В то же время на работу принимаются сотрудники, не имеющие профильного образования, соответствующего деятельности Ростехнадзора, а также не имеющие опыта работы в промышленности на технических должностях. Одним из таких сотрудников является Алексей Попов, имеющий профильное экономическое образование, в структуре Ростехнадзора занявшего место руководителя отдела по надзору за магистральными нефтепроводами. Главной «заслугой» Попова является опыт сотрудничества с одной из близких Ростехнадзору экспертных организаций. Думаю, понятно, что с таким руководителем никакого реального надзора за нефтетранспортной системой региона и быть не может.

Неудивительно, что при таком подходе к кадровому вопросу, в регионе не прекращаются аварии и ЧП. Одним из самых крупных, но далеко не самых последних, стало ЧП на заводе «ТольяттиКаучук» 14 сентября прошлого года, когда авария привела к взрыву на заводе, унесшему жизнь одного из сотрудников. Проверка по факту аварии выявила многочисленные нарушения, заключающиеся в несправном состоянии противоаварийной системы, отсутствия проектной документации на установки и завод в целом. Схожие нарушения были выявлены на заводе «ТольяттиАзот». Однако все эти факты не привели ни к какому реагированию со стороны Ростехнадзора. Более того, в отчете о проведении проверки по факту аварии вообще отсутствовала информация о нарушениях. Они исчезли после встречи Михайлина с руководством корпорации «Сибур».

Вообще, отношения Михайлина с подконтрольными предприятиями напоминают обращение барина с холопами. Не так давно в личных целях не связанных со службой Михайлин потребовал вертолет от компании «Транснефть». После полученного на устную просьбу отказа, он написал письменное требование. Воспользовавшись вертолетом компании, он нанес ей финансовый ущерб в размере 150-200 тыс. руб., поскольку оплачивать свою прихоть он не счел необходимым.

Все вышеизложенные факты заставляют нас обратиться к Вам, как к руководителям надзорных ведомств. Зная, как работает одна из главных структур, призванная охранять безопасность жизни граждан РФ, мы опасаемся, что очередная авария на каком-либо опасном производстве в нашем регионе (а их в одной только Самарской области огромное количество) может привести к человеческим жертвам гораздо большего масштаба, чем один погибший на ТольяттиКаучуке.

Первая публикация - блог Александра Трушкова

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram