Хиллари Клинтон одержала победу в ходе очередного тура праймериз. Из 6 штатов, делегатские мандаты от которых разыгрывались вчера, Клинтон победила в четырех: Калифорнии, Нью-Мехико, Нью-Джерси и Южной Дакоте. Её соперник, сенатор-социалист Берни Сандерс, первенствовал лишь в Монтане и Северной Дакоте. Однако Клинтон выиграла ключевые штаты, такие как Калифорния, с солидным отрывом. 56% против 43% - таков ее результат среди калифорнийских демократов. Это дало ей 261 делегатский мандат. Сандерс в Северной Дакоте, для сравнения, получил лишь 13. Иначе говоря, Хиллари Клинтон может смело считать себя победителем последнего, решающего дня праймериз. Впереди лишь только голосование в Округе Колумбия, в котором находится столица страны – город Вашингтон. После чего голосование в рамках Демократической партии завершается. Впереди съезд.
Американские СМИ захлестнула волна официального восторга. Клинтон называют первой женщиной, добившейся выдвижения на пост президента от одной из крупных американских партий. Говорят о том, что вслед за первым чернокожим президентом Демократическая партия даст США первого президента-женщину.
Правда, однако, состоит в том, что в ходе праймериз Клинтон не удалось добиться абсолютного большинства делегатских мандатов. В её копилке 2203 мандата, у Сандерса – 1828. Для большинства нужно 2382 делегата. Виновата принятая у демократов пропорциональная система. Делегатские мандаты делятся между кандидатами, преодолевшими 15% барьер. В соответствии с этим правилом, Сандерс, даже проигрывая, везде получал солидное число делегатских мандатов. Например, в той же Калифорнии он потерпел поражение, но обеспечил себе поддержку 206 делегатов. Аналогичная ситуация ив Нью-Джерси. У Клинтон 79 мандатов, но у Сандерса – 47. Старая американская система «победитель получает всё» была надежнее с точки зрения интересов победителя. В соответствии с ней, первое место давало победителю все мандаты штата. По таким правилам Хиллари могла бы победить еще в 2008 году. Но тогда выиграл Барак Обама.
У Сандерса нет возможности победить Хиллари Клинтон и добиться выдвижения. Если не произойдет чуда, например, ареста бывшего госсекретаря в связи с ведущимся против нее делом о хранении государственных секретов на её частном сервере. Однако вероятность подобного исхода равна нулю. Тем не менее, Сандерс добился главного – Хиллари не может обеспечить себе выдвижение без поддержки партийного начальства, так называемых «суперделегатов». Это политики, которые получают делегатские мандаты по должности – сенаторы, руководители местных организаций Демократической партии и т.п.
Что, конечно же, обесценивает будущую победу. Понятно, что съезд, скорее всего, проголосует за Хиллари, что президент Обама будет вынужден поддержать ее кандидатуру. После чего борьба за кандидатство останется в прошлом. Неважно, с каким результатом одержана победа, «золотая медаль» - это золотая медаль. Тем не менее, осадочек останется. Вопрос в том, за кого будут голосовать избиратели Сандерса на всеобщих выборах. Электорат сенатора – левые активисты Демократической партии.
Однако голосование за Сандерса – это не только голосование за его левые взгляды. Это еще и антиэлитный бунт. Аналогичный бунт удался в Республиканской партии, вознеся на первое место Дональда Трампа. В Демократической партии, как видим, бунт успешно подавлен. Но он есть. Куда пойдёт левый протестный избиратель? Что возобладает, левизна или протестность? Это один из главных вопросов будущей избирательной кампании. Пока что Трамп пообещал принять избирателей Сандерса с распростёртыми объятиями.
Останутся ли левые избиратели верны Хиллари, если окажется, что она постоянно работала на крупные корпорации и получала финансирование от Саудовской Аравии, Китая и России? В этом её уже обвинил Трамп, пообещав на следующей неделе сделать резкое антиклинтоновское заявление. Сложный выбор. Как идеологические левые, избиратели Сандерса должны голосовать за Хиллари. Но как противники элиты и больших корпораций – за Трампа.
Пока опросы показывают, что избиратели Сандерса склонны голосовать за Клинтон. Поэтому многое будет зависеть, удастся ли Трампу оторвать значительное число этих протестных избирателей от электората бывшего госсекретаря.
Пока же избирательная гонка приобретает давно прогнозируемые очертания. Для торпедирования Трампа Хиллари снова прибегает к демонизации, рассказывая всем, что Трамп расист и грубиян, которому нельзя доверить ядерную бомбу и пост верховного главнокомандующего.
В западной политологии есть старый тезис. Если выборы проводятся в два тура, и во второй выходят только два наиболее успешных кандидата, то в первом туре выборов избиратель голосует за своего кандидата. Во втором – против наиболее чуждого. Американские выборы 2016 года, похоже, превратятся в голосование по этому принципу. Праймериз, похоже, сыграли роль первого тура. Избиратель голосовал за своих любимчиков. Трампа у республиканцев, Сандерса у демократов. Всеобщие выборы станут «вторым туром». Иначе говоря, голосовать будут не за Клинтон, а против «задиры и хулигана» Трампа. Голосовать будут не за Трампа, а против «Бастинды» Клинтон. Во всяком случае, таковы настроения значимой части избирателей. Значит, среди кандидатов предстоят разборки на тему, кто из них более демон.
Трамп пока не применял стратегии демонизации Хиллари Клинтон, а она стратегию демонизации Трампа применяла вовсю. Что и понятно. Единственная причина голосовать за Клинтон – это неприятие Трампа. В сущности, Трамп является единственным аргументом в пользу Клинтон.
Но ведь аналогичную логику может применить и Трамп. Дескать, Клинтон – капиталистка, связанная с Саудовской Аравией, работающая против Америки, ненавистница женщин и т.п. Если верить обещаниям Трампа, он начнет действовать в этом ключе со следующей недели. Посмотрим, насколько окажется эффективной данная стратегия.
Пока же «второй тур» президентских выборов в США стартует. Судя по остроте противостояния, мало никому не покажется.