В одном из своих интервью Владимир Путин сказал: «Мы понимаем, в каком мире мы живём, видим это, и, к сожалению, далеко не все ещё дошли до уровня Льва Николаевича Толстого, когда его известная теория непротивления злу насилием могла бы приносить кому-то ощутимые плоды, особенно на международной арене». Однако если брать белорусско-российские отношения, то порой складывается впечатление, что российский президент – убеждённый толстовец: какие бы антироссийские фортели не выкидывал Александр Лукашенко, Владимир Владимирович неизменно подставляет щёки для очередного братского удара.
Белоруссия с 2008 года последовательно противопоставляет себя России на международной арене: Лукашенко отказал в признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Включил РБ в программу Европейского союза «Восточное партнёрство». Отказался выдать пророссийским властям Киргизии опального проамериканского президента Курманбека Бакиева. Наконец, не признал возвращение Крыма в состав России (недавно Управление торговли и услуг Могилевского облисполкома рекомендовало городским субъектам торговли «избегать продажи политических карт мира и глобусов, на которых территориальная принадлежность Крыма отличается от общепризнанной мировым сообществом», после чего из могилёвских магазинов стали изымать глобусы с российским Крымом). И при всём при том российское руководство продолжает исправно дотировать белорусскую экономику из средств российских налогоплательщиков.
Впрочем, сами граждане РФ не уступают своему правительству в приверженности принципам толстовства, если речь идёт о братской Белоруссии. Приведём весьма показательный эпизод. 6 июня 2015 года в Могилёве был торжественно открыт бюст великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Эту скульптуру городу подарил фонд «Аллея российской славы» в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Помимо прочего, на постаменте памятника был размещён отрывок из пушкинского стихотворения «Клеветникам России», написанного в связи с подавлением польского восстания 1830–1831 годов. Установка памятника и особенно отрывок из стихотворения «Клеветникам России» вызвали крайне негативную реакцию со стороны местечковых националистов, считающих польских повстанцев своими героями. Было озвучено требование снести памятник или, по крайней мере, убрать с постамента «агрессивный» отрывок стихотворения. В результате могилёвские власти пошли на поводу у националистов, удалив с памятника не понравившиеся им строки. Как же на этот вопиющий акт государственного вандализма отреагировал российский фонд? Его руководитель, Михаил Сердюков, попросил прощения (!) у самостийных братушек за преподнесённый им подарок: «Я искренне извиняюсь. Я искренне просто не знал, к чему исторически это стихотворение привязано… Это от незнания истории, к сожалению». И далее: «Я благодарю Бога, что есть такой президент, как Лукашенко, который поддерживает то, что мы в России уже развалили».
Как верно отметил президент Путин, непротивление злу насилием – не самый подходящий принцип для международных отношений. Стратегические партнёры России при таком подходе теряют чувство реальности, или, если пользоваться словами белорусского президента, наглеют.
Так, в январе 2015 года Лукашенко заявил: «Украине Россия предлагает газ по $400 со скидкой, а у нас на границе цена на газ $142. И нигде больше такой цены нет благодаря тому, что мы долго выстраивали политику с Россией. Ну мне что, обнаглеть и пойти ногой в Кремль стучать – дайте по 80?» А уже в этом году РИА Новости сообщает: «С начала года белорусские власти ставят вопрос о справедливости нынешней цены российского газа для Белоруссии. В частности, премьер-министр страны Андрей Кобяков говорил, что цена российского газа для Белоруссии должна составлять 80 долларов за тысячу кубометров вместо текущих 142 долларов».
Столь же нагло белорусское руководство ведёт себя и в других вопросах. Например, в декабре 2014 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Белоруссия «может присоединиться» к российскому продовольственному эмбарго в отношении ряда стран Запада, введших экономические санкции против РФ. Однако белорусские власти не только не присоединились к эмбарго, но ещё и создали «продовольственный оффшор», через который в Россию идёт масштабный поток контрабанды из Европейского союза. В марте 2015 года Путин предложил создать валютный союз ЕАЭС с перспективой введения единой валюты, на что Лукашенко категорично ответил: «Вопрос валютного союза не стоит на повестке дня в какой-то период, даже дальний». Наконец, в сентябре 2015 года президент РФ распорядился подписать соглашение о создании в Бобруйске российской авиабазы, после чего президент РБ сначала сделал вид, что не понимает, о какой военной базе идёт речь, а затем открыто отверг идею размещения в Белоруссии военного объекта РФ.
Отметим, что достаётся от «батьки» не только российскому руководству, но и русским активистам Белоруссии. Так, в послании белорусскому народу и парламенту от 22 апреля 2014 года Лукашенко впервые за время своего правления открыто поднял «русский вопрос», дав указание сотрудникам КГБ подходить к активистам, заявляющим о проблемах русских в Белоруссии, «как к диверсантам». Кроме того, Лукашенко позволил себе высказать «сожаление», что видного деятеля русского движения в Белоруссии, руководителя витебской организации «Русский дом» Андрея Геращенко «не выкинули» из страны. Полагаем, что если бы подобное сожаление высказал президент Украины, Латвии или Эстонии, государственные СМИ России подняли бы серьёзную шумиху (и правильно бы сделали), однако к Белоруссии у российского официоза особое отношение: руководство РФ позволяет бить по щекам не только себя, но и русских, имеющих паспорта РБ.
Впрочем, белорусская власть, которая, очевидно, более высокого мнения о российских СМИ, нежели они того заслуживают, старается заблаговременно расправиться с «московской пропагандой». «Контент Российской Федерации в белорусских СМИ на сегодняшний день доходит до 65%, это нас не может не настораживать с точки зрения национальной культуры и информационной безопасности», – заявил 15 мая сего года заместитель главы Администрации президента Белоруссии Игорь Бузовский.
К чему всё это в конечном итоге приведёт, хорошо известно: откормившись на российских харчах, Белоруссия, подобно Украине, скажет российским толстовцам «Чао!» и двинет на Запад. Наиболее вероятный преемник Лукашенко, нынешний министр иностранных дел Владимир Макей прямо сказал в интервью польскому изданию, что через 40-50 лет РБ может вступить в ЕС. Что тогда останется делать российской элите и верным ей пропагандистам? Лишь сотрясать воздух воплями о «предательстве», «кознях Госдепа» и «минских фашистах». Но это будет только через несколько лет, пока же есть время тешить себя иллюзиями нерушимого братства.
Автор – эксперт Фонда «Народная дипломатия».