Драматическое возвращение Алексея Кудрина на политической арене в 2016 году видится не случайным.
Нельзя не признать, что, на фоне продолжающихся требований напечатать много денег и раздать их промышленности оно как нельзя уместно.
Разумеется, никто всерьёз не может поверить о том, что в 2016 году российская экономика и российская промышленность для своего развития нуждается в каких-то там "структурных реформах", а не в деньгах.
Страну этими "структурными реформами" кормили последние 20 лет. Допустим даже, что сам тезис о структуре формально правилен. Но разве господин Кудрин в состоянии развернуть экономику страны в нужном направлении? Ведь нам же нужно не любое изменение структуры российской экономики, а правильное, полезное изменение? А продвигаемое под видом сказки про "возвращение либерала" направление движения к такому правильному, полезному изменению отношения не имеет.
Разумеется, никто всерьёз не может поверить в то, что у Алексея Леонидовича есть какая-то работоспособная экономическая программа.
Экономические воззрения господина Кудрина, сводящиеся к тому, что деньги надобно аккумулировать в западные ценные бумаги, а страну превратить даже не в грин, а в "браун-филд", то есть в перепаханный участок почвы и в таком виде передать Китаю в аренду на 99 лет - тоже ни для кого не секрет. Попытку практической реализации этих воззрений мы и наблюдали длительное время, примерно до грузино-осетинского конфликта. Структурные реформы по рецептам Кудрина были хороши, эффективны, но российскую экономику убить всё же не смогли. Дуст оказался недостаточно сильным.
Зачем же Путину понадобился идейный банкрот, которого сам Владимир Владимирович вроде бы уже давно отправил в шкаф пылиться вместе со старыми костюмами?
Ответ на этот вопрос очевиден. Похоже, что у Владимира Владимировича просто не оказалось выхода перед лицом требований "промышленного лобби", со все возрастающей громкостью требующего запустить печатный станок и "раздать деньги промышленности на развитие". Апофеозом этой программы стало недавнее хамское предложение Минэкономики отобрать у населения денег в пользу корпораций, снизив доходы граждан. Идейка вполне в ключе известной парадигмы нефтяной трубы, подразумевающей, что экономика страны строится вокруг попила ограниченного объема ресурсов и самостоятельно неконкурентоспособна не только на мировом, но и на местном рынке.
Разумеется, при подобном Минэковскому подходе решение проблемы падения экспортных доходов вполне очевидно - раз ресурс экспорта упал, надо остаток средств переделить между населением и промышленностью, чтобы промышленность могла построить какие-нибудь новые заводы по производству подводных газовых труб повышенного диаметра. Или поставить новую автоматическую линию по производству ТОС - Буратино для последующего экспорта.
А не забыли ли все эти чудесные люди, что государство - это, всё таки, кажется, объединение граждан и основным содержанием его деятельности должно быть обеспечение коллективных потребностей этих граждан, а не борьба между желающими сдать в аренду территорию и желающими выпускать военную технику на экспорт?
Кажется, вопрос о "населении" сейчас стоит на повестке дня только в одном ключе - как бы оторвать от бюджета это стадо дармоедов, не породив бунт нищебродов? Как бы половчее примучить злых пенсов, которые зачем-то хотят от государства честно заработанные пенсии? И вообще, зачем платить рабочим на заводах, когда они могли бы, запросто, в 2020 году покупать еду по ценам 2020 года, а зарплаты получать в размере, характерном для 2016го?
Глядя на эти экзерсисы, редакция АПН не готова признаться в особых симпатиях даже и к "оппозиционной" программе путинского советника Глазьева, сводящейся к ускоренной накачке промышленности деньгами. Мы полагаем, что оба путинских друга - Глазьев и Кудрин, в известной степени друг друга стоят и используются Национальным Лидером в качестве этаких балансиров экономического курса.
Но мы хотели бы скромно напомнить, что в обороте находятся и другие, намного более вменяемые рецепты экономического роста.
Российской промышленности не хватает денег? Хорошо, пускай она возьмёт их у населения. Но не отожмёт, путём директивного уменьшения роста зарплат и кидального повышения пенсионного возраста, а честно заработает.
Если в российской экономике действительно не хватает денег и так уж необходимо их печатать - их вброс в экономическую систему необходимо резко децентрализовать. Это и исключит злоупотребления, связанные с выводом таких средств за рубеж и позволит эффективнее и более целевым образом донести их до тех субъектов промышленности, которые действительно конкурентоспособны.
Мы настаиваем на том, что в стране нужно подымать спрос и расширять внутренний рынок. И драйвером этого роста должно стать население, а не строители мощностей по расширению экспорта.
Ниже мы излагаем короткую и понятную экономическую программу, которая, на наш взгляд, способна вытащить российскую экономику из ямы, в которую оная катится
1) Социальная система - основа роста спроса. У нищих нет потребностей, а российские граждане должны быть зажиточными.
Руководство страны должно не просто вяло прекратить, а энергично заткнуть любые разговоры о повышении пенсионного возраста. Напротив, вопрос должен быть поставлен об отмене любых ограничений, налагаемых на пенсии работающих пенсионеров и о прекращении попыток ликвации системы льготных пенсий для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и иных категорий граждан со специальным условиями работы. Пенсии, как и зарплаты госслужащих, должны индексироваться в соответствии с показателями инфляции, как это и делалось ранее.
Дефицит денежных средств в пенсионном фонде должен покрываться за счет включения печатного станка, а не за счет сомнительных манипуляций с госфондами. Если уж стране и необходимо увеличить объём денежных средств в экономике через "инфляционный налог" - выгодополучателями от этой операции должны быть прежде всего граждане. В перспективе, пенсионный возраст должен быть снижен.
2) Льготы должны стать адресными и целевыми. Тихое их зануление под видом монетизации должно быть остановлено.
Должна быть произведена ревизия и обратная реформа системы "монетизации льгот", с опорой на нормативы предоставления льгот, установленные до монетизации. Большинство льгот должно быть переведено в натуральную форму. Их предоставление должно обеспечиваться единообразной системой электронного учета, открытой для бизнеса. Проще говоря, если гражданин имеет право раз в год бесплатно проехать в санаторий, то, вместо сорокатрёхрублёвой "компенсационной" выплаты из бюджета, которую он получает сейчас, у него должна быть возможность реально проехать в санаторий, купив билет при помощи специальной электронной карты. А РЖД или автобусный перевозчик должны немедленно(!) а не после 3-летней битвы с Минфином в арбитражных судах получить за это деньги из бюджета. Точно так же, если, например, инвалид имеет право на санаторный отдых за счет государства - у него должна быть возможность целевым образом расплатиться со своей карты льготника с любым официально работающим, в том числе и частным, санаторием за эту услугу, а у санатория - немедленно получить оплату за это из бюджета. Современные технологии позволяют контролировать целевые траты такого сорта централизованно, систему, их обеспечивающую, можно внедрить буквально за пару лет. Разумеется, для подобных трат можно обеспечить централизованный государственный контроль того, что отдых происходит в России, а не в Турции.
Таким образом, пенсионеры, льготники и госслужащие смогут послужить развитию внутреннего рынка, а государство вернёт себе, в полной мере, социальную функцию.
3) Население должно получить жильё и это жильё оно должно построить, по возможности, само. Государство обязано защитить частные домовладения.
Государство должно прекратить валять дурака с якобы доступной ипотекой (все равно недоступна), официально принять законодательство о строительных сберкассах, которое уже лет 15 торпедируется банковским лобби, и обеспечить выдачу населению бесплатных участков под строительство жилья не только на Дальнем Востоке, но и по всей стране. Пусть и не таких больших, как в дальних регионах.
Массовое индивидуальное жилищное строительство способно потянуть российскую экономику вперёд. Но критически важным для него является уважение государства к правам частных собственников. Раз уж мы заговорили о структурных реформах - то реальным и, возможно, наиболее важным направлением такой реформы должен стать законодательный запрет изъятия частных земельных участков, зданий и сооружений для целей жилищного и иного, кроме критичного инфраструктурного, строительства. Позорная практика сноса частных домов ради строительства жилых многоэтажек и торговых центров должна быть прекращена, "олимпийские нормы" ускоренного внесудебного отъёма частной собственности, которая проводится без справедливой компенсации - должны быть навсегда вычеркнуты из законодательства.
Тут нет ничего сложного, не нужно много лет на реформу судов, поиск честных сотрудников муниципалитетов среди не совсем честных и прочее вождение евреев Моисеем по пустыне, плавно переходящей в сусанинское болото.
Необходимо, всего лишь, однозначно, явно и недвусмысленно, запретить законом изымать земельные участки для строительства жилых, офисных и торговых сооружений. И структурная проблема будет решена.
Как мы видим, в предлагаемых нами мерах нет ничего сложного и невыполнимого.
Прекращайте спорить о том, складировать ли деньги в кубышке или отдать ли их промышленности.
Передайте их населению.