Робот-десантник

После появления и успешных испытаний боевого робота «Уран», Россия  стала занимать первую строчку в мировом списке военного роботостроения. Больше ни одной стране, включая США, не удалось пока создать аналогичной по характеристикам машины; их разработки не вышли за пределы «самоходного пулемета» и не обещается, что выйдут в ближайшее время.

Это не просто констатация факта самодовольства ради. Боеспособный боевой робот, уже испытанный на полигоне и в условиях, приближенных к боевым, это важнейшее военно-техническое преимущество. Но преимущество это еще надо развить, чтобы произошел переход от немногочисленных, экспериментальных по сути машин, к массовому выпуску и применению в войсках. Это значит, что должна быть отработана тактика применения боевого робота, он должен быть встроен в структуру вооружения и техники имеющихся бригад различного назначения.

Решить эти вопросы — дело непростое, поскольку боевой робот представляет собой совершенно новый вид боевой техники, и мы в этом не можем сослаться на какие-то примеры из славного боевого прошлого. Робот, тот же «Уран», в чем-то весьма похож на бронетехнику, но при этом имеет свои характерные особенности, резко отличающие его от техники, управляемой людьми. В этой теме, видно, будет немало проб и ошибок, различных испытаний, прежде чем будет разработано то, что нужно.

Мотострелкам робот не особо нужен

Сейчас «Уран» испытывается в качестве средства поддержки мотопехоты, огневой и инженерно-саперной. Вооруженный робот может выполнять широкий спектр задач по прикрытию огнем, уничтожения огневых точек противника, прикрытия тылов или флангов, а саперный робот может прокладывать безопасные проходы в минных полях. Такие роботы вряд ли будут включаться в штат мотострелковых бригад, но могут им придаваться в составе отдельных рот или батальонов, оснащенных роботами, в качестве средства усиления для решения той или иной задачи. По некоторым сведениям, в Сирии состоялось боевое крещение боевых роботов. В сочетании с самоходками, роботы сбили боевиков-игиловцев с занимаемой ими позиции всего за 20 минут совершенно без потерь.

Это, конечно, превосходно, но все же стоит признать, что блестящее будущее боевой робототехники не стоит на пути формирования отдельных рот или батальонов, а на пути включения роботов в штат.

В оснащении мотострелков техникой, у боевого робота есть сильные конкуренты в лице БМП-3 и БМП-4, БТР-90, машин, хоть и управляемых людьми, но гораздо более универсальных. Появление БМП «Курганец» в сочетании с танком Т-14 «Армата» в рамках плана выработки нового семейства бронетехники на единой платформе, также не оставляют боевому роботу особого места в структуре вооружения. К тому же по сравнению с новыми машинами, «Уран» гораздо слабее вооружен и гораздо слабее бронирован, что снижает его ценность, смазывая даже достоинства автоматизации и дистанционного управления. Удачная разработка может быть затенена сильными конкурентами, и тогда боевой робот будет целесообразно разрабатывать на основе Т-14 «Армата», в котором, в сущности, экипаж надо заменить на ЭВМ.

Если же боевые действия организованы тактически грамотно, и мотострелков поддерживают танки и самоходки, артиллерия и авиация, то для боевого робота почти не остается работы. Их применение будет целесообразно только в каких-то очень специфических случаях, например, когда нужно взять хорошо оборудованную вражескую позицию ничтожными силами, или когда применение авиации и артиллерии невозможно или сильно затруднено, или в ходе боев в густой «зеленке», плотной городской застройке на минимальной дистации от противника.

В этом случае боевой робот становится специализированным инструментом, не часто применяемым. В качестве средства усиления и решения специальных задач, несколько десятков машин покроют потребности армии и спецназа. Это, в общем, не тот размах, на который рассчитывалось.

Робот-десантник

Впрочем, есть рода войск, в которых боевой робот, именно типа «Уран», будет крайне полезен. Это воздушно-десантные войска и морская пехота. Явный недостаток тяжелого вооружения у десантников, что было одним из наиболее уязвимых мест ВДВ, заставлял разработать и выпустить целую линейку боевой десантируемой техники. ВДВ получил технику, пригодную к выброске парашютным способом, способную оказать огневую поддержку сразу же по приземлении. Это был технический прорыв. Тактические результаты оказались куда более скромными. Десантируемая техника имела весьма слабое бронирование, низкий моторесурс, да и вообще выброска с парашютом представляла для нее серьезное испытание. Во время войны в Афганистане, части ВДВ в составе 40-й армии были перевооружены с десантируемой техники на обычную технику, стоящую на вооружении мотострелков. Это привело к эволюции воздушно-десантных войск в десантно-штурмовые, и они стали ездить на броне больше, чем прыгать с парашютом.

Но появление боевых роботов позволяет вдохнуть новую жизнь в концепцию применения воздушно-десантных войск, на которую уже было потрачено немало сил и средств. Если мы сделаем из «Урана» робота, десантируемого парашютным способом, то мы получаем весьма веские тактические преимущества. Во-первых, боевой робот может применяться для защиты только что приземлившихся десантников, которые в этот момент наиболее уязвимы для вражеской атаки. В качестве средства опознавания своих может служить, к примеру, уголковый отражатель лазерного луча, обычная «катафота», небольшая по размеру и легко укрепляемая на снаряжении. Робот должен иметь лазерный сканер, и запрограммирован так, что если «цель» возвращает лазерный луч обратно, то она опознается как своя и не поражается огнем. «Катафота» может быть выполнена в форме различных фигур, ее форму и размеры можно изменять сообразно каждой десантной операции, чтобы противник не смог обмануть систему опознавания. Десантники собираются вместе под защитой боевого робота. Если началась атака противника, то на робота же возлагается основная задача по ее отражению. В ходе дальнейших боевых действий боевой робот используется как средство усиления.

Во-вторых, можно проводить десант в две волны. Первая волна — боевые роботы, которые должны захватить и зачистить от противника какой-нибудь достаточно большой участок. Вторая волна — это десантники, выбрасываемые на уже занятый роботами участок приземления. Как вариант этой же тактики, боевые роботы могут атаковать находящиеся вблизи места высадки силы противника, связать их боем и отвлечь от высаживающегося десанта. В особенности это важно при захвате таких объектов, как аэродромы.

Для робота-десантника можно разработать немало интересных тактических приемов.

Для морской пехоты применение боевых роботов аналогичное, с той лишь разницей, что нужно сделать водоплавающую разновидность, пригодную для сброса с корабля до высадки основного десанта. Задачи боевых роботов в морской пехоте будут состоять либо в прикрытии высадки на берег, либо в атаке сил противника на берегу в районе высадки или в другом районе в отвлекающих целях.

Хотя это несколько неожиданное применение боевых роботов (все же предполагалось, что они будут ездить по земле, а не прыгать с парашютом), но, тем не менее, таким образом боевые роботы смогут стать весьма массовым видом вооружения. Во-первых, технические и тактические моменты можно отработать, опираясь на богатый опыт десантирования бронетехники, тем более, что боевой робот компактнее и легче стоящих на вооружении десантируемых машин. Во-вторых, боевые роботы могут быть включены в штат  воздушно-десантных бригад на место десантируемой техники или в дополнение к ней. Для этого потребуются уже сотни машин.

К тому же, в определенном смысле робот-десантник может использоваться для поддержки наземных сил. Группа машин выбрасывается с самолета в определенный район, где требуется поддержка мотострелкам, управление ими ведется с самолета-командного центра через спутник или через беспилотный аппарат-ретранслятор. После завершения операции наземные войска должны собрать и эвакуировать с поля боя машины. Это значительно расширяет возможности применения боевых роботов для выполнения самых разных задач, в особенности там, где требуется внезапность и огневой удар, захват укрепленных позиций и важных объектов.

Таким образом, возможное боевое применение роботов выходит далеко за пределы уже устоявшихся представлений, и может иметь самые неожиданные формы, вроде уже описанного робота-десантника. Не исключено, что это вовсе не последний изгиб такого рода в боевой биографии боевых роботов. 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram