Четвертый раз за последние два месяца ФОМ дает ЛДПР больший рейтинг, чем коммунистам. У ВЦИОМа похожие цифры. И можно осторожно утверждать, что это — уже тенденция, а не случайная флуктуация. Ответ на вопрос, что произошло с красными, довольно простой и наглядный. Выйдите на улицу и посмотрите на наружку — там логотип ЛДПР. Включите телевизор — там Жириновский у Соловьева. Посмотрите ролики на Ютубе — там главный либерал-демократ и куча восторженных комментариев: «он знал, что так будет с Украиной».
Где коммунисты? Где то далеко-далеко. Бурчит что-то Зюганов. Раздает листовки с невыполнимыми обещаниями Рашкин. И все. Партии нет и не предвидится. А люди все видят. Люди все замечают и все понимают.
Коммунистический электорат отнюдь не в восторге от того, что их вечный и несменяемый лидер постоянно ставит палки в колеса российскому государству и власти. Кстати, о власти и несменяемости. Сталин находился на руководящем посту в партии 29 лет. Зюганов сидит в кресле почти 27. Что за это время сделал Сталин, объяснять не надо — полстраны работает на заводах, построенных в то время. А еще половина — живет в домах, возведенных при нем. Что сделал Зюганов — сказать трудно. Правоверный коммунист тайком на кухне расскажет о том, что Геннадий Андреевич очень мило слил Ельцину выборную кампанию 1996 года. Пожалуй, это единственный достойный поступок главкоммуниста за всю его карьеру.
Россия ведет войну с терроризмом в Сирии. Против России капиталистический мир вводит санкции. А в парламенте, да и на улице коммунисты занимаются откровенным пораженчеством. Тот же Рашкин якшается с не скрывающими своей русофобской сути врагами страны, доказавшими, что главное для них — это дезинтеграция нашей с вами Родины. Что, неужели они думают, что никто этого не замечает? Неужели Зюганов уверен, что коммунистический избиратель не понимает того, почему вот уже 13 лет в Государственной думе во фракции КПРФ нет ни одного рабочего, но отчего то слишком много олигархов? Бежит от красных электорат. Бежит и пополняет ряды сторонников Жириновского.
У того все просто и все понятно — вот враги — страны золотого миллиарда, а вот — друзья — наша армия, флот и военно-космические силы. Вот злая Турция, вот оккупированная нацистами Украина.
И есть Путин, по отношению к которому Зюганов вертится как флюгер, вроде бы и чтобы плюнуть, но чтобы слюна не долетела. Жириновский же не позволит ничего подобного. Он всегда лоялен, он практически всегда поддерживает действия Кремля, будь то сирийская кампания, будь то реформа избирательного законодательства. Он хорошо и образно говорит, в отличие от того же лидера КПРФ. Он отвечает на радикальные ожидания значительной части электората своей резкой и жесткой риторикой. Наконец, понимая, что он уже не молод, Жириновский окружил себя целой когоротой молодых помощников, среди которых есть как вполне состоявшиеся политики, так и совсем еще неоперившиеся ребята.
Но, пожалуй, главное — это тот факт, что политика КПРФ и их риторика — откровенно демобилизирующие общество, призывающие не к концентрации усилий для преодоления нынешних трудностей, возникших отнюдь не по объективным обстоятельствам. Отнюдь не по нашей вине, а к нашей беде из-за действий обнаглевших еврочиновников и их американских хозяев. В этом контексте КПРФ очевидно играет не на стороне России и ее народа. Тогда как Жириновский напрямую ассоциируется пусть и с довольно радикальной, но той группой лиц, что выступают за жесткое отстаивание нашего суверенитета и даже расширения зоны влияния Москвы.
В результате крымский консенсус с 90% населения делает понятный выбор — те, кто за Путина — они должны быть либо в партии власти - «Единой России», либо в ЛДПР. Даже от Миронова побежали люди, когда узнали, что эсэры собираются требовать отставки Медведева. Ну зачем? Зачем Миронову это было нужно?
Элитные разговоры о том, как к Медведеву относятся в Москве интеллигенты и часть истеблишмента в регионах — ничего общего с поведением электората не имеют. Избиратель уверен, что правительство поставлено Путиным и уже поэтому не может быть плохим. Да, в нем окопались неприятные народу лица вроде Улюкаева, Ливанова и еще пары-тройки персон, но в целом правительство не подвергается нападкам, да и оценка работы главы правительства Дмитрия Медведева колеблется на уровне 50% одобрения вот уже два года. Повторюсь — одобрение действий Дмитрия Медведева, по данным ФОМ балансирует с 2014 года в районе 48-55%. На что рассчитывал Миронов — непонятно.
В результате мы наблюдаем ситуацию, когда неверная оценка действительности, в которой приходится оперировать политическим игрокам, уронило рейтинг коммунистов до 9%, а также прервало повышательный тренд у Справедливой России. И почти весь этот отток из двух парламентских партий абсорбировала ЛДПР.
Закономерно — кто первый встал, того и тапки. Ну и, конечно, кто как работает, тот так и ест. Жириновский получил шанс провести блистательную кампанию. Миронову же придется серьезно попотеть, отстраиваясь от той политики, которую ему навязали в начале года. Что же до Зюганова, то перед лидером КПРФ замаячила реальная перспектива утраты позиции главной оппозиционной партии в стране.
Сверху на это все смотрит «Единая Россия», которая довольно мощно вошла в избирательную гонку через процедуру праймериз. И вновь, по данным ФОМ, выправила рейтинг до уровня 50%. Что, при условии сохранения нынешней тенденции, позволит получить очень достойное большинство в Государственной думе.
Автор - директор Центра политического анализа.