Австрия "взрывает" Европу

Кандидат от правой антимигрантской Партии свободы Австрии Норберт Хофер одержал победу на выборах президента Австрии. По предварительным данным, он набрал 51,9% голосов, опередив независимого претендента, бывшего лидера австрийских «зеленых» Александра Ван дер Беллена (48,1%). Формально результаты выборов ещё могут измениться – пока не подсчитаны голоса избирателей, присланные по почте. Тем не менее, можно говорить о крупном успехе Партии свободы и политическом "взрыве" в центре Европы.

Президент Австрии избирается всенародно сроком на 6 лет и может быть переизбран только на один срок подряд. Его конституционные полномочия велики – он назначает правительство и может распустить парламент. Однако на практике президент Австрии действует как обычный глава государства в парламентской республике.

Иначе говоря, реальная власть находится в руках федерального канцлера. В настоящее время правительство возглавляет социал-демократ Кристиан Керн. Он пришел к власти несколько дней назад, 17 мая. Правящая партия не простила своему предыдущему лидеру Вернеру Файману разгромного поражения в первом туре президентских выборов. Кандидат социал-демократов Рудольф Хандсторфер занял лишь 4 место, набрав 11,3% голосов. Кандидат консервативной Австрийской народной партии Андреас Коль выступил и того хуже, получив 11,1%.

Во второй тур прошли Норберт Хофер (35,1% голосов) и Александр Ван дер Беллен (21,3%). Иначе говоря, нынешние президентские выборы в Австрии нанесли удар по классической двухпартийной системе этой страны. Австрийская народная партия и Социал-демократическая партия Австрии привычно сменяли друг друга у власти много лет. В том числе продвигали своих кандидатов на пост главы государства. Но на нынешних выборах ни той, ни другой партии не удалось провести своих людей во второй тур. Конечно, это пока не беда. Они по-прежнему сохраняют большинство в Национальном совете (парламенте). Следовательно, до будущих выборов, которые состояться не позднее 2018 года, у них еще есть время. Если же им не удастся исправить ситуацию, то вполне возможно, сама политическая система Австрии неузнаваемо изменится. Партия свободы придет на смену классическим правым. А «зеленые» (или иная новая левая партия) – на смену социал-демократам.

Результат австрийских выборов создаёт прецедент. Если победа Норберта Хофера будет подтверждена, это будет крупнейшим успехом несистемной правой партии в современной Европе. Австрия является своего рода лабораторией подобного рода неполиткорректных проектов. Еще в 1999 году, благодаря второму месту на парламентских выборах, Партии свободы удалось сформировать коалиционное правительство с Австрийской народной партией. Тогда это вызвало всеобщее осуждение со стороны европейских стран и даже дипломатический бойкот. В 2002 году Партия свободы покинула правительство.

Но сегодня антимигрантские настроения захлестывают Европу с новой силой. Одновременно с ними назревает и кризис демократии вкупе с традиционными двухпартийными системами. Последние слишком далеко оторвались от своих избирателей. Граждане посылают четкие сигналы, что не хотят больше неконтролируемого ввоза мигрантов, в то время как политики проводят курс «все флаги в гости к нам». В результате нарастает террористическая угроза по всей Европе. Падают самолёты, в Брюсселе и Париже происходят террористические акты.

Правители игнорируют происходящее, отделываясь призывами к гражданам сплотиться, да спеть хором что-нибудь жизнеутверждающее. Разумеется, подобная глухота к требованиям общества приводит к росту раздражения не только правительствами, но и политическими системами в целом. Растет влияние не только несистемных правых, но и несистемных левых.

Похоже, Европа идет по пути Израиля. Там борьба правых и левых, и пораженческая политика последних привела в конце концов к резкому росту влияния правых партий, которым удаётся доминировать в поправевшем обществе. Правда, в Израиле эту ношу взял на себя традиционный для местной политической системы «Ликуд» во главе с Беньямином Нетаньяху. Израильский премьер выступает с инициативами, которые были бы расценены как экстремистские, будь они предложены в Европе. Например, он выдвинул идею принятия закона о еврейском характере Государства Израиль. Будь дело в Европе, ему был объявили бойкот.

Президентские выборы в Австрии демонстрируют, что одновременно происходят два процесса: 1) кризис традиционной европейской двухпартийной системы; 2) сдвиг общества вправо.

Аналогичные процессы идут во Франции, где антимигрантский Национальный фронт раз за разом занимает первые места на региональных выборах. Правда, его удается останавливать ценой союза традиционных правых и традиционных левых. Но надолго ли хватит этого союза, особенно в условиях нарастающей террористической угрозы? У Марин Ле Пен хорошие шансы пройти во второй тур предстоящих в первой половине 2017 года президентских выборов. Правда, там она скорее всего потерпит поражение. Но французская система может изменить в направлении противостояния Национального фронта с неоголистско-социалистическим блоком. Последнее было немыслимо всего несколько лет назад.

Даже в Германии, которая всегда была образцом европейской стабильности, набирает популярность партия «Альтернатива для Германии». Она уже прошла в несколько региональных парламентов (ландтагов). Если в следующем году ей удастся попасть в бундестаг, у «большой коалиции» христианских демократов и социал-демократов будут проблемы с удержанием власти.

Европейские политики буквально на днях почувствовали, что пахнет жаренным и начали брать на вооружение антимигрантскую риторику. Премьер-министр Великобритании Кэмерон заявил, что Турция вступит в ЕС не ранее 3000 года (это не описка!). У британцев свои проблемы – властям надо выигрывать предстоящий референдум о сохранении страны в составе Евросоюза. И хотя шансы на положительный для правящих кругов исход велики, приходится успокаивать избирателей – и смещаться вправо.

Германия и Франция выступили против безвизового режима для Украины. А ведь всего месяц назад, несмотря на неблагоприятные для Киева результаты референдума в Голландии по вопросу об ассоциации Украины с ЕС, казалось, что безвизовый режим могут дать, наплевав на мнение избирателей. Похоже, до европейских политиков начинает доходить, что плевать на избирателей опасно. «Гениальная» политика открытых дверей, в результате которой в Европу проникают дикари и террористы, вызывает массовый протест европейцев.

Иначе говоря, победа Норберта Хофера может быть первой ласточкой в чреде успехов несистемных правых по всей Европе. Праветь под угрозой потери влияния придется практически всем политическим силам.

Лично от Хофера больших перемен ожидать не следует, лично он системный игрок и недаром занимает пост третьего президента Национального совета. В Австрии эта должность дает возможность войти в состав специального комитета, который выполняет обязанности главы государства в случае вакантности должности президента. Хофер обещает быть объединителем, а это значит, что он вряд ли воспользуется сверхполномочиями, которые юридически есть у главы австрийского государства.

России же следует извлечь уроки из кризиса у соседей. В конце концов, мы проводим политику открытых дверей по отношению к Средней Азии, аналогичную европейской политике по отношению к мигрантам с Ближнего Востока. После прогремевшего инцидента с няней из Узбекистана, отрезавшей голову своей подопечной, власти чуть ли не ежедневно сообщают о рейдах ФСБ и арестах экстремистов. Пока громких терактов, аналогичных европейским, удаётся избежать. Но надолго ли, при сохранении нынешней миграционной политики? Вопрос о визах со Средней Азией назрел и перезрел.

Умный учится на чужих ошибках, дурак – на своих. У нас есть редкий шанс поучиться на ошибках Европы. Упускать его не следует. 

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram