В результате систематического давления со стороны Центра по борьбе с экстремизмом на сотрудников Московского государственного Юридического Университета из него был отчислен активист Московского отделения Другой России Михаил Аксель. История эта началась ещё в мае 2015 года. Сразу после вступления в партию молодой нацбол привлек внимание сотрудников Центра «Э», и на него стали оказывать давление через учёбу в университете.
2 июля 2015 года нацбол Михаил Аксель, назначенный за два дня до этого одним из бригадиров московского отделения, сдавал зачет по римскому праву в МГЮУ им. О. Е. Кутафина. Неожиданно Михаила вызвал директор института. Без особых объяснений его провели в служебное помещение для персонала университета. Там Михаила уже ждали двое в штатском. Как стало понятно с первых слов, они являлись сотрудниками правоохранительных органов (вероятнее всего, Центра "Э"). Удостоверения они показывать отказались наотрез, мотивировав это тем, что разговор носит неофициальный характер. Предметом их интереса была возросшая активность московского отделения. Продемонстрировав значительную осведомленность о подробностях личной жизни и учебе активиста, оперативники намекнули, что Михаил, который учится за счет государства (Михаил поступил в МГЮУ на бюджетное отделение в 2014 году), вполне может внезапно перестать учиться за счет государства, если будет активно тратить свое время на политическую деятельность. В конце этого продолжительного разговора они намекнули, что с Михаилом увидятся ещё не раз, и саркастически посоветовали быть аккуратнее.
После этого Михаил сталкивался с этими же двумя оперативниками как на партийных акциях ("Стратегия-31", партийные пикеты и митинги), так и на других гражданских мероприятиях (акции по поводу незаконных застроек, "Первомай 2016").
Со второго семестра 2015-16 учебного года Михаил столкнулся с проблемой сдачи зачета по дисциплине "Уголовное право". Преподаватель без объяснения причин наотрез отказывался принимать зачет. Встал вопрос об отчислении. Михаилу пришлось сдавать данный предмет на комиссии заведующему кафедрой, что он сумел сделать с первой попытки. Проблем с другими дисциплинами у него не было.
Чуть позже Михаил принял участие в акции против незаконного сноса магазина в районе Раменки, в результате чего ему выписали штраф за административное правонарушение. Спустя три дня, 15 апреля 2016 года, матери активиста на мобильный телефон позвонил человек, представившийся участковым. Он хотел пообщаться с ней и Михаилом "на предмет неоднократного участия ее сына в беспорядках". Договорившись о встрече, Михаил с матерью в назначенное время прибыли в опорный пункт полиции, где их ждали, помимо участкового, те самые сотрудники Центра "Э" вместе с ещё одним неизвестным оперуполномоченным. Никаких удостоверений Михаилу оперативники вновь не предъявили. Двое оперативников остались общаться с матерью Михаила, а третий, позднее представившийся Николаем, отвел Михаила пообщаться с глазу на глаз. В личной беседе Николай напомнил: "Я предупреждал, что мы снова встретимся". Оказывая моральное давление на Михаила, он пытался внушить ему мысль о том, что с оперативниками "лучше дружить". Когда Михаил явно дал понять, что ни о какой "дружбе" речи идти не может, Николай сказал, что это глупое решение. "Тебя один раз уже чуть не отчислили; второй раз может и не повезти", - добавил оперативник. Также он намекнул, что следующая встреча "может произойти и в СИЗО", если, конечно, Михаил продолжит заниматься общественной деятельностью. Вернувшись вместе с Михаилом к его матери, Николай активно убеждал ее в том, что данная беседа носит профилактический и личный характер, а ее цель - в том, чтобы избежать дальнейших акций.
В этом же семестре у Михаила перед летней сессией возникла проблема со сдачей отчетных материалов по практике. Несмотря на печати о посещении, хорошие характеристики из места прохождения практики, руководитель практики систематически отказывался проверять отчеты (за полтора месяца было отправлено шесть отчетов, из которых не был проверен ни один). За неделю до летней сессии Михаилу было объявлено, что несдача практики является причиной для недопуска к сессии. Михаил, пытаясь решить проблему, обратился к руководителю практики с просьбой скорее проверить отчет. На это ему ответили, что его работу не проверяли и проверять не собираются якобы потому, что времени на проверку у преподавателя нет из-за проходящих в университете госэкзаменов. В дальнейшем Михаил пробовал переводиться на заочное отделение, в другие ВУЗы, однако оказалось, что сроки для этого уже прошли. В результате личное дело Михаила в МГЮУ оказалось на отчислении.
Партия "Другая Россия" выражает возмущение по поводу такой грубой работы органов внутренней безопасности. В то время, как псевдолиберальная интеллигенция прибивает мошонки к брусчатке и поджигает здание ФСБ, оперативники оказывают давление исключительно на активистов оппозиции патриотического толка. А очевидное оказание давления на сотрудников учебного заведения, никак не причастных к политической деятельности Михаила, вообще является примером грубейшего превышения полномочий.
Александр Аверин, независимая политическая партия «Другая Россия»
тел: 8-916-428-56-27