«Общественные праймериз», проведение которых анонсировал 23 мая лидер ДНР Александр Захарченко, вызвали нездоровый ажиотаж в СМИ. Украинские власти требуют проведения выборов в ДНР и ЛНР по украинским законам. И в этом Украину поддерживает Запад. Россия формально тоже за выборы в Донецке и Луганске. Да только после того, как украинские власти согласуют «модальности» проведения этих выборов с руководством ДНР и ЛНР. Согласование «модальностей» может означать, что в результате выборов к власти в Донецке и Луганске придут нынешние руководители. Но уже не как лидеры непризнанных республик, а как полноправные, законные украинские губернаторы. Да еще и с автономным статусом. В результате чего Донецк и Луганск, пусть в составе Украины, получат фактически полунезависимый статус.
Нынешние лидеры Украины этого старательно избегают. Для них неприемлема не только федерация, но даже автономия Донецка и Луганска, хотя Порошенко и подписался под ней в Минске. Украинские власти делают вид, что Минские соглашения обязывают их консультироваться только с собственными, ими же назначенными губернаторами Донецка и Луганска. А те, конечно, за выборы только по украинским законам.
Возникает вопрос – зачем тогда нужны «праймериз» в ДНР? Очень просто. Власти Донецка и Луганска бояться провести полноценные выборы. Это слишком большая ответственность. Приходится тянуть время и надеяться на переговоры с Украиной. Последняя же ни на какие переговоры не идет, делая ставку на силовое решение «донбасского вопроса». Фактически, Украина запрещает проведение выборов в Донецке и Луганске, а непризнанные республики вынуждены с ней согласиться.
Поэтому вступают в силу интересы «кураторов» Донецка и Луганска. Им, конечно, просто завидно, что в «Единой России» проходят «праймериз». Управлять российской внутренней политикой хочется, но пускают пока только в политику Донецка и Луганска.
Совпадение личных амбиций «кураторов» с запретом на проведение настоящих выборов и вызывает к жизни праймериз в Донецке. Дескать, с одной стороны, это выборы. А с другой – какие же это выборы? Ведь формально «праймериз» - это голосование внутри партий, соревнование лучших «кандидатов в кандидаты». Оно никого ни к чему не обязывает. А населению можно сказать, что голосование уже началось.
В контексте усиления противостояния вокруг Донецка и Луганска концепт проведения праймериз вместо выборов выглядит совсем квелым. У людей пропадает вера в способность Москвы сделать хоть что-нибудь без постыдной клоунады.
Впрочем, власти ДНР говорят, проведение праймериз запланировано то ли на конец 2016, то ли на начало 2017 года. Иначе говоря, праймериз запланированы на «никогда». Слишком много воды утечет до объявленных дат. То есть все ещё хуже – решено не проводить праймериз, а болтать о праймериз. Выходит, не будет не только выборов, хотя последние могли бы усилить переговорные позиции непризнанных республик. Не будет и самих праймериз. Слишком быстро развиваются события вокруг Донецка и Луганска, чтобы можно было всерьез говорить о 2017 годе как о реальном сроке для предварительного голосования. Если уж его проводить, то прямо сейчас.
В знаменитой советской комедии Трус, прежде чем идти на «дело», пытается усыплять своих приятелей – Бывалого и Балбеса. В конце концов, последний советует ему тренироваться "на кошках". То есть на кошках-копилках, которых Трус «усыпил» великое множество. Точно так же «кураторы» вынуждены тренироваться на «кошках», то есть на Донбассе.
Конечно, при проведении праймериз в России были проблемы, был вал критики, но они были и в них приняли участие несколько миллионов человек. Это результат. Да и дело новое для России. Многие избиратели еще не до конца поняли, что это такое праймериз.
Но в Донецке нет ничего. Есть просто слова, что к 2017 году будут проведены праймериз. И есть трусость провести даже их. Донецк мог бы провести нормальные выборы, несмотря на гнев Запада. Дав тем самым образец выполнения Минских соглашений. Но выборов не будет.
Праймериз – святой костыль, замена выборов их имитацией. Казалось бы, вот оно, решение. Всем утерли нос. Но проблема в том, что не будет имитации. Есть разговоры об имитации, имитация имитации. «Дорогой, то, что мы принимали за оргазм, оказалось астмой», - гласит классический анекдот. Время идёт, доверие людей, их энтузиазм постепенно уходят в «гудок».